Логопедическое занятие,посвященное дню победы в Великой Отечественной войне (подготовительная группа). "Они подарили нам жизнь".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Ерофеева Ольга Николаевна

В данном конспекте представлен материал по уточнению и расширению знаний детей о подвиге советского народа, героев- земляков в Великой Отечественной войне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_oni_podarili_nam_zhizn.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Они подарили нам жизнь»

Логопедическое занятие,

посвященное дню

 победы в Великой Отечественной войне

(подготовительная группа)

                                                                                                 

                                                                                                              Учитель-логопед

                                                             высшей квалификационной категории

                                                                                         МДОУ «Детский  сад

                                                                        компенсирующего вида № 242»

                                                                        Ленинского района г. Саратова 

                                                                                                                    Ерофеева О.Н.                              

Программное содержание:

1. Уточнить и расширить знания детей о подвиге советского народа, героев-

    земляков в Великой Отечественной войне.

2. Закрепить умение точно и последовательно пересказывать короткий текст,

    выразительно читать стихи.

3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слов (слово «Родина»),

    печатания букв, чтения слов, предложения.

4. Продолжать учить детей поддерживать диалог, развивать диалогическую речь.

5. Развивать двигательные способности, формировать произвольные

    координированные движения пальцев рук.

 6. Воспитывать чувство любви к Родине, уважение к защитникам Отечества,

     желания им подражать, быть похожими  на них.

Предварительная работа.

Беседы о Родине.

Беседы о городе: «Моя малая родина – город Саратов», «Достопримечательности

города Саратова», «Наши герои-земляки».

Чтение произведений о Великой Отечественной войне.

Заучивание стихотворений, песен о войне.

Пересказ небольших рассказов.

Прослушивание песен военных лет.

Конкурс стихов, посвященных Дню Победы.

Экскурсии в «Музей боевой славы», к памятнику «Журавли», на Соколовой горе, целевые прогулки по улицам микрорайона, названными в честь героев.

Рисование на военные темы.

Рассматривание альбомов, книг, иллюстраций о войне, военной технике.

Материал и оборудование.

Карты: России, города Саратова, Саратовской области.

Плакат к дню Победы.

Выставка портретов героев-земляков.

Рисунки детей о войне.

Плакат с лабиринтом и буквами (Они подарили нам жизнь).

Конструкторы (длинные жёлтые элементы – слоги, короткие зелёные элементы – согласные мягкие звуки, короткие синие элементы – согласные твёрдые звуки, короткие красные элементы – гласные звуки).

Доска, маркер, флажки, метроном, слайды, мультимедиа, планшеты Bamboo Fun, ручки, мониторы, магнитофон.

 Листы с кроссвордами.

Фонограммы песен:

 «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского;

«Священная война» муз. А. Александровой, сл. В. Лебедева-Кумача;

 «Мы за ценой не постоим» муз. и сл. Б. Окуджавы;

«Прадедушка» муз. А. Ермоловой, сл. М. Заготы;

«Саратов» муз. и сл. О. Газманова.

 

Словарная работа:

Земляк, рядовой, стрелок, политрук, панфиловец, пулемётчик, телефонист,

незабываемый, долгожданный, самоотверженность.

Оформление группы:

Группа празднично оформлена, выставка рисунков детей, посвященная

Дню Победы.

Ход занятия.

                Дети стоят полукругом; перед ними карта России, выделена Саратовская область с районными городами. Звучит 1 куплет песни «С чего начинается Родина?» (муз. В. Баснера,

 сл. М. Матусовского).

Уч.-логопед.   Обозначает границы нашего государства на карте.

                         Нет на свете Родины

                          красивей –

                         Боевой страны богатырей

                         Вот она, по имени

                         Россия,

                         От морей простёрлась

                         до морей.

                                              А. Прокофьев

                        Самое дорогое для человека – это его Родина.

                        Ребята, как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас?

                        (Ответы детей).

           Дети садятся.

Уч.-логопед.   Какие пословицы вы знаете о Родине?

Дети.                Любовь к Родине

                          Сильнее смерти.

                          Родина – мать,

                          Умей за неё постоять.

                          Для Родины своей –

                          Не сил, ни жизни не жалей.

                          Кто за Родину дерётся,

                          Тому сила двойная даётся.

                          Родина любимая –

                          Мать родная.

Уч.-логопед.    Родина – это наша Россия, наша столица Москва; наша малая родина – это город  

                          Саратов, Волга, улица на которой вы живёте, детский сад, ваш дом.

                          (Одновременно идёт показ слайдов: Красная площадь, Москва; Саратов:

                          Набережная Космонавтов, Площадь Ленина, Соколовая гора, детский сад, улицы

                          Саратова).

                          А сейчас послушайте доброе замечательное стихотворение о родине.

                   

Ребёнок.           Если скажут слово «родина»

                          Сразу в памяти встаёт

                          Старый дом, в саду смородина,

                          Толстый тополь у ворот.

                         (Отрывок стихотворения «Родина» З. Александровой).

Уч.-логопед.    Мы очень часто говорим и слышим слово «родина». Ребята, сейчас напишите слово

                          «Родина».

                        (Дети пишут на планшетах ручкой: Р О Д И Н А . Уч.-логопед пишет маркером

                         на доске).

Уч.-логопед.    Сколько слогов в этом слове?

Дети.                В этом слове три слога.

                         (Кладут три длинных жёлтых элемента конструктора – слоги).

Уч.-логопед.    Какой первый звук?

Дети.                Первый звук [р], согласный, твёрдый. Берём синий элемент конструктора.

                          (Дети присоединяют его к жёлтому элементу).

Уч.-логопед.    Какой второй звук?

Дети.                Второй звук [а] – это гласный звук. Берём красный элемент конструктора.

                         (Дети присоединяют его к первому жёлтому элементу, после синего).

           Последовательно так же анализируются другие слоги.

Уч.-логопед.    Молодцы, ребята, вы правильно назвали все звуки этого знакомого для нас слова.

                          За всю многовековую историю нашей страны не раз на её дома выпали большие

                          испытания. Последним была Великая Отечественная война. Она была самой

                          тяжёлой и жестокой из всех войн.

                          (Фоном звучит куплет песни «Священная война» муз. А.Александровой,

                          сл. В.Лебедева-Кумача).

                          Много лет тому назад, 22 июня 1941 года, Германия напала на Советский Союз, так

                          тогда называлась наша Родина. Весь наш народ встал на защиту Отечества. Храбро

                          сражались и солдаты Саратовской земли с врагами. Чтобы покорить нашу страну

                          враг рвался к сердцу Родины – столице Москве. Но мужество наших воинов

                          не знало границ, они отстояли Москву. Имена саратовских героев-земляков

                          известны всей стране и москвичам: генерал И.Панфилов, Василий Клочков….

                          Ребята, что вы знаете об этих людях?

1 ребёнок.        У деревни Дубосеково 28 солдат под командованием нашего земляка генерала

                          Панфилова вступили в неравный бой с фашистами. На них шли десятки немецких

                          танков. Несколько часов длился бой. Панфиловцы преградили дорогу фашистским

                          танкам, но сами пали смертью героев. Генерал Панфилов был родом из города

                          Петровска Саратовской области. (Показывает на карте).

                          Теперь в городе есть школа, которая носит его имя, музей и памятник перед  

                          школой. В городе Саратове, в нашем Ленинском районе, одна из улиц носит его

                          имя.

                          (Рассказ сопровождается показом слайдов: «танковый бой», портрет И.Панфилова,

                          вид г. Петровска).

                          Звучит куплет песни «Мы за ценой не постоим» муз. и сл. Б. Окуджавы.

2 ребёнок.        Наш земляк Василий Клочков был среди солдат-панфиловцев. Он был удостоен

                          звания Героя Советского Союза. В деревне, недалеко от города Вольска,

                         (показывает на карте) где родился Клочков, земляки бережно сохранили его дом.

                          В Саратове одна из улиц носит имя В.Клочкова.

                          (Рассказ сопровождается показом слайдов: портрет В.Клочкова, улица, дом героя).

Уч.-логопед.    Саратовский поэт Николай Палькин написал об этом подвиге стихотворение

                         «Дубосеково». Ребята сейчас расскажут его, послушайте.

                          (Слайд: портрет Н.Палькина)

1 ребёнок.         Показались вражьи танки

                          Посмотри, им нет числа

                          Будет бой сегодня жаркий

                          Только наша бы взяла!

2 ребёнок.         И сказал Клочков Василий:

                          «Нам ли честь не дорога?

                           Неужель мы не осилим

                           Ненавистного врага?»

3 ребёнок.         И летят, летят гранаты

                           И звучат, звучат слова:

                           «Отступать, куда ж, ребята?

                           Позади у нас Москва.

                           Мы пощады не попросим,

                           Мы позиций не сдадим».

4 ребёнок.         Много лет прошло с той даты,

                          Но у дальнего леска

                          Всё летят, летят гранаты

                          В ненавистного врага.

         Физминутка.

Уч.-логопед.    Нет в России семьи, которую война обошла бы стороной. И ваши, ребята,

                          прадедушки, прабабушки защищали наше Отечество.

            (Дети выполняют упражнение с флажками под песню «Прадедушка» муз. А. Ермоловой,        

                          сл. М. Заготы).

Уч.-логопед.     Через тяжёлые испытания за четыре года войны прошёл наш народ, но он выстоял,

                           победил и заслужил слова благодарности от нас с вами.

                           9 мая 1945 года люди услышали долгожданное для всех слово…

Дети.                  Победа.

Уч.-логопед.     Ребята напишите слово «победа».

                          (Дети пишут на планшетах  ручкой: П О Б Е Д А. Уч.-логопед.     Пишет маркером  

                           на доске).

Уч.-логопед.     Каким стал для нас этот день?

Дети.                 Долгожданным, радостным, незабываемым, народным, великим…

Уч.-логопед.     Наш народ доказал, что Родину никому не сломить. Память о тех, кто подарил нам

                           счастливое детство, всегда рядом с нами. Мы гуляем по родному Саратову и

                           слышим: улица Осипова, Чемодурова, Хользунова, Емлютина, Батавина…

                           Какие улицы в нашем микрорайоне названы в честь героев войны и что вы знаете

                           о них?

                         (Ответы детей).

1 ребёнок.        Я живу на улице Петра Батавина. Он родился в городе Саратове. Прошёл всю

                          войну, был стрелком. Отличился в боях за реку Дунай. Ему присвоено звание

                          Героя Советского Союза.

                          (Рассказ сопровождается показом слайдов: портрет П.Ф. Батавина, улица названная

                          в его честь).

2 ребёнок.        Я живу на улице Константина Уфимцева. Он мой земляк. На войне был

                          телефонистом. Звание Героя Советского Союза получил за участие в тяжёлых боях  

                          на реке Днепр. Рискуя жизнью проложил телефонный кабель через реку и

                          установил связь с командованием.

                          (Рассказ сопровождается показом слайдов: портрет К.Г. Уфимцева, улица,

                          названная в его честь).

3 ребёнок.        Я живу на улице Вячеслава Чемодурова. Он родился в нашем городе Саратове.

                          На войне был командиром-пулемётчиком. В одном из боёв первым ворвался в

                          траншеи противника, был дважды ранен, но не покинул поле боя. Удостоен звания

                          Героя Советского Союза. На нашей улице, на доме № 1, установлена памятная

                          доска.

                         (Рассказ сопровождается показом слайдов: портрет В.И. Чемодурова, улица,

                         названная в честь героя, дом  № 1 с мемориальной доской).

Уч.-логопед.    Ребята, какими качествами обладали наши герои-земляки?

Дети.                Мужеством, смелостью, отвагой, силой, самоотверженностью…

Уч.-логопед.    Благодаря подвигу нашего народа, вставшего на защиту Отечества, мы можем

                          радоваться, учиться, мечтать. Мы обещаем помнить наших солдат и быть

                          достойными гражданами своей страны.

                          А сейчас, ребята, проявите свою находчивость и смекалку. Найдите нужные буквы,

                          используя план. Каждая стрелка обозначает букву. Отгадайте слова и прочитайте

                          предложение.

                         (Дети отгадывают слова, потом составляют предложение из слов:

                          ОНИ  ПОДАРИЛИ  НАМ  ЖИЗНЬ. Читают предложение).

1.

3.


О    


О


Д


Р


Н


Н


И


З

2.

4.


Н      


П


А


Ф


Я


А


Ж


Н

↓  


И


С


Р


Т


У


М


К


Ь



К


М


И


Л


И


Р


С


У

Уч.-логопед.    Скоро вся страна будет отмечать день Великой победы. В праздничный день  

                          ветераны надевают боевые награды, улыбками сверкают лица людей, цветут сады,

                          поют птицы. Как называется место в Саратове, где собираются ветераны в этот

                          день?

Дети.                Парк Победы на Соколовой горе.

Уч.-логопед.    Что вы знаете о «Парке Победы?»

1 ребёнок.         В «Парке Победы» стоит военная техника: танки, самолёты, пушки…,

                          находится музей «Боевой Славы», известный всем саратовцам памятник

                          «Журавли».

                          (Показ слайдов: «Парк Победы», боевая техника, памятник «Журавли»).

Уч.-логопед.    Памятник «Журавли» располагается на самой высокой точке города Саратова.

                          Если посмотреть вниз, то весь город как на ладони. На вершине памятника

                          закреплена стая из 12-ти металлических птиц, они напоминают журавлей.

                          Для русского человека эта птица давно уже стала символом счастья, долголетия.

                          Журавли – это герои многих детских сказок, народных песен.

                          Чтобы ближе подойти к памятнику, нужно пройти много ступенек широкой

                          каменной лестницы. Ступеньки – это долгий путь к долгожданной победе.

                          Ребята, послушайте стихи Н. Палькина о журавлях.

1 ребёнок.        Стоишь вблизи или вдали,

                          Ночной иль утренней порою,

                          Над Соколовою горою

                          Летят в бессмертье журавли.

2 ребёнок.         Во славу тех, что полегли,

                          Жизнь поднимается всё выше,  

                          И нашу память о погибших,

                          Несут в бессмертье журавли.

Уч.-логопед.    Мы помним и благодарим солдат за их подвиг во имя жизни на Земле.                    

                          В память о них зажжён и всегда будет гореть вечный огонь, у подножия будут

                          лежать цветы.

                          (Показ слайда: вечный огонь).

                          Почтим память павших воинов минутой молчания.

                          (Дети встают. Идёт минута молчания под метроном. Дети садятся.)

                                                                                                                 

Ребёнок.           За всё, что есть сейчас у нас,

                          За каждый наш счастливый час,

                          За то, что солнце светит нам,

                          Спасибо доблестным солдатам,

                          Что отстояли мир когда-то,

                          Спасибо дедам и отцам!

                         

                         (Звучит отрывок песни «Саратов» муз. и сл. О. Газманова; показ слайдов: с видами

                          города Саратова).

Уч.-логопед.    Мы поздравляем всех с радостным днём Победы.

                          Пусть всегда будет над нами чистое голубое небо.

                          Пусть всегда будет мир!

                         

              (В качестве домашнего задания уч.-логопед предлагает детям вместе с родителями

              отгадать кроссворд с ключевым словом. Детям раздаются листы с заданием).


1.П


Е


Х


О


Т


А

                                       2.К

 

Л


О


Ч


К


О


В


3.Б


О


Й


4.Г


Е


Р


О


Й


5.С


О


Л


Д


А


Т


6.Т


А


Н


К

               

                            1. Род войск Советской Армии.

                        2. Земляк-герой сражавшийся в битве под Москвой.

                        3.Небольшое сражение.

                        4. Воин, совершивший подвиг.

                        5. Рядовой армии.

                        6. Военная боевая гусеничная машина.

               

                         

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкального мероприятия, посвященного годовщине победы в Великой Отечественной Войне (подготовительная группа)

Предлагаю вашему вниманию сценарий. Думается, в преддверии празднования 70-летия победы в Великой Отечественной Войне, он будет актуален...

Литературно-музыкальная гостиная, посвящённая 72-летию победы в Великой Отечественной войне. Старшая группа №8 «Ладушки»

Литературно-музыкальная гостиная,посвящённая 72-летию победы в Великой Отечественной войне.Старшая группа №8 «Ладушки»...

План онлайн мероприятий в период самоизоляции к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. (разновозрастная группа)

День Победы – самый любимый, самый главный, самый святой праздник для нашей страны, имеющий огромное значение для её истории и даже в режим самоизоляции мы не имеем право забывать о героизме наш...

План работы по подготовке празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне старшей группы

Дети почти не  знают о Великой Отечественной Войне, о подвигах, о героизме людей в те страшные годы. Какой ценой досталась победа советскому народу над фашистами. Мало  знают о празднике Поб...