Речевое дыхание
методическая разработка по логопедии по теме

Баринова Маргарита Юрьевна

 

Наверное, много раз вам приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Мало понятны льющиеся из маленького ротика слова, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать. Это все происходит из-за неразвитого речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_dyhanie.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

  Развитие речевого дыхания у ребенка.

Наверное, много раз вам приходилось слышать, как малыш разговаривает, что называется, просто взахлеб. Мало понятны льющиеся из маленького ротика слова, окончания проглатываются, сложно вообще разобрать, что ребенок пытается рассказать.

Как  же рождаются звуки речи? Чтобы мы могли произносить звуки, чтобы наш голос звучал, нужен воздух. Вы замечали? Прежде, чем заговорить, мы должны глубоко вдохнуть. Слова выговариваются на выдохе. Это значит, что звуки речи рождаются под действием воздушной струи, которая проходит через все дыхательные пути, от легких через трахею, гортань, глотку до ротовой и носовой полости. Что случается, когда у нас заканчивается воздух на выдохе? Правильно, нам приходится сделать паузу, чтобы вновь вдохнуть. А далее – все повторяется.

Зачем  же нужно обучать детей правильно дышать? Малышам в раннем возрасте, когда взрослые учат их произносить первые слова, приходится познавать, что такое дышать и говорить одновременно. Многим деткам в силу некоторых заболеваний (аденоиды, болезни сердца, ослабленность организма) не удается говорить длинными фразами, достаточно четко, с логическими паузами. Создается впечатление, что ребенок задыхается. А всего-навсего, малышу не достаточно в данный момент воздуха, во время разговора у него слабенький вдох и короткий выдох.

Таким образом, родителям, которые желают научить ребенка говорить красиво и четко, следует обучить малыша правильному дыханию. Но как обучить своего ребенка дома, без помощи логопеда речевому дыханию?

Детский возраст – это возраст игр. Если ребенку предложить подуть на вертушку или выдуть мыльный пузырь, ему это понравится, но через некоторое время ему это надоест. И как дальше развивать это речевое дыхание? Покупать дорогостоящие пособия? Которые и не найдешь. Изготавливать много разнообразных пособий? Каких?

Мне пришлось развивать у своего ребенка речевое дыхание. Я работаю логопедом и у меня много пособий на выработку воздушной струи. Мне конечно проще, но как другим?   Предлагаю план игр на развитие речевого дыхания. Заниматься  можно раз в неделю, по одной игре.  Очень удобные игры и не затратные, а ребенку каждый раз интересно.

1.«Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание –  «понюхать   цветочек».          

2.«Пёрышко». Предложить сдуть пёрышко с ладони.

3.«Листья летят». Сделать вдох через нос, сдуть листок с ладошки.

4.«Платочек». Ребенку предлагается подуть на цветной платочек (обычный носовой платок.                  

5.«Жук полетел». Сдуть бумажного жука со стола.

6.«Покатай карандаш». Сделать вдох через нос и, выдыхая через рот,  прокатить  карандаш по столу.

7.«Рыбки плавают». Детям предлагается подуть на модуль «Рыбки» ( вырезать из цветной бумаги рыбку и подвесить ее за ниточку, например к люстре).

8.«Вертушки». Детям предлагается подуть на вертушку (как бы имитируя «сильный ветер»).

9.«Дудочка». Учить извлекать звук из дудочки.(или другой музыкальный инструмент, в который надо дуть)

10.«Узнай по запаху». Узнать по запаху яблоко среди набора фруктов.

11.«Пускание мыльных пузырей». Учить делать длительный выдох  через рот.

12.«Птичка летает». Предлагается подуть на бумажную птичку,  прикреплённую за ниточку.

13.«Свистульки». Учить извлекать звук из свистулек.

14.«Шарик воздушный летит». Предлагается подуть на   воздушный шарик.

15.«Самолёт». Предлагается подуть на бумажный самолёт на ниточке.

16.«Физкультурные свистки». Чей свисток  будет свистеть дольше?

17.«Прокати шарик». Дети вдыхают через нос и дуют на шарик, который лежит на столе. (любой легкий шарик, например  теннисный)

18.«Ёлочный дождик». Подуть на дождик, посмотреть, как он искрится.

19.«Сдуй снежинку» (на прогулке). Сдувать снег с варежки.

20.«Свеча». Задуть свечу резким выдохом.

21.«Погрей руки». Ребенок вдыхает через нос и дуют на  «озябшие»  руки.

22.«Узнай по запаху». Узнать по запаху апельсин среди набора фруктов.                                                                    

23.«Снежок тает». Подуть на снег, выдыхая ртом, чтоб снег растаял.

24.«Подуй на бантик». Подуть на бантики, привязанные на верёвку.

25.«Снежинка». Предлагается подуть на кусочек ваты.

26.«Узнай по запаху». Узнать по запаху лук среди набора овощей.

27.«Согрей игрушку». Ребенок вдыхает через нос и дуют на «замёрзшую» игрушку.

28.«Узнай по запаху». Узнать по запаху чеснок среди овощей.

29.«Трубочка». Покатать шарики на столе, дуя в короткую трубочку.(трубочка из под сока, а вместо шариков можно использовать вату)

30.«Бурлящая вода». Предлагается подуть в воду  через трубочку.

31.«Узнай по запаху». Узнать по запаху фрукты.

32.«Морские гонки». Через короткую трубочку дуть на бумажные кораблики в воде.

33.«Султанчики». Детям предлагают подуть на султанчик из бумаги.(кончик карандаша обмотать дождиком)

34.«Кто спрятался за занавеской?». Предлагают дуть на тонкую занавеску, чтоб та открылась, и посмотреть, кто за ней спрятался. (предварительно поставить игрушку за зановеску)

35.«Флажок». Детям предлагается подуть на цветной флажок. (сделать из цветной бумаги и зубочистки)

36. «Духовые инструменты». Учить  извлекать звук из дудочки, трубы, губной гармошки и др.

37. «Бабочка». Предлагается сдуть    бабочку с цветка. (из цветной бумаги вырезать цветок и приклеить на бумагу, а бабочку положить на цветочек и вперед)

38. «Одуванчик» (на прогулке). Сдуть пушинки с первого-третьего раза.

39. «Пускание мыльных пузырей». Чей пузырь будет летать дольше?

 Желаю удачи Вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...