Главные вкладки

    Выступление на педагогическом совете "Речевая работа воспитателя на занятии"
    материал по логопедии по теме

    Кромская Алла Ивановна

    Эта статья о том, какой должна быть речь самого воспитателя и какие методы и приемы он может использовать на занятии для развития речи детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_rechevaya_rabota_vospitatelya_na_zanyatii.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    В работе с детьми дошкольного возраста важны не только профессионализм педагога, который будет участвовать в процессе обучения и воспитания, но и его личностные черты. Эта значимость объясняется тем, что в дошкольном возрасте ребенок наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, принимает его без критики и избирательности, подражает ему. Оценки воспитателя, его пример и личность в целом играют огромную роль в формировании поведенческих стереотипов дошкольника. Важно, чтобы эти стереотипы соответствовали возрасту малыша и общепринятым моральным нормам. И тем выше ответственность педагога перед детьми, которые моделируют по его образцу свое поведение, манеры и даже привычки.

    В этой связи необходимо помнить о том, что речь ребенка развивается в общении с окружающими его взрослыми. А взрослым, с которым ребенок проводит большую часть дня в детском саду, является именно он, воспитатель, вот почему его речь должна отвечать нормам литературного языка, быть предельно грамотной, внятной, четкой, фонетически правильной, хорошо интонированной, выразительной, но негромкой, и, что очень важно, неторопливой, потому что при длительном общении с быстро говорящим человеком у ребенка с ослабленной нервной системой могут развиться тахилалия (ускорение речи), логоневроз и даже заикание. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, вводных слов, усложняющих понимание речи. Воспитатель должен уметь четко и коротко формулировать свои мысли, вопросы, задания, не засоряя речь излишними словами. Рассказ воспитателя должен соответствовать уровню речевого развития детей: не должно быть множества непонятных слов, слов, сложных по звуковому составу. Одновременно нормативная лексика не должна заменяться просторечными и жаргонными словами.

    Кроме того, лучше воспринимать речь педагога помогает ее акцентированность, то есть выделение голосом определенных, главных по смыслу слов. Манера ведения занятия должна быть заинтересованной.

    При подготовке занятия воспитателю необходимо продумывать речевой материал для каждого этапа занятия, каковыми являются: организационный момент, объявление цели, объяснение материала, закрепление полученных знаний, динамическая пауза, итог, оценка деятельности детей. Словесный материал обязательно обеспечивается правильно подобранным наглядным. Сюда относятся: предметы и объекты, игрушки, предметные и сюжетные картины, серии сюжетных картин, диафильмы, фотографии, иллюстрации, репродукции, рисунки, схемы и пр. Следует помнить, что при работе с опорой на наглядный материал следует использовать весь его потенциал (познавательный, нравственный, эмоциональный). Отметим, что, по мнению авторов Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и др., наглядность является фактором, облегчающим и направляющим процесс становления связной речи дошкольника.

    Занятия познавательного цикла (ознакомление с живой и неживой природой, чтение литературных произведений и пр.) обеспечивают широкие возможности для речевого развития детей( например, активизации и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитания навыков связной речи, совершенствования слухового внимания и фонематического восприятия, закрепления правильного звукопроизношения). Кроме того, в ходе естественной речевой коммуникации дети осваивают разные речевые модели: от простых(ответы одним словом, словосочетанием) до более сложных(использование сложноподчиненных и сложносочиненных предложений).

    Занятия эстетического цикла (лепка, рисование, конструирование и аппликация) создают условия для развития навыков общения: при совместном выполнении какой – либо поделки, изображения и т. д. обычно возникают оживленные диалоги, что особенно ценно для ребят со сниженной речевой инициативой. Но порой воспитатели не осознают педагогической значимости сложившейся ситуации и в дисциплинарных целях запрещают детям общаться. Задача профессионала, напротив, заключается в поддержке и всяческом поощрении активности дошкольников, направлении ее в нужное русло и использовании для решения развивающих задач.

    Планируя занятия на выделенную для изучения тему, воспитателю следует так подбирать материал, чтобы были обеспечены различные стороны обучения: выявление знаний детей, получение детьми новых сведений (рассказ воспитателя, чтение художественных текстов и т. д.), обучение детей рассказыванию. Намечается тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в понимании и практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи.

    Особенно важна и ответственна работа воспитателя над предложением. Воспитатель должен научить детей внимательно вслушиваться в задаваемые им вопросы и давать на них правильные ответы, используя различные типы предложений. При этом необходимо контролировать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление. Очень важно, чтобы воспитатель продумывал свои вопросы, ведь от структурного построения вопроса зависит лексико – грамматическое оформление ответа, то есть составляемой ребенком фразы. Рекомендуется так формулировать вопрос, чтобы он предусматривал несколько вариантов предложений – ответов, различных по сложности, количеству, порядку слов в них и их связи. Например, на вопрос «Каков цвет неспелых помидоров?» возможно получение таких ответов: «Неспелые помидоры зеленые. Когда помидор не поспел, он зеленого цвета. Цвет неспелых помидоров – зеленый» и др.. Желательно, чтобы педагог добивался составления детьми разных фраз.

    При проведении занятий воспитатель добивается правильных ответов, на них обращается внимание всех детей, они повторяются отдельными детьми и хором. Ошибки детей (начал с «потому что»; дал ответ правильный по существу, но неправильно построил предложение; дал ответ, не соответствующий вопросу и т. д.) обязательно исправляются, дается правильный образец.

    Вначале, когда основная работа проводится в форме бесед, вопросы подбираются наиболее простые, предполагающие при ответе лишь добавления к вопросу одного – двух слов(« В каком домике жила лиса?» - «Лиса жила в ледяном домике»). Постепенно, учитывая возросшие возможности детей, переходят к усложненным вопросам, которые для ответа требуют подбора новых слов или предложений. Особенно важны вопросы, требующие от детей умозаключений, суждений, устанавливающие связь между объектами, требующие сравнения обьектов («Почему зайка не мог достать морковку?» - «Зайка не мог достать морковку, потому что он маленький, а снеговик большой»). Такие виды вопросов позволяют развивать и совершенствовать словесно – логическое мышление ребенка. Развитие мышления невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и , постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. Воспитатель должен помогать ребенку осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов: «Почему осенью люди теплее одеваются?», «Почему летом нельзя кататься на лыжах?» и т. д. Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказа взрослого. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

    Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить: «Чем различаются кукла и девочка? (птица и самолет, чайник и кофейник, диван и кровать и т. п.)? Что общего у дерева и цветка? (шапки и цыпленка, дома и муравейника, лодки и утки и т. п.)»?

    Неиссякаемую пищу для словесно – логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы: «Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки? Можно сказать что Мышка вытянула репку? А кто вытянул?…..».

    Умение отвечать на заданные вопросы играет большую роль не только для совершенствования диалогической речи, но и для развития монологической речи.

    Также необходимо  постепенно учить детей задавать вопросы.

    Наряду с обучением полному ответу проводятся упражнения в развитии у детей навыка давать ответ одним словом.

    Кроме вопросно – ответной формы с целью обучения детей употреблению предложений с сочинительной или подчинительной связью, используется прием договаривания с детьми начатых воспитателем предложений с последующим произнесением предложений полностью («На улице еще снег, но… он уже скоро растает»).

    Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает» не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого: «Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом, и на улицу(окно)», «Свернется – с кошку, растянется – с дорожку(веревка)». Эти загадки трудны, но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове – отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка, - значит, дать полезную работу мышлению.

    Кроме авторских, можно предлагать детям загадки, составленные самим воспитателем, например: «Передние лапы короткие, а задние – длинные(заяц)», «Сам говорит, а других не слышит(телевизор)», «Четыре ноги, да не ходит(стол, стул)».

     Сложным для детей является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Чтобы дети научились понимать и затем объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. На занятии, например, воспитатель может предложить детям два – три варианта объяснений пословиц, из которых дети должны выбрать подходящий. Можно пересказать две – три ситуации, а дети должны определить, какие из них больше соответствуют пословице.

    Например, пословица «Не в свои сани не садись».

    Варианты объяснений: 1. Не обижай младших 2. Не садись на сломанный стул 3. Не берись за дело, которое не сможешь выполнить.

    Варианты ситуаций к этой же пословице: 1. Мальчик пошел ловить рыбу, а удочку забыл 2. Мальчик сел за пианино, а играть не умеет 3. Мальчик слабый, а защищает малышей.

    При систематической работе на занятиях и вне их пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от лишних назидательных речей, которые к тому же далеко не всегда достигают цели.

    При подборе литературных произведений для работы важнее ориентироваться не на их тематическую направленность, а на возрастную и смысловую доступность, на постепенное возрастание объема и лексической сложности текстов в течение учебного года. Используются произведения сюжетно четкие, нравственно формирующие малыша, эмоционально ему близкие – такие, например, как сказки, рассказы и стихи классиков отечественной детской литературы: А. Пушкина, Л. Толстого, В. Осеевой, Н. Носова, С. Михалкова, С. Маршака и др..

     

         

                                                              Литература:

    1. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», Москва, 2002г.
    2. Степанова О. А. «Модель коррекционно – речевой работы воспитателя в ДОУ (группах) общеразвивающего вида», журнал «Логопед», №2, 2004г.
    3. Татаринова И. А. «Семинары – практикумы для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», журнал «Логопед», №3, 2007г.
    4. Ткаченко Т. А. «Дневник воспитателя логопедической группы», Москва, 2002г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: «Тема безопасности» Выступление из педагогического опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду, как самому улучшить зрение»

    Ребенок значительную часть времени проводит в детском саду, который призван растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нас зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоро...

    Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

    Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

    Выступление на пед. совете "Работа воспитателя по устранению недостатков звукопроизношения"

    В данном выступлении говорится о том, какую работу необходимо проводить воспитателю для устранения недостатков звукопроизношения у детей...

    Выступление на педагогическом часе «Работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию»

    Выступление на педагогическом часе«Работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию»...

    Выступление на педагогическом совете «Работа по формированию навыков безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста»

    Одним из направлений формирования здорового образа жизни является обеспечения безопасности жизнидеятельности личности....

    Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»

    Выступление на педагогическом часе:«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»...