Главные вкладки

    Упражнения для автоматизации свистящих и шипящих звуков
    методическая разработка по логопедии по теме


    Предварительный просмотр:

    Упражнения для автоматизации

    звука Ж

    Упражнение №1.

    На одном выдохе тянуть как можно дольше звук [Ж]. При поднесении ладони ко рту должна ощущаться тёплая струя воздуха, направленная вверх.

    Упражнение №2.

    Жук упал и встать не может.

    Ждёт он, кто ему поможет.

    Упражнение №3.

    Жа-жа-жа, тут ежата у ежа.

    Жи-жи-жи – ёж, ежат нам покажи!

    Упражнение №4.

    Ужа ужалила ужица,

    Ужу с ужицей не ужиться.

    Уж от ужаса стал уже,

    Ужа ужица съест на ужин.

    Упражнение №5.

    Жук жужжит в железной банке -

    Жук не хочет жить в жестянке.

    Жизнь жука в плену горька.

    Жалко бедного жука!

    Упражнение №6.

    У ужа – ужата,

    У ежа – ежата.

    Упражнение №7.

    Жужжит над жимолостью жук,

    Тяжёлый на жуке кожух.

    Упражнение №8.

    Жук жужжит: «Жу-жу-жу!

    Я живу и не тужу,

    Я на ветке сижу

    И жужжу, жужжу, жужжу».

    Упражнение №9.

    Дождик – дождик, не дожди!

    Дождик – дождик, подожди!

    Дай дойти до дому

    Дедушке седому!

    Упражнение №10.

    Ежу и ежонку

    Ужин нужен.

    Дадим ежевики

    Ежам на ужин.

    Упражнение №11.

    Каждый жук жужжит о том,

    Как же жутко быть жуком, -

    Каждый может обижать.

    Как об этом не жужжать?

    Упражнение №12.

    Неуклюжий медвежонок

    Ежедневно ужин ждёт.

    Ведь на ужин медвежонок

    Получает сладкий мёд.

    Упражнение №13.

    Я хожу, хожу, хожу,

    А грибов не нахожу.

    И в корзинке до сих пор

    Только красный мухомор.



    Предварительный просмотр:

    Упражнения для автоматизации звука Ч

    Упражнение №1.

    У бельчаток нет перчаток.

    На печи калачи горячи.

    Упражнение №2.

    Чок-чок, каблучок,

    Кулачок на бочок.

    Упражнение №3.

    Ванечка водичкой

    Моет плечи, личико,

    Моет пальчики, бочок.

    - Как бы вымыть язычок?

    Упражнение №4.

    Танечка чётко

    Отбивает чечётку.

    Ни у кого чечётка

    Не звучит так чётко.

    Упражнение №5.

    Вскипятила чайка чайник

    Пригласила восемь чаек.

    Чайки все пришли на чай,

    Сколько чаек, отвечай!

    Упражнение №6.

    Что это у Галочки:

    Палочка в руке,

    Ниточка на палочке,

    А ниточка в реке? (удочка)

    Упражнение №7.

    Точки, палочки, крючки –

    Неприметные значки.

    Но во время чтения

    Требуют почтения.

    Упражнение №8.

    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

    Я стучу, стучу, стучу,

    Я лечу, лечу, лечу -

    Опоздать я не хочу. (поезд)

    Упражнение №9.

    Вьётся недалечко

    Маленькая речка.

    Ни поплыть, ни нырнуть -

    Только ножки окунуть.

    Чуть-чуть!

    Упражнение №10.

    – Сколько стоит кабачок?

    – Кабачок? Пятачок!

    – Дайте два кабачка!

    – Дайте два пятачка.

    – Пятачок  и пятачок

    – Нате гривенничек!

    Упражнение №11.

    Почему вы, хомячки,

    Пухлые, как кабачки?

    Отвечают хомячки

    Пухлые, как кабачки:

    - Не в почёте хомячок,

    Если худ его бочок!

    Упражнение №12.

    Танечка в булочной часто бывает,

    Пачку печенья она покупает,

    Булочку к чаю, сайку и пончик,

    Сладкий куличик

    И хлеба батончик.



    Предварительный просмотр:

    Упражнения для автоматизации звуков З, Зь

    Упражнение №1.

    «Злая муха».

    Длительно и громко произносить

    звук [З] на одном выдохе,

    то повышая, то понижая голос.

    Упражнение №2

    За – за – за – у Зои коза.

    Зу – зу – зу – Зоя ведет козу

    Зы – зы – зы – у меня нет козы

    Зо – зо – зо – у меня новый зонт

    Упражнение №3.

    Зи-зи-зи – землянику отвези.

    Зе-зе-зе – сена дай козе.

    Зя-зя-зя – нам опаздывать нельзя.

    Упражнение №4

    Есть у Зои коза,

    Зовут козу Егоза.

    Не знает Зоя покою

    С козою своей Егозою.

    Упражнение №5.

    Не забуду незабудку –

    Эти синие глаза.

    Вам название напомнит,

    Что забыть ее нельзя.

    Упражнение №6.

    - Заяц, заяц, чем ты занят?

    - Кочерыжку разгрызаю.

    - А чему ты, заяц, рад?

    - Рад, что зубы не болят!

    Упражнение №7.

    Знает Зоя: иногда

    С неба падает звезда.

    Звездопад тех удивит,

    Кто, когда темно, не спит.

    Упражнение №8.

    Мама Лизы, мама Зины

    Побывали в магазине

    Купили Лизе зайку,

    А Зине – мозаику.

    Упражнение №9.

    Много у зимы забот:

    Выпустить позёмки, вьюги,

    Замести везде пути –

    Не заехать, не зайти.

    Упражнение №10

    Заливаю в бак бензин,

    Еду в новый магазин -

    Покупать изюм для Зины

    И для Лизы в магазине.

    Упражнение №11.

    Зябнет нос, идет зима.

    В зимней сказке лес, дома.

    Всё позёмкой занесёт:

    Детский садик и завод.

    Упражнение №12

    Зоя – зайкина хозяйка,

    Спит в тазу у Зои зайка.

    Упражнение №13.

    Две козы и два бизона

    Потоптали все газоны.



    Предварительный просмотр:

    Упражнения для автоматизации звуков С, Сь

    Упражнение №1

    «Спусти воздушный шар».

    Представим, что у нас в руках – большой воздушный шар, проколотый иголкой. Сжимаем двумя руками шар – воздух выходит через дырочку и свистит: «Сссссссс». Тянуть звук [С] как можно дольше. Если поднести к нижней губе ладонь, должна ощущаться сильная, холодная, направленная вниз струя воздуха.

    Упражнение №2

    «Подуй в бутылку»

    В бутылочку с узким горлышком

    сильно подуть на улыбке: ссссс,

    бутылочка касается нижней губы.

    Упражнение №3.

    Са – са – са – Саня идет в сад.

    Со – со – со – Соня пьет сок.

    Су – су – су – сумку я несу.

    Сы – сы – сы – у осы усы.

    Упражнение №4.

    Ас – ас – ас – у нас дома ананас.

    Ус – ус – ус – на окне кактус.

    Ос – ос – ос – вот мой нос.

    Ыс – ыс – ыс – Денис пьет кумыс.

    Упражнение №5.

    В лесу темно,

    Все спят давно.

    Одна сова не спит,

    На суку сидит.

    Упражнение №6

    Мы видим на суку совят.

    Совята вместе тут сидят.

    Когда не спят, они едят,

    Когда едят, они не спят.

    Упражнение №7.

    Днем сонные совы

    На соснах сидят,

    А как все уснут –

    На охоту летят.

    Упражнение №8

    Сом беседует с сомом:

    Где сому поставить дом?

    - На песке, само собой!

    Есть и свет там, и покой.

    Упражнение №9.

    Есть у Сани снегокат,

    Есть у Сани сани.

    Дайте Сане снегопад -

    Он катать всех станет.

    Упражнение №10

    Стынет суп у Сони, Светы,

    А они сосут конфеты.

    Упражнение №11.

    Санин папа купит сыну снегокат,

    А когда весна настанет – самокат.

    Упражнение №12.

    Из кискиной миски пес

    Сегодня «Вискас» унес.

    А киска у пса из миски

    Ест с аппетитом сосиски.

    Упражнение №13.

    Мы сидим на лесенке,

    И поем мы песенки.

    Все поют, и я пою

    Песню новую свою.

    Упражнение №14.

    Ест киска суп из миски.

    Сыта киска, пуста миска.

    Упражнение №15.

    У киски в миске

    Сливки скисли.

    Упражнение №16.

    Си-си-си – сено отнеси.

    Ся-ся-ся – испугались мы гуся.

    Упражнение №17

    Ось-ось-ось – по лесу ходит лось.

    Усь-усь-усь – никого я не боюсь.

    Упражнение №18

    Непоседа Васенька

    Не сидит на месте.

    Непоседа Васенька

    Всюду с нами вместе.

    Есть усы у Васеньки,

    На усах – сединки,

    Хвост дугой у Васеньки

    И пятно на спинке.

    Упражнение №19.

    В гости к Косте,

    В гости к Ване,

    В гости к Насте,

    В гости к Тане.

    У Кости – дыни,

    У Вани – тыква,

    У Насти – киви,

    У Тани – клюква.

    Упражнение №20.

    Вместе с мамой я встаю,  

    Сам постель свою стелю,

    Умываюсь, одеваюсь,

    С мамой в детский сад иду.



    Предварительный просмотр:

    Упражнения для автоматизации

     звука Ш

    Упражнение №1.

    На одном выдохе тянуть как можно дольше звук [Ш]. При поднесении ладони ко рту должна ощущаться тёплая струя воздуха, направленная вверх.

    Упражнение №2.

    Уж шипит мышонку: — Кыш! –

    Ты мышонок, а не мышь!

    Упражнение №3.

    Две букашки на опушке

    Отдыхают на подушке.

    Упражнение №4.

    У Маши котёнок Тимошка,

    У Миши мышонок Тотошка.

    Не могут Тимошка с Тотошкой

    Не шуметь хотя бы немножко.

    Упражнение №5.

    Шумит на опушке

    Мишка Топтыжка:

    Шишка на макушке

    У бедного мишки.

    Упражнение №6.

    Кошка в окошке шапку шьёт,        

    Мышка в сапожках избушку метёт.

    Упражнение №7.

    Шапка да шубка -

    Вот и наш Мишутка.

    Упражнение №8.

    Мышонку шепчет мышь:

    - Ты всё шумишь, не спишь.

    Мышонок  шепчет мыши:

    - Шуметь я буду тише.

    Упражнение №9.

    Петушок – петушок,

    Подари мне гребешок!

    Ну пожалуйста, прошу -

    Я кудряшки расчешу!

    Упражнение №10.

    Маша шьёт штанишки

    Плюшевому мишке.

    У плюшевого мишки

    Будут новые штанишки.

    Упражнение №11.

    Пишет школьник Паша:

    Мышка, мошка, шутка,

    Шапка, шайба, каша,

    Шахматы, мишутка. 

    Упражнение №12.

    Маше каша надоела,

    Маша кашу не доела.

    Маша, кашу доедай!

    Маме не надоедай!

    Упражнение №13.

    Кукушка кукушонку

    Купила капюшон.

    Надел кукушонок капюшон -

    В капюшоне кукушонок смешон.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков

    Материалы предназначены для самостоятельной работы после постановки звука логопедом...

    Стихотворения для автоматизации свистящих и шипящих звуков

    стихи автоматизация свистящих и шипящих...

    Упражнения по автоматизации свистящих звуков в изолированном положении.

    Упражнения в игровой форме помогут ребёнку закрепить поставленный звук в  изолированном произношении....

    Карточки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков

    Карточки можно использовать для дифференциации С-Ш...

    Картотека логопедических домашних заданий по автоматизации свистящих и шипящих звуков.

    Картотека логопедических домашних заданий по автоматизации свистящих и шипящих звуков....

    Свистящие и шипящие звуки: постановка и автоматизация

    Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков, приёмы их постановки. Автоматизация этих звуков на примере альбомов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко....