знаковая символика при работе с дошкольниками
методическая разработка по логопедии на тему

Архипова Людмила

 

В деятельности взрослых людей наглядно-пространственные моде­ли выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков и т. д. У детей такими моделями служат создаваемые ими конструкции, аппликации и рисунки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakovaya_simvolika_v_rabote_s_doshkolnikami.rar176.96 КБ

Предварительный просмотр:

Знаковая символика в работе с дошкольниками

В интеллектуальном развитии ребенка,  в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка. Занимаясь ими, ребенок постепенно овладевает умением построения особого вида знаков — наглядно-пространственных моделей.

В деятельности взрослых людей наглядно-пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков и т. д. У детей такими моделями служат создаваемые ими конструкции, аппликации и рисунки.

Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передается, главным образом, связь основных частей изображаемого предмета, но отсутствуют его индивидуальные черты. Восприимчивость к наглядному пространственному моделированию проявляется в построении пространственных образов и их использовании. Ребята обычно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.

Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений.

Дошкольный возраст характеризуется  высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-ни- будь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приемы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые.

Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая о чем-нибудь, направляет припоминание вопросами: «А что было потом?» и т. д. Малыш постепенно учит- ся повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.

Например, был проведен такой эксперимент: ребят учили использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.

Обучение детей мнемоническим приемам запоминания привело к тому, что они стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Так, Лена П. (6 лет) сообщила: «Я сначала вспоминаю картинки, а потом припоминаю слова. Слова легко вспоминать тогда, когда вспоминаются картинки». Запоминая материал по картинкам, дети пяти-шести лет соотносят их со словом как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство старших дошкольников уже стремится к припоминанию слов без называния опорных изображений.

Однако затруднение при припоминании нередко вынуждало детей снова обращаться к картинкам. Так, Игорь П. (7 лет), припомнив три слова из общего числа заданных, сказал: «Я забыл, какие слова еще были, а по картинкам знаю. Можно вспомнить по картинкам?» Андрюша 3. (7 лет): «Я сначала думал, какие слова названы были, вспомнил их, но не все. Затем стал думать про картинки. Вспомнил картинки, а по картинкам вспомнил слова».

Обучающий эксперимент показал, что дошкольники способны овладеть опосредованными способами запоминания. Но усвоенные действия произвольного запоминания не являются определяющими, в дошкольном возрасте все-таки доминирует непроизвольное запоминание. (По материалам 3. М. Истоминой.)

Так, те дети, которые раскладывали картинки по группам изображенных предметов для сада, для кухни и т. д. без цели запоминания, удерживали их в памяти гораздо лучше, чем те, кто рассматривал эти картинки с задачей запомнить их.

Учитывая вышеуказанные возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».

Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание — карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить проблему.

Что же такое символическая аналогия? Это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами — символами звуков; количество — цифрами, символами числа и т. д.

Итак, символическая аналогия может быть словесной и графической. Остановимся на последней.

Графическая аналогия — это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.

Например:

Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»).

С чего начинать?

А. М. Страунинг, доктор педагогических наук, в своей книге «Методы активизации мышления» советует: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру "Что в круге?" В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать.

Нарисуйте на доске, например, кружочки (это могут быть и треугольники, и квадраты — любая геометрическая фигура) и при этом перечисляйте: "Это яблоко, это груша, это слива" и т. д. Обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: "А где все это бывает? Тогда круг — это что?"

Небольшие примечания:

  1. Не располагайте формы в круге так, чтобы это было похоже на изображение лица. Образ лица у детей возникает немедленно, и уйти им от него очень трудно.
  2. Не спрашивайте сразу: "Что это?" (про большой круг). Дети тут же проводят аналогию по внешнему виду и говорят: "Колбаса, сыр" и прочее.

Далее дайте детям возможность перечислить все варианты: круг — это сад, корзина, ваза, магазин, рынок, блюдо, натюрморт... Когда иссякнут детские ответы, говорите: "Нет, это не фрукты, это...", — можете перечислить несколько вариантов названий предметов мебели. Тогда большим кругом будет квартира, склад, магазин, детский сад и прочее. Или — в круге овощи, птицы, цветы, деревья, игрушки, даже сами дети — здесь большой простор для работы. Главная цель игры — показать детям, что предмет можно обозначить геометрической фигурой.

Потом можно пойти дальше — предложить обозначить предметы не любой формой, а той, которая по внешнему виду напоминает перечисленное. Например, овощи, фрукты — кружочком; мебель, книги, дома — прямоугольником; человека — треугольником. Этим вы закрепляете у детей умение видеть абстрактный образ объекта.

Далее можно поиграть линией. Читая детям любое произведение, предложите быстро нарисовать портрет героя, его образ, выделив в нем самое главное, то, что для него характерно. Необходимо обязательное ограничение времени на изображение: это может быть небольшая пауза в чтении, или можно договориться с ребятами, что они рисуют, пока взрослый или ребенок читает до конца предложение. Это необходимо, чтобы ваши воспитанники при рисовании не увлеклись подробностями в изображении.

Похвалите детей и посоветуйте подумать: как можно было бы нарисовать портрет только линией. Для этого хорошо предложить им попробовать почувствовать характер через собственные движения. Встал, выпрямился как струна, застыл — как ты сейчас. Твердый, крепкий, сильный, стойкий, ровный.

Поработайте так некоторое время, пока дети освоят разные начертания линий-характеров. Можно предложить им нарисовать портрет соседа, товарища или ваш.

Рассматривая с ребенком линии, спросите: "А почему такая? Какая по характеру эта линия?" И вы услышите очень много о своем характере или о том, кого малыш изображал. Притворитесь непонимающей — посоветуйте разъяснить. Дети делают это с удовольствием. Здесь и развитие речи, и составление описательных рассказов по памяти, по признакам.

Далее, когда ребята научатся изображать окружающие предметы, героев произведений символами, можно предложить составить модель сказки. Детям даются длинные узкие листочки (на них удобнее располагать действие последовательно) и любой одноцветный карандаш. Читая или рассказывая сказку, предложите им "записать" ее так, как "записал бы ее древний человек, который не знал буквы..."»

Практика нашего детского сада показала, что линией можно выразительно передать значение слов — прилагательных и действий кого-либо или чего-либо.

Составлять карточки-символы необходимо совместно с детьми. Чаще всего удобнее делать это вне занятий или на занятии, предшествующем данному. На самом же занятии по пересказу или заучиванию вводятся 1, 2, иногда 3 новых символа или дополнительный к уже известному символу.

Нельзя забывать, что число линий в символической аналогии должно быть минимальным.

• В младших группах, когда ребятишек только начинают знакомить с символической аналогией, воспитатель может предложить им карточки на выбор. Например:

Обговорите, обыграйте с малышами эти изображения, чтобы дети убедились сами и убедили вас, какая карточка что означает.

Или покажите карточку и спросите: «На что это похоже? Ответы будут разнообразными: мяч, круг, колесо... солнышко.

- Солнышко — замечательно! (Это то, что вам нужно.)

- А давайте, ребята, сделаем так, чтобы это солнышко нам светило.

Малыши обязательно скажут, что не хватает лучиков. Вот и родился новый символ.

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире, их самих привлекают к составлению карточек-символов. Это можно делать в свободное от занятий время. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при коллективном обсуждении группа детей выбирает наиболее подходящий.

Как указывалось ранее, привлекать к составлению символов можно и на занятиях. Например, воспитатель выставляет ранее известную карточку и предлагает выделить характерные черты или признаки персонажа. Возьмем рассказ В. Осеевой «Плохо». Ребята дополняют изображения на карточках сами и объясняют, почему так, а не иначе.

Очень удобно использовать прием эмпатии. Например, при помощи наводящих вопросов воспитателя ребенок входит в роль собаки, которая лает «...яростно, припадая на передние лапы...», или в роль взъерошенного котенка, у которого шерстка приподнята кверху:

Можно взъерошить волосы одному из детей, и тогда ни у кого не останется сомнений, что взъерошенный котенок будет выглядеть именно так.

• При составлении карточек-символов, обозначающих действия, признаки предметов или состояния (весело, яростно, жалобно и т. д.), для более полного понимания необходимо с детьми поиграть, воспроизвести действие на эмоционально-жестовом уровне.

  1. Когда в тексте встречается много слов, принадлежащих к одной части речи (либо это действие предмета, либо признаки предмета — его характерные черты, либо сами названия предметов), воспитатель может вести такую работу с символикой: выставить ряд карточек, и дети по ходу текста из множества предложенных выбирают нужную.
  2. Применение карточек-символов требует учета возрастных особенностей детей. Например, словесная аналогия возможна в тех группах, где дошкольники уже знакомы с буквами и умеют или учатся читать.

Как эффективно использовать символическую аналогию?

•При заучивании наизусть символами можно заменить почти каждое произносимое слово:

Потешка «Солнышко» (2-я младшая группа)

•Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке. Но если мы хотим обратить особое внимание детей на какие-то слова (предположим, слова, обозначающие действия), то их желательно вынести на отдельную карточку.

Например,текст Н.Герлит «Я считаю» (рекомендовано для заучивания наизусть в старшей группе) перевести символы можно так:

Скачет зайчик По стене

И подмигивает мне. Перепрыгнул на картинку, Прогулялся по ботинку, Поплясал на потолке, Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

Он со мной играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять —

Кто пойдет его искать?

• При заучивании более сложного текста некоторые слова советуем заменять соответствующей буквой или оставлять крупно напечатанными на карточке.

А. Плещеев «Сельская песенка»

(рекомендовано для заучивания наизусть в старшей группе).

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною В сени к нам летит.

С нею солнце краше

 И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой ,

Что из стран долеких

Принесла с собой…

Отрывок из сказки Г. Тукая «Водяная»

(рекомендована для подготовительной группы)

гъ?

... Лето. В жаркую погоду любо в озере играть, Воду лбом бодать!

Тан резвился больше часа — нипочем теперь жара!

Но из озера, однако, вылезать пришла пора.

Натянул штаны, рубашку: весь продрогший — хоть пляши!.

... Лето. В жаркую погоду любо в озере играть,

Не забывайте проигрывать с детьми слова действия-определения. А символ «жара» -  хорошо выделить красным