ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
статья по логопедии на тему

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_no1opublikovannaya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУППАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Т.Г. Корсакова учитель – логопед МДОУ «Огонек» р.п. Линево

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации совместной работы психолога и логопеда. Автор статьи предлагает методы, формы и направления взаимодействия данных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

В последнее время уделяется большое внимание коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими различные отклонения в познавательной и речевой сфере. Познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление) являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию.

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с нарушениями общего и речевого развития. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, не подлежат зачислению в специальную речевую группу. Выходом из такой ситуации является организация комплексной помощи учителя-логопеда и педагога-психолога.

Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников -  Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба,  А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин. Исследователями давно обнаружена тесная взаимосвязь речи и общих психологических проявлений: познавательной, личностной, поведенческой сферы. Изучением речи и познавательных процессов занимается наука – логопсихология.

Логопсихология – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

Предметом логопсихологии является изучение своеобразия психического развития людей с различными формами речевой патологии.

Задачи логопсихологии:

1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.

3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.

4. Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития).

5. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

Цель организации работы психолога и логопеда — оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Задачи:
1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
2. Развитие познавательной сферы дошкольника с нарушениями  речи.
3. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевое  
   нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Комплексный подход включает в себя следующие направления:

1. Технология организации работы с детьми.

  1. Формы и методы работы с педагогами.
  2. Работа с родителями.

Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми:

1. Диагностический этап.

2. Коррекционно–развивающий этап.

3. Аналитический этап.

На начальном этапе проводятся следующие мероприятия:

- разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным;

- определение уровня речевого и психического развития;

- организация совместной коррекционной работы как целостного подхода развития психики и речи ребенка.

Второе направление - коррекционно-развивающее. От качества профилактической и коррекционной работы, своевременно принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.

Поэтому на данном этапе следует: разработать интегрированный перспективный коррекционно-развивающий план работы, построенный на основе комплексной диагностики; составить психолого-логопедические занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей ребенка.

Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

Результаты аналитической деятельности: лист динамики развития ребенка; критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.

Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с педагогами:

1. Подбор кадров (диагностика, собеседование с       целью выявления личностных, профессиональных  качеств, уровня владения всеми структурными компонентами речи).

2. Организация работы в специализированных группах  воспитателей и специалистов по ИЗО,        музыкальному и физическому воспитанию.

3. Консультации и семинары для педагогов.

        Формы и методы взаимодействия логопеда и психолога с родителями:

1. Повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций.

2. Анкетирование родителей с целью получения информации об анамнезе развития ребёнка.

3. Оказание консультативной помощи по оформлению документов для РПМПК.

4. Постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий.

5. Оформление информационно – методических выставок.

Предполагаемые результаты работы с родителями: повышение родительской компетентности посредством бесед, консультаций; постоянная связь с родителями посредством тетрадей для домашних заданий, когда родители являются участниками коррекционно-развивающей работы. 

Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет:

1.Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;

2.Четко сформулировать объективное заключение;

3.Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;

4.Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях ДОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.


Библиографический список

1. Калягин В.А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /В.А.Калягин,  Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006 – 320с.

2. Шипилова Е.В. Особенности организации психокоррекционной работы с дошкольниками с речевыми нарушениями /Логопед в детском саду, 2008 - 8 33с.

3. Модель взаимодействия психолога и логопеда по организации работы в специализированных группах./Под ред. Н.Я. Большуновой; Сост.: Н.Ф.Балашова, Е.В. Соколова; МОУ-ЦО «Пеликан» – Бердск, 1998. – 8с.

4.  Шаброва С.Е., Федорова И.Ю., Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта. /Логопедия. № 5, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи "Путешествие по планете Земля"

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Человек является частью окружающего мира и подчиняется общим закономерностям развития. У людей, живущих в современном обществе, множес...

"ВЗАИМОСВЯЗЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

В настоящее время в связи с реализацией задач оптимизации воспитательно-образовательного процесса на основе личностно - ориентированного подхода в системе дифференцированного обучения особую важность ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »Коррекционно-о...

Конспект непосредственно образовательной деятельности обучение грамоте в старшей логопедической группе для детей с общем недоразвитием речи. Тема: «Звуки [з], [з’].Буква Зз. »

Коррекционно-образовательные цели.ü Закрепить правильное произношение и артикуляцию звуков [з], [з’];ü Развивать фонематический слух, умение дифференцировать звуки по твердости и мягкости...

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых мероприятий...

Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной к школе детей с общим недоразвитием речи. Практический материал из опыта работы детского сада.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения матери...