Истоки общения.
статья по логопедии по теме

Балашова Галина Владимировна

Статья посвящена особенностям развития коммуникативных навыков дошкольников с речевыми нарушениями в разных видах деятельности.

Главные задачи педагогов коррекционных групп не только сформировать речевые умения,

но также научить детей общаться в игре и обсуждении совместных действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_obshcheniya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки общения.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников с  речевыми нарушениями в разных видах деятельности.

 

  Одним из важнейших направлений работы педагогов коррекционных групп для детей с недоразвитием речи является формирование коммуникативных навыков. «Речевое общение является главным видом человеческой деятельности, основным условием развития речи и мышления ребенка»  [6, с. 5].  

 Многие ученые, обращавшиеся к вопросу формирования и развития навыков речевого общения у детей с речевой патологией, такие как Р.Е. Левина, Е.Ф. Спирова, Жинкин Н.И., Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.К. Воробьёва, приходили к выводу, что трудности  дошкольников обусловлены недостаточным пониманием обращенной речи, отсутствием внутренней речи, неумением составить программу речевого высказывания, бедностью словарного запаса.

В группе дошкольников с ОНР есть дети с разными речевыми проблемами. Мы, педагоги, вступая в игру с ребенком, задаем сюжет, распределяем роли, и при этом сами является её участниками. «При этом не следует превращать игру в занятие, а, взяв на себя главную роль, исподволь направлять активность детей. Важна увлеченность взрослого игрой, искренность, непосредственность» [2, с.51]. Играющие дети обучаются умению воссоздавать деятельность взрослых в разных аспектах. Самостоятельного стремления вступить в игру у многих из них не возникает.

Для того чтобы игровая деятельность способствовала развитию у детей навыков общения со сверстниками, мы включаем элементы психогимнастики, игры для развития общения. Такие как, этюд на мимическое выражение эмоций: «Удивление», когда мы просим своих маленьких «учеников» представить мальчика увидевшего фокусника, который посадил попугая в чемодан, потом закрыл его, а когда открыл, то кошки там не было. Затем мы все изображаем удивление (рот открыт, брови приподняты). Или психодраму «Стыдно»: в одной семье было два брата; однажды, старший нечаянно сломал пульт телевизора, испугался, что его накажут и сказал, что сломал  младший брат; но потом ему стало стыдно. Передать эмоцию радости, когда у человека легко на душе, детям не составляет никакого труда.

Активная позиция родителей в обогащении речевого опыта детей различными видами диалогических реплик – большое подспорье в достижении наших общей целей. Если ребенку, пришедшему из сада, мама будет ежедневно задавать вопрос: «Что сегодня было интересного в садике?», он быстрее освоит правила ведения диалога, речевого этикета. Дети, научившиеся строить дружеские отношения, став первоклассниками, легче адаптируются в новом коллективе.

Совместная игра – первый шаг в развитии коммуникативных навыков. Обучение через такую игру в первую очередь необходимо детям с задержкой психического и речевого развития, с ОНР неясного генеза. Главное, помнить: «чтобы обучение посредством игры было эффективным, взрослым нельзя занимать пассивную позицию» [3, с.81].

Мы понимаем общение как неотъемлемую часть коммуникации - процесса восприятия и понимания других людей. «Игра необходима для становления ребенка, как субъекта собственной деятельности и прежде всего таких её видов, как коммуникативная и учебно – познавательная», - такого мнение Степановой О.А. и с ним нельзя не согласиться» [6, с.11].  Включение в занятие театрализованной  игры с элементами сказкотерапии – первый шаг нашего пути. Действие в рамках знакомого художественного произведения может нести репродуктивный характер. Ребенок как бы прячется  за куклу, повторяет, пересказывает по заданному образцу – тексту роли.

Таким образом, маленький человек, у которого планирующая функция речи еще не сформировалась, которому пока сложно создать собственный замысел игры, учится действовать адекватно поставленной цели. А как повышается его самооценка!

 Всем детям свойственна способность к сопереживанию, умение представить себя персонажем сказки. Подражательные способности дошкольников помогают им осваивать речевые образцы: речь литературных героев, персонажей спектакля. Затем, ребенок в ходе самостоятельной режиссёрской игры использует полученные навыки, творчески интерпретируя их.

 Наша задача – расширять представления об окружающем мире, тем самым обогащая словарный запас воспитанников, развивать их воображение и чувства. Пособий для осуществления этой непростой задачи в занимательной форме - великое множество.

  Для составления детьми творческих рассказов я использую методику Т.А. Ткаченко, в частности, её картины – трансформеры [4]. Играя, дети отвечают на вопросы: почему стоя на пляже, девочка смеётся или почему мальчик, оказавшийся на дачном участке, испугался. Дошкольники воспроизводят действия героев – членов большой семьи: бабушки, дедушки, мамы, папы, детей и даже их домашних питомцев. 

Одно из любимых занятий наших воспитанников - слушать чтение сказок. После прочтения новой сказки, мы начинаем обсуждение. Анализируя поступки персонажей сказок, задаемся вопросами: всегда ли герои наделены одинаковыми свойствами, каковы ли их поступки? Например, всегда ли гномы в сказках скупые и злые? Почему у них такие характеры? От чего это зависит? Могут ли люди поступать разумнее? Дети спрашивали родителей, сверстников, искали ответы на свои вопросы при просмотре видеозаписей сказок, посещении театра. А потом делились знаниями в ходе непосредственной образовательной деятельности. Здесь важна поддержка инициативы, детского стремления самостоятельно найти ответ на свои вопросы.

Собрав воедино поступки героев, мы делали выводы, что один и тот же литературный персонаж может быть наделен различными свойствами характера, что зависит это от целей, которые он перед собой ставит. С этого и начинается становление личности ребенка.

 В игре «Что сначала, что потом» мы моделируем ситуацию сборов на прогулку мамы и дочери, ситуацию игры в футбол на детской площадке и всё оречевляем вместе с ребенком. Развивают творческие способности и словесно – логическое мышление упражнение: «Как это можно использовать?» Логопед или ребенок достаёт предмет из сундучка и предлагает детям найти как можно больше вариантов применения этого предмета в качестве заместителя. В какие только вещи не превращается карандаш: и в балку для строительства дома, и в указку, и в градусник для кукол, и в  удочку.  

 Такие игры, как «Узнай предмет по описанию», «Откроем тайну волшебного колпачка», позволяют научить детей не только описывать предмет, выделяя его свойства и признаки, но и самостоятельно отгадывать, что же спрятано под колпачком, задавая вопросы тому, кто водит, разнообразят коррекционные занятия.  

Взрослея, дети не только прекрасно играют  в те игры, которые им уже знакомы, но и придумывают другие  - «в палеонтологов», «в космонавтов», создают постройки, необходимые  для осуществления замысла. Строительные игры требуют не только наличия конструктивных навыков, но и умения вести диалог. Деловое общение на столь высоком уровне – показатель хорошего уровня сформированности речевого поведения детей.

 Помогают им в этом навыки, полученные на занятиях по развитию речи, продуктивной и трудовой деятельности.

 Тандем в работе воспитателей и логопеда помогает осуществлять переход от ведущей игровой к учебной деятельности. Например, при изучении темы «Космос», дети не только изготовили макеты космических кораблей, но и совершили спасательную экспедицию на орбитальную станцию, где их друзья остались без воды. На логопедическом занятии мы поместили сказочных героев в космические корабли и отправили их на Марс, Венеру. Тем самым, наши воспитанники не только развивали воссоздающее творческое воображение, но и автоматизировали сонорные звуки в самостоятельной речи, ведь «космонавтами» были Пьеро, Мальвина, Чиполино, крокодил Гена, Артемон и Буратино.

Трудовые операции ребенок также осваивает в игре. В начальном периоде обучения игру предлагает взрослый: «Я вижу - игрушки разбросаны, давай их расставим по местам. Ночью солдатики, куклы и лошади оживают и беседуют». Можно рассказать сказку, например, такую: 

 «Жили в одной семье две сестренки Соня и Зоя. Говорили они не очень хорошо. Не все знакомые понимали, что девочки хотят сказать. Однажды, когда Соня и Зоя уснули, игрушки в их комнате ожили. Они собрались в кружок и стали обсуждать, как помочь хозяйкам научиться произносить все звуки правильно.

  Игрушечный бегемот Гоша сказал, что может научить малышей выполнять  упражнения для языка. Красивый пузырёк обещал научить их свистеть, выполнять дыхательное упражнение: «Золотой ключик»

 (« Посвисти в пузырек»). 

 Собака  с высунутым языком, которая была не просто игрушкой, а ещё и логопедическим модулем, решила научить девочек, как правильно произносить звуки [с] и [з]. Её часто брали на логопедические занятия, и она все запомнила.

       Что они ещё могли сделать? Ведь они были всего лишь игрушками.

               

Утром, когда девочки проснулись, к ним пришла незнакомая женщина, которая оказалась логопедом. Она взяла игрушки, стоявшие на полке, и вместе с ними приложила все усилия, чтобы девочки  стали правильно произносить все звуки».

 Затем усложняется инструкция, мы говорим, какие игрушки необходимо поставить на стол, а какие на полку. Более активное коммуникативное общение происходит в том случае, когда один ребенок выполняет поручение, другой - советует, а третий — «контролирует» правильность выполнения и даёт оценку — «обо всем ли рассказал ребенок» и добавляет пропущенные звенья. Создание учебно-игровой ситуации позволяет вовлечь в общение даже самых замкнутых детей.

Мы убеждены, что весь коррекционно-образовательный процесс в речевой группе должен иметь коммуникативную направленность, «несмотря на необходимость индивидуально-дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями, не следует забывать о принципе коллективного характера обучения, так как  только в едином учебном коллективе удается максимально реализовать задачи личностного развития детей и их успешной социальной адаптации» » [1, с. 48].

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М., Астрель, 2008.

2. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. М., Ассоциация «Гуманитарий», 1994.

3. Дженни Лешли. Работать с маленькими детьми. М., Просвещение, 1991.

 4. Ткаченко Т.А.. Картины – трансформеры для составления детьми творческих рассказов. Серии «Игры для фронтальных занятий», издательство «Книголюб», М., 2007.

 5. Степанова О.С.. Основные направления оптимизации коррекционно-образовательного процесса в ДОУ для детей с нарушениями речи. Ж. «Логопед», № 4, 2004.

 6. Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста.   Изучение, диагностика, развитие.- М., Национальный книжный центр, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуре "Мои истоки" в средней группе

Проект расчитан  с сентября по май. Один раз в месяц дети проводят день в русских народных костюмах, приобщаясь к истокам через разные виды деятельности....

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества» Истоки народного творчества в ДОУ.

Актуальность проблемы.Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.Без воспитания немыслима жизнь человеческого общ...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....