Методика раннего выявления дислексии и дисграфии
материал по логопедии по теме

Пилипенко Инна Евгеньевна

Методика раннего выявления дисграфии и дислексии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_rannego_vyyavleniya_disleksii.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика раннего выявления дислексии

(А.Н. Корнев)

 

Использование: в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет

Оборудование: не требуется.

Время проведения: 5-8 мин.

              Описание методики и правила оценки выполнения задания

 

1.     «Рядоговорение»

Инструкцияперечисли по порядку времена года и (после ответа) дни недели.

Оценка: (в штрафных баллах):

Правильно ответил на оба вопроса – 0 баллов

Правильно ответил на один вопрос – 2 балла

Не ответил ни  на один вопрос – 3 балла.

 

2.     «Ритмы»

Инструкция: послушай, как я постучу и после того, как я закончу, постучи так же (однократное предъявление ритмичных ударов по столу карандашом или палочкой с длинными и короткими интервалами)

Простые ритмы - !! !     !  !!     !! ! !      !!! !  Если задание выполняется верно переходят к сложным ритмам, если допущено больше одной ошибки – прекращают

Сложные ритмы -  !!!   ! !       !  !!  !!       !  !!! Критерии выполнения – те же.

Оценка:

Правильно выполнены оба задания – 0 баллов

Выполнены только простые ритмы – 2 балл

Не выполнено ни одного задания – 3 балла

 

 

3.     Тест «Кулак-ребро-ладонь»

Инструкция:  посмотри, что я сейчас сделаю и повтори так же. Демонстрируется трижды подряд последовательность из трех движений: кулак-ребро-ладонь. Ребенок должен трижды воспроизвести эту последовательность

Если ребенок нарушил последовательность не более одного раза, указывается ошибка и дается другая попытка. При ошибочном воспроизведение демонстрация образца повторяется но не более 5 демонстраций.

Оценка:

Правильное воспроизведение  с одной-двух попыток после 1-й демонстрации – 0 баллов

Правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с первой попытки – 2 балла

Правильное воспроизведение после 4-5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2 и более попытки – 3 балла

 

4.     Субтест «Повторение цифр»

Инструкция: сейчас я назову какие-нибудь  несколько цифр, я ты, как только я закончу, повтори их в том же порядке. Экспериментатор ровным голосом не меняя интонации называет ряд из трех цифр. При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При правильном воспроизведении переходят к ряду из 4 и затем 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за 1 часть задания

Инструкция: я назову цифры, повтори их начиная с конца, повторяй их в обратном порядке. Пояснение на примере. Я говорю 1-2, ты – 2-1. Предлагается ряд из 2 цифр, затем из трех и т.д. Оценивается 2 часть задания. Итоговой является сумма предварительных оценок.

 

Цифровые ряды:

Прямой счет:

№ 3             3-8-6              6-1-2

№ 4             3-4-1-7           6-1-5-8

№ 5             8-4-2-3-9        5-2-1-8-6

 

Обратный счет:

№ 2             2-5                   6-3

№ 3             5-7-4                2-5-9

№ 4             7-2-9-6             8-4-9-3

Оценка:

Итоговый результат больше 6 – 0 баллов

Итоговый результат равен 6 – 2 балла

Итоговый результат меньше 6 – 3 балла

 

5.     Ориентировка в «право-лево»

     Простая ориентировка – Инструкция: подними левую руку (обязательно начинают с левой), покажи правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено – переходят к следующему, если нет – прекращают

     Речевая проба Хеда – Инструкция: возьмись левой рукой, за правое ухо, правой рукой – за правое ухо, правой рукой за левое ухо, покажи правой рукой левый  глаз

Оценка

Выполнены оба задания – 0 баллов

Выполнена только простая ориентировка – 2 балла

Не выполнено ни одного задания – 3 балла

 

 

6.     Составление рассказа по серии картинок.

Предъявляется рассказ в 2 картинках (например рассказ о курице и цыплятах)

Инструкция: расскажи, что здесь нарисовано (если ребенок не может начать или перечисляет предметы – наводящие вопросы. После составления задается вопрос: почему цыплята стали черными.

Оценка:

  1. качество построения рассказа 

Рассказ составлен самостоятельно без существенных погрешностей – 0 баллов

Рассказ составлен по наводящим вопросам без погрешностей или самостоятельно но с грубыми погрешностями (пропуски важных частей, нарушение последовательности событий) – 2 балла

Вместо рассказа перечисляются предметы – 3 балла

Не перечисляет даже предметы на картинках – 4 балла

  1. понимание причинно-следственных связей 

Дано правильное объяснение – 0 баллов

Объяснение не полное – 1 балл

Не объясняет – 3 балла.

Итоговая оценка – по сумме 1 и 2.

 

Составление окончательного заключения:

  1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии  суммируются задания: 1, 4 и на выбор по большему баллу – 2-3. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии 
  2. При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией суммируются оценки за 1, 4,5,6 задания. Сумма баллов, превышающая 5,  свидетельствует о предрасположенности к дислексии 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

"В гостях у сказки" .Совместная деятельность детского сада с родителями в рамках проекта по предупреждению дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи, с использованием развивающих игр.

Совместная деятельность  детского  сада  с родителями  в рамках проекта  по  предупреждению  дислексии и дисграфии у  детей  с нарушением речи, с использов...

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии.

Актуальность выюранной темы, пример активной коррекционной деятельности воспитанников....

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Предупреждение нарушения чтения и письма – одно из приоритетных направлений деятельности учителя – логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Является общепризнанным, что между недор...

Профилактическая работа по предупреждению оптической дислексии и дисграфии у детей с ОНР

Не во всех школах дети могут продолжить  занятия у логопеда, поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна.В данной статье четко прописанны три блока по предупреждению оптич...

Раннее выявление речевых нарушений и методики их коррекции

В данной работе раскрыта значимость коррекции речи в раннем возрасте и описаны методики коррекции. Подробно описано обследование детей раннего возраста, коррекционно-воспитательная работа и приемы кор...

Методика раннего выявления дислексии

В пезентации представлен материал по профилактики специфических нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР (с задержкой психического развития), где предложена методика раннего выявления дислексии ...