Методика раннего выявления дислексий у дошкольников 6 лет.
консультация (подготовительная группа)
Методика, разработанная А.Н. Корневым при помощи которой можно определить есть ли у ребёнка предрасположенность к дислексии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 66.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Готов ли ваш ребёнок к обучению чтению и письму? |
Методика раннего выявления дислексий у детей с 6 лет. |
Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению нарушений чтения у детей. |
Учитель-логопед: Жукова Юлия Александровна МБДОУ МО «Детский сад №163» г.Краснодар |
23.10.2023 |
Готов ли ваш ребёнок к обучению чтению и письму?
Этот вопрос волнует многих родителей.
Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей в поведении. Среди них на первом месте стоят нарушения чтения и письма.
Нарушения усвоения детьми письменной речи могут быть вызваны разнообразными причинами: нервно-психическими расстройствами, общим психическим недоразвитием, грубыми аномалиями зрительного и слухового анализаторов, недоразвитием устной речи и прочее. Однако, стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей и с нормальным интеллектом, сохранной устной речью. Полноценным слухом и зрением, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьёзные препятствия при овладении письмом или чтением. Несчастье этих детей заключается в том, что как родители, так и многие учителя не осведомлены в этом круге проблем. На сегодняшний день даже школьные психологи имеют весьма смутные представления о природе неуспеваемости по чтению и письму, не знают, что существуют такие состояния, как дислексия и дисграфия, при которых дети, не получившие своевременной помощи, могут на всю жизнь остаться полуграмотными.
Существует методика, разработанная А.Н. Корневым при помощи которой можно определить есть ли у ребёнка предрасположенность к дислексии или нет. Обследование с помощью данной методики не требует специального оборудования и занимает около 5-8 минут.
Данная методика помогает выявить задержку формирования многих функций, недоразвитие которых может способствовать появлению нарушений чтения у детей:
- во-первых, недоразвитие сенсомоторных функций (например, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений), которые осуществляют процесс чтения в норме, что приводит к трудностям в овладении зрительными образами букв, трудности в их узнавании и различении (оптические дислексии).
- во-вторых, нарушения чтения могут вызываться нарушением высших символических функций, недоразвитием языковых обобщений: фонематических, лексических, грамматических (фонематические, семантические, аграмматические дислексии). Эта группа нарушений чтения является наиболее распространённой.
Методика раннего выявления дислексии
(у детей с 6 лет).
А.Н. Корнев
Описание методики и правила оценки выполнения заданий.
- «Рядоговорение».
Инструкция ребенку:
«Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допустима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не содержащей порядкового перечисления).
Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах):
1) правильно ответил на оба вопроса -- 0 баллов;
2) правильно ответил на один вопрос -- 2 балла;
3) не ответил ни, на один вопрос -- 3 балла.
Примечание:
Важнейший фактор дислексии заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.
- «Ритмы».
Инструкция:
«Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами:
а) простые ритмы -- !! !, ! !!, !! !!, ! ! !!, !! ! !; если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено больше одной ошибки, то прекращают;
б) сложные ритмы -- !!! ! !, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах.
Оценки:
1) выполнены оба задания -- 0 баллов: 2) выполнены только простые ритмы -- 2 балла; 3) не выполнено ни одного задания -- 3 балла.
Примечание:
Для детей 6 лет и старше воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не составляет затруднений. Дети, с предрасположенностью к дислексии, это задание выполняют с большим количеством ошибок.
Следует различать 2 вида затруднений при его выполнении: а) в одних случаях страдает процесс воспроизведения ритмов при сохранной способности к их слуховому различению («премоторный» тип нарушения); б) в других случаях нарушено слуховое различение звуковых ритмов и этим обусловлена неспособность к их воспроизведению («височный» тип дефекта, сенсорная амузия).
Для определения ведущей причины нарушений следует предложить ребёнку сравнить 2 серии ударов, предъявляемых последовательно. При «премоторном» типе слуховое сравнение ритмов продемонстрирует более высокие результаты, чем при их воспроизведении, при «височном»-существенных различий не обнаружится.
- Тест «Кулак - ребро - ладонь».
Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и
повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность.
Если ребенок нарушил последовательность движений не более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не считается).
При явно ошибочном воспроизведении демонстрация образца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.
Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной - двух попыток
после 1-й демонстрации -- 0 баллов;
2) правильное воспроизведение после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попытки -- 2 балла;
3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток -- 3 балла.
Примечание: Задание доступно детям с 6 лет. Выявляет:
а) поражение двигательных систем («премоторных» их отделов). В этом случае чаще страдает переключение с одного движения на следующее в автоматизированном режиме: ребёнок повторяет движения вопреки сознательному намерению или делает большие паузы между движениями.
б) во втором случае дети путают последовательность движений или пропускают некоторые из них (предположительно затруднения можно связать с левополушарной недостаточностью).
IV. Субтест «Повторение цифр».
Инструкция: «Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр,
а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» После этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном воспроизведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При верном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр.
Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.
После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых точек: сначала слева направо, затем справа налево.
Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как в первой половине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины задания.
ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ
Прямой счет: Обратный счет:
№ 3 3-8-6 6-1-2 № 2 2-5 6-3
№ 4 3-4-1-7 6-1-5-8 № 3 5-7-4 2-5-9
№ 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6 № 4 7-2-9-6 8-4-9-3
Оценки:
1) итоговый результат больше 6 -- 0 баллов,
2) итоговый результат равен 6 -- 2 балла;
3) итоговый результат меньше 6 -- 3 балла.
Примечание: Субтест оценивает объём кратковременной
слухоречевой памяти на сукцессивно организованный материал и способность к деавтоматизации рядов.
1-ая часть задания характеризует сукцессивную (последовательную) слухоречевую память.
2-ая - состояние оперативной памяти (рассчитанной на хранение информации в течение оперделённого , заранее заданного срока)
Дети 4,5 лет и старше воспроизводят ряд из 4-х цифр (в одной из двух попыток с рядами одинаковой длины, но разного числового состава). Дети 6,5-7 лет воспроизводят ряд из 5 цифр.
V. Ориентировка в «право - лево»:
- Простая ориентировка.
Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с
левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет - прекращают.
- Речевая проба Хеда.
Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой
- за правое ухо, правой рукой - за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
Оценка: 1) выполнены оба задания -- 0 баллов:
2) выполнена только простая ориентировка -- 2 балла;
3) не выполнено ни одного задания -- 3 балла.
Примечание: Задание доступно детям 6,5–7 лет. Оценивает владение понятиями «лево-право» и речевую регуляцию двигательных актов.
VI. Составление рассказа по серии картинок.
Ребенку предъявляется рассказ в 2 картинках (удобен для использования рассказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова «Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изображены: курица, которая вывела 4-х желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянувшись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а четвертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.
Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован маленький рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рассказ по этим картинкам».
Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно задать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рассказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черными?» Оценки выставляют в два этапа.
1. Оценивается качество построения рассказа - связность, полнота изложения, правильность описания, последовательность событий:
а) рассказ составлен самостоятельно, без существенных погрешностей -- 0 баллов;
б) рассказ составлен только по наводящим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть рассказа, нарушена последовательность событий) -- 2 балла;
в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы -- 3 балла;
г) ребенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках -- 4 балла.
2. Оценивается понимание причинно-следственных связей:
а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в краске) -- 0 баллов;
б) объяснение неполное («труба -- черная») -- при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если удовлетворительного ответа не дано, то оценка -- 1 балл;
в) объяснения совсем не было -- 2 балла.
Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок.
Составление окончательного заключения:
1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой патологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка). Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
2. При обследовании детей 7,5-8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ориентировка в „право - лево"» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
________________________________________________________________________________
Таким образом, вы сами смогли ответить на свой самый главный вопрос, заданный в самом начале и можете быть спокойны: ваш ребёнок сможет осваивать чтение и письмо без проблем! Если же вы выявили у ребёнка предрасположенность к дислексии, то самое время бить тревогу и обратиться к специалистам.
Следует помнить, что чем позже обнаруживаются нарушения речи, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекционный курс в таких случаях требуется.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников
Консультация для родителей "Выявление предрасположенности к дислексии у дошкольников"...

Раннее выявление речевых нарушений и методики их коррекции
В данной работе раскрыта значимость коррекции речи в раннем возрасте и описаны методики коррекции. Подробно описано обследование детей раннего возраста, коррекционно-воспитательная работа и приемы кор...

Методики по выявлению способностей у дошкольников, авторы - Савенков А.И., Лосева А.А.
С помощью методики Савенкова А.И. вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее время. С...

Методика выявления эмоционального состояния дошкольников "Домик настроения"
Выявление эмоционального состояния старших дошкольников в начале или конце мероприятия, занятия....

Методика раннего выявления дислексии
В пезентации представлен материал по профилактики специфических нарушений письменной речи у дошкольников с ЗПР (с задержкой психического развития), где предложена методика раннего выявления дислексии ...

Консультация для воспитателей «Диагностические методики, направленные на выявление знаний у дошкольников о здоровье»
Цель консультации: познакомить воспитателей с методиками диагностики знаний дошкольников о здоровье и объяснить, как они могут быть использованы для оценки уровня осведомлённости детей в этой области....



