Функции воспитателя в группах для детей с ОНР
материал по логопедии (старшая группа) по теме

Ковалёва Светлана Борисовна

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей  учителя- лого­педа и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются  учителем - логопедом и вос­питателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правиль­ной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Функции воспитателя в группах для детей с ОНР

Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению количества детей дошкольного возраста, имеющих различные речевые нарушения.  Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского сада во многом зависит от слаженности в работе педагогического коллектива, а особенно от взаимосвязи, преемственности в работе учителя  - логопеда и воспитателя.

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей  учителя- логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются  учителем - логопедом и воспитателем совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи и т.п.).    

Вместе с тем необходимо четко определить и разграничить функции логопеда и воспитателя, чтобы исключить возможность дублирования занятий. Для этого воспитатели обязаны присутствовать на фронтальных занятиях логопеда, а логопед может посещать отдельные занятия воспитателей с целью как контроля за речью детей, так и оказания методической помощи воспитателям.

Вне сомнения, ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.

      Ведущая роль учителя- логопеда в педагогическом процессе объясняется тем, что учитель- логопед как специалист лучше знает речевые и психологические особенности и возможности детей с разной речевой патологией, степень отставания с возрастной нормой принципы, методы и приёмы навыков у детей с речевой патологией.

     В начале учебного года учитель - логопед знакомит воспитателей с  результатами обследования детей обращает их внимание на особенности  поведения, характер детей , объясняя воспитателям цели и задачи  программы обучения .

     Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей — не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

     Вместе с тем речь воспитателей должна быть предельно  грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевой патологией.                      

 Воспитатели обязаны  содействовать развитию всех сохранных анализаторов детей, тем самым укрепляя и расширяя компенсаторные возможности детей, осуществляя коррекционную работу в различных направлениях  в зависимости от задач, поставленных логопедом в определённый период обучения.

    Во многих случаях воспитатели проводят предшествующую  логопедическим занятиям работу по накоплению, расширению, активизации словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений в то время как логопед проводит работу с речевым материалом требующим  специального отбора.

       Возможен и такой вариант взаимодействия, при котором  воспитатели закрепляют учебный  материал логопедических занятий, развивая у детей способности применять полученные знания и сформированные умения и навыки, например навыки связной  речи, используемой в различных ситуациях .

      Функциями  воспитателя логопедической группы  таким образом, являются:

  1. Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.
  2. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  3. Закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
  4. Обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
  5. Включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
  6. Формирование связной речи.
  7. Заучивание стихотворений, потешек, текстов.
  8. Знакомство с художественной литературой.
  9. Работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
  10. Закрепление речевых навыков на индивидуальных  занятиях по заданию логопеда.
  11. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом материале.

     Ответственна роль воспитателя во время проведения занятий. Он должен четко знать особенности методики обучения детей в коррекционной группе. Так, например, при проведении занятий по развитию математических представлений в массовой группе воспитателю не рекомендуется называть предметы при их пересчете («одна елочка», «две елочки», «три елочки» и т.д.). И соответственно требовать этого от детей. Называется только итоговое число («Одна, две, три. Всего три елочки»).

   Дети с ОНР не могут самостоятельно овладеть навыком употребления числительных с существительными, поэтому воспитатель обязан следить за правильностью речи детей, исправлять все ошибки детей, за исключением тех, которые логопедом еще не скорректированы.

     В процессе формирования навыка правильного согласования числительных с существительными логопеды рекомендуют воспитателям добиваться утрированного произношения безударных окончаний (пять елочек, семь домиков).

        Формирование навыка согласования числительных с существительными необходимо осуществлять в такой последовательности (соответствует появлению этого навыка в онтогенезе):

- употребление наречий мало, много в сочетании с родительным падежом существительных (много домов, мало книг);

- сочетание числительных с существительными в родительном падеже (двух карандашей, пяти карандашей, трех елочек, шести елочек);

- сочетание винительного падежа числительных с существительными, обозначающими неодушевленный и одушевленный предмет (вижу три-четыре карандаша, елочки, пять-десять бабочек, белочек).

   Частота употребления числительных с существительными в творительном падеже у детей дошкольного возраста достаточно низка, поэтому специально заниматься формированием этой трудной речевой модели в дошкольном возрасте не имеет смысла.                                                                                                                                                Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия(30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель - логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.

   Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук  ( мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного  участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере  прохождения учебного материала.

  Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными  направлениями коррекционной работы воспитателя является:

  1. Артикуляционная гимнастика;
  2. Пальчиковая гимнастика;
  3. Вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
  4. Непосредственно – организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;
  5. Коррекционная работа во время режимных моментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР (2 год обучения)

План совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР (второй год обучения) Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодейс...

О работе воспитателя в группе для детей с ОНР.

Воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова и вводить их в самостоятельную речь детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...

Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:...