Консультация "Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Уразбаева Гузель Закировна

                                                                                                Консультация    «Функции  воспитателя  в  группе  для детей     с тяжелыми          нарушениями  речи».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Уразбаева Г.З.,                                                                       

                                                                                                                                                                                                             учитель-логопед  МДОБУ  « ЦРР - детский  сад  «Алёнушка »                                                                                                                              

   Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через  родной  язык  дети  входят  в окружающую  жизнь.

   Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка»(А.И.Сорокина).Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

    Что значит развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь - это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь  строить  высказывания, понимать  речь  окружающих, слушать их. Всему этому  ребенок  учится  с помощью  взрослого  в  дошкольные  годы. Мы  считаем , что ребенок  плохо говорит ,когда у него плохая  дикция  или  когда  он  не может  ответить  на  простой  вопрос, когда  не  в состоянии  рассказать  о том, что с ним только что произошло, когда  мало  и  неохотно  разговаривает  с окружающими,  когда затрудняется  назвать  словом  многие  предметы  и  действия  и т.п..

    В настоящее  время  наблюдается  огромный  рост детской  речевой  паталогии, поэтому устранение  нарушений  речи  небходимо  начинать  как  можно  раньше . Своевременное овладение  правильной, чистой  речью  имеет  важное  значение  для  формирования полноценной  личности. Речь не является  врожденной  способностью, она  формируется постепенно, и  ее  развитие  зависит  от  многих  причин.  Одним  из  условий  нормального становления  звукопроизношения  является   полноценная работа   артикуляционного аппарата. Невмешательство  в процессе  формирования  детской  речи  почти всегда влечет за собой отставание в развитие.               Воспитание  чистой  речи  у детей – задача большой общественной  значимости, и серьезность ее должны осознать  все : логопеды, родители, воспитатели, учителя. Ведущая  роль  в  работе  по  исправлению  дефектов речи принадлежит логопеду. Но только  занятие  с логопедом  недостаточно  для выработки  прочных  навыков  правильного  звукопроизношения,  необходимы дополнительные  упражнения  с родителями, воспитателями  группы  детского сада. Занятия  воспитателя  строятся  с  учетом  очередной  темы, и  их  задачи  соотносятся  с задачами  логопедического занятия. Основную  словарную  работу  проводит  логопед, воспитатель же  формирует  у  детей   небходимый  уровень  знаний  по словарной   теме во время  прогулок, на уроках  рисования, лепки  и  конструирования.  Воспитатель должен  проводить  занятия  по уточнению  движений  органов   артикуляционного аппарата  ежедневно  при  помощи  комплекса  артикуляционных  упражнений, данных логопедом .Воспитатель  должен  оказывать  помощь  логопеду  во  введении  поставленных  логопедом  звуков  в речь  ребенка. Эта  работа  осуществляется  с помощью  потешек, скороговорок, подготовленных  логопедом. А также  должен закреплять  навыки  по связной  речи с помощью стихотворений и другого речевого материала.В задачу  воспитателя  также  входит  повседневное  наблюдение  за состоянием  речевой  деятельности  детей  в каждом периоде  коррекционного  процесса, контроль  за  речевой  активностью, за  правильным  использованием  поставленных  или  исправленных  звуков,отработанных  грамматических  форм и т.п. В  случае  необходимости  воспитатель в  тактичной  форме  исправляет  речь  ребенка. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Речь  самого  воспитателя  должен  служить  образцом для  детей  с речевыми  нарушениями:  быть четкой, предельно  внятной, хорошо  интонационной, выразительной. В  обязанности  воспитателя  входит  хорошее  знание  индивидуальных  особенностей  детей  с  недоразвитием  речи, по- разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные  затруднения, на изменения  условий  общения. Воспитателю важно помнить, что несвоевременная  коррекция  речи  в  дошкольном  возрасте  неизбежно  повлечет  за собой  стойкие  нарушения  письма и чтения, и успешное  обучение  в  массовой  школе  окажется под  угрозой. Поэтому,понимая важность и небходимость проведения  общеобразовательной  и коррекционно - развиващей работы, необходимо  оказывать помощь  каждому  ребенку.

      Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:

-  учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.

-  пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

- закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.

- обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.

- включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.

- формирование связной речи.

- заучивание стихотворений, потешек, текстов.

- знакомство с художественной литературой.

- работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.

    Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель – логопед  может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько  успешно  усвоен  детьми  материал.

   Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук   (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

   Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными направлениями  коррекционной  работы  воспитателя  является:

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;

- непосредственно - организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;

- коррекционная работа во время режимных моментов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.dlya_vosp.log_.gr_.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация    «Функции  воспитателя  в  группе  для детей     с тяжелыми          нарушениями  речи».

                                                                                                                Уразбаева Г.З.,                                                                        

                               учитель-логопед  МДОБУ  « ЦРР - детский  сад  «Алёнушка »                                                                                                                              

   Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через  родной  язык  дети  входят  в окружающую  жизнь.

   Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка»(А.И.Сорокина).Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.

    Что значит развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь - это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь  строить  высказывания, понимать  речь  окружающих, слушать их. Всему этому  ребенок  учится  с помощью  взрослого  в  дошкольные  годы. Мы  считаем , что ребенок  плохо говорит ,когда у него плохая  дикция  или  когда  он  не может  ответить  на  простой  вопрос, когда  не  в состоянии  рассказать  о том, что с ним только что произошло, когда  мало  и  неохотно  разговаривает  с окружающими,  когда затрудняется  назвать  словом  многие  предметы  и  действия  и т.п..

    В настоящее  время  наблюдается  огромный  рост детской  речевой  паталогии, поэтому устранение  нарушений  речи  небходимо  начинать  как  можно  раньше . Своевременное овладение  правильной, чистой  речью  имеет  важное  значение  для  формирования полноценной  личности. Речь не является  врожденной  способностью, она  формируется постепенно, и  ее  развитие  зависит  от  многих  причин.  Одним  из  условий  нормального становления  звукопроизношения  является   полноценная работа   артикуляционного аппарата. Невмешательство  в процессе  формирования  детской  речи  почти всегда влечет за собой отставание в развитие.               Воспитание  чистой  речи  у детей – задача большой общественной  значимости, и серьезность ее должны осознать  все : логопеды, родители, воспитатели, учителя. Ведущая  роль  в  работе  по  исправлению  дефектов речи принадлежит логопеду. Но только  занятие  с логопедом  недостаточно  для выработки  прочных  навыков  правильного  звукопроизношения,  необходимы дополнительные  упражнения  с родителями, воспитателями  группы  детского сада. Занятия  воспитателя  строятся  с  учетом  очередной  темы, и  их  задачи  соотносятся  с задачами  логопедического занятия. Основную  словарную  работу  проводит  логопед, воспитатель же  формирует  у  детей   небходимый  уровень  знаний  по словарной   теме во время  прогулок, на уроках  рисования, лепки  и  конструирования.  Воспитатель должен  проводить  занятия  по уточнению  движений  органов   артикуляционного аппарата  ежедневно  при  помощи  комплекса  артикуляционных  упражнений, данных логопедом .Воспитатель  должен  оказывать  помощь  логопеду  во  введении  поставленных  логопедом  звуков  в речь  ребенка. Эта  работа  осуществляется  с помощью  потешек, скороговорок, подготовленных  логопедом. А также  должен закреплять  навыки  по связной  речи с помощью стихотворений и другого речевого материала.В задачу  воспитателя  также  входит  повседневное  наблюдение  за состоянием  речевой  деятельности  детей  в каждом периоде  коррекционного  процесса, контроль  за  речевой  активностью, за  правильным  использованием  поставленных  или  исправленных  звуков,отработанных  грамматических  форм и т.п. В  случае  необходимости  воспитатель в  тактичной  форме  исправляет  речь  ребенка. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.

Речь  самого  воспитателя  должен  служить  образцом для  детей  с речевыми  нарушениями:  быть четкой, предельно  внятной, хорошо  интонационной, выразительной. В  обязанности  воспитателя  входит  хорошее  знание  индивидуальных  особенностей  детей  с  недоразвитием  речи, по- разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные  затруднения, на изменения  условий  общения. Воспитателю важно помнить, что несвоевременная  коррекция  речи  в  дошкольном  возрасте  неизбежно  повлечет  за собой  стойкие  нарушения  письма и чтения, и успешное  обучение  в  массовой  школе  окажется под  угрозой. Поэтому,понимая важность и небходимость проведения  общеобразовательной  и коррекционно - развиващей работы, необходимо  оказывать помощь  каждому  ребенку.

      Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:

-  учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.

-  пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

- закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.

- обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.

- включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.

- формирование связной речи.

- заучивание стихотворений, потешек, текстов.

- знакомство с художественной литературой.

- работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.

    Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель – логопед  может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько  успешно  усвоен  детьми  материал.

   Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук   (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.

   Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными направлениями  коррекционной  работы  воспитателя  является:

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;

- непосредственно - организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;

- коррекционная работа во время режимных моментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР (2 год обучения)

План совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР (второй год обучения) Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженности и организованности взаимодейс...

О работе воспитателя в группе для детей с ОНР.

Воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова и вводить их в самостоятельную речь детей....

КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»

В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: -    сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...

Функции воспитателя в группах для детей с ОНР

Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей  учителя- лого­педа и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются  учит...

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...

Требования к речи воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье перечислены основные речевые ошибки педагогов ДОУ, работающих в логопедических группах, и способы их преодоления....

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей...