Некоторые аспекты работы воспитателя в логопедической группе
материал по логопедии по теме

Муравьёва Светлана Владимировна

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а так же процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. 

Данный материал готовился, как консультация для воспитателей, начавших недавно работать в логопедической группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_v_logopedicheskoy_gruppe.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 83 Красносельского района
Санкт-Петербурга

Консультация для воспитателей

«Особенности работы воспитателя в группах

для детей с общим недоразвитием речи»

                                                                               

                                                                                                         

                                                                                                  учитель-логопед

                                                                                                  Муравьева С.В.

2013 г


Некоторые аспекты работы воспитателя

в логопедической группе.

В работе воспитателя можно выделить два основных направления:

1. Коррекционно-воспитательное.

2.Общеобразовательное.

   Другими словами, воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а так же процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

  1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
  2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе)
  3. Пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе режимных моментов;
  4. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  5. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
  6. Развитие у детей артикуляционной и пальчиковой моторики, также связанной с речевой функцией.

  1. Закрепление у детей речевых навыков

на индивидуальных занятиях по заданию логопеда

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во второй половине дня. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетрадке для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передает в группу заполненные им тетради для тех детей, с которыми он занимался утром.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этого подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно носит и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности с мелкой моторикой, - ему следует предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т.д.

Занятия с детьми лучше всего проводить в специальном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков речи.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произносится утрированно.  Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен произносить громко, четко, медленно, добиваясь того же от малыша.

  1. Проведение фронтальных логопедических занятий по развитию речи.

Проведение этих занятий в специальной группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.

Во-первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Например, вначале можно рассмотреть живой объект, потом несколько картинок с изображением животных. Затем можно сравнить картинки, напр, собаку и свинью. Еще позже – разобрать и пересказать короткие рассказы о нескольких домашних животных. А в конце – приступить к воспроизведению детьми коротких описательных рассказов, где ребята отразят весь усвоенный материал. Такая концентрация на определенной теме, своеобразная «лексическая замкнутость» позволяет стойко сформировать обобщающие понятия, детально проработать каждую лексическую тему, значительно пополнять недостаточный словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

Во- вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т.п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составление рассказов – описаний, придумывания сказок, рассказов и др. Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.

В-третьих, в отличие от массовой группы, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большего количества понятий. Напр, при рассмотрении темы «Домашние животные» это будут не только такие понятия, как вымя, грива, копыта, но и такие как щетина, шерсть, морда, пятачок, рога и т.п. Кроме того, необходимо будет заучить названия большинства детенышей животных, профессий людей, ухаживающих за животными, такие понятия, как свинарник, коровник, овчарня, телятник и т.п.

И, наконец, в-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Не следует включать в программу игры и упражнения, лишенные зрительной опоры, особенно на начальном этапе обучения. К этому обязывают речевые трудности детей, особенности их внимания, восприятия, мышления.

  1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей

в процессе всех режимных моментов.

Возложение на воспитателя этой задачи, которой, казалось, бы должен в полном объеме заниматься логопед, связано со спецификой воспитательской деятельности. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной, спальной комнате, уголке природы, игровом уголке и др. местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР.

Есть еще один момент: работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Подчеркнем, однако, что не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться лишь обиходно-бытовой лексикой.

Важно учитывать, что детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе? Прежде всего следует побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, напр, задавая вопросы: «кто больше всего придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?» и т.п.

В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование : кто больше скажет слов о том, какое мыло, что можно с ним делать, что им можно мыть.

Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей. Главное, чтобы они занимались с интересом, добровольно, с желанием и всегда положительными эмоциями.

  1. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все  ошибки  исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не стоит поддразнивать ребенка, высмеивать его, т.к. можно спровоцировать снижение речевой деятельности, замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю.

Манеры исправлений ошибок в речи детей вне занятия и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание других детей к ошибке данного ребенка, лучше это сделать незаметно для остальных детей. Напр. , во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?» и только после этого просит повторить правильную фразу.

Если же ошибки встречаются при обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка, попробуй!», или «Я тебя не понимаю. Подумай и скажи правильно!»

Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятия, в отличие от спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

В связи со сказанным, ошибки в ходе занятия должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли это сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Напр, если ребенок неправильно произнес звук Р, воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук Р, слова стРоить, гоРка» и т.д.

Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово (милиционер, пододеяльник) малыш не произнесет и это вызовет смех у остальных. Следует предложить ребенку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить ребенка за старание.

Для того, чтобы дети на всех  занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой неторопливой речью задавать тон.

Процесс нормализации речи и снижение количества фонетических и лексико-грамма-тических ошибок возможны только при повышенном внимании ребенка а речи окружающих и своей собственной.

  1. Развитие у детей внимания и памяти

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Развитием внимания воспитателю следует не только на занятиях, но и во время некоторых режимных процессов.

Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан ли платок и т.д.), и посоветовали , напр, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный работник?» и т.п.

На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает». По принципу этой игры можно проводить игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, транспорт, животные). Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и др. действиями.

Еще одно упражнение. Воспитатель просит посмотреть детей вокруг и назвать все деревянное, покрашенное, живое, высокое и т.д. Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Помимо изложенных игр, полезно проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: «чего не стало?», «Что изменилось?», «Разложи предметы так, как я скажу» и т.д.

  1. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка

Словесно-логическое мышление  характеризуется использованием понятий, суждений, умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из его функций.Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Напр., с помощью таких вопросов:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах? и т.д.

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки, умывания и т.п. Важно приучить ребенка задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио- и телепередач. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснить ребенку. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе, кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Напр, можно спросить:

- Чем различаются кукла и девочка (птица и самолет, чайник и кофейник, диван и кровать и т.д.)?

- Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолета и т.д.)

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений предоставляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети ответят на примерно такие вопросы:

- Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому бабушки?

- Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме? Почему?

- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие, которые заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого очень полезны.

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови).

Кругла нора, что ни шаг, то нора. (Наперсток)

Естественно, что такие загадки для детей с ОНР трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка, - значит, дать дополнительную работу мышлению.

Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные самим воспитателем, напр: передние лапы короткие, а задние – длинные (заяц).

Еще более сложной работой для детей с ОНР является понимание пословиц, объяснение их переносного смысла. Поэтому для  занятий их следует использовать только на втором году обучения, с детьми 7-го года жизни. Для начала воспитатель может предложить детям 2-3 варианта объяснения пословицы, из которых дети должны выбрать подходящий. Кроме того можно пересказать две-три ситуации, а дети должны определить, какие из них более соответствуют пословице.

Напр, пословица «Не в свои сани не садись».

Варианты объяснений:1.Не обижай младших. 2.Не садись на сломанный стул. 3. Не берись за дело, которое не можешь выполнить.

Варианты ситуаций к этой же пословице: 1. Мальчик пошел ловить рыбу, а удочку забыл. 2. Мальчик сел за пианино, а играть не умеет. 3. Мальчик слабый, а защищает малышей.

Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. Напр, после того как дети поработали на участке и собрали целую кучу сухих листьев и веточек, воспитатель говорит: «Клади по ягодке – наберешь кузовок» или «Зернышко к зернышку – будет мешок».

При такой систематической работе пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от лишних назидательных речей, которые к тому же далеко не всегда достигают цели.

  1. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики

Развитие артикуляционной моторики проводится вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут ежедневного выполнения упражнений со всей группой.

Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы ит.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

Как отмечалось выше, вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.

Оно включает в себя:

- Обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада (кроме раздела развитие речи);

- Воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада4

- Работу с родителями.

Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.

Если в коррекционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.

Остановимся подробнее на реализации каждой из задач в условиях группы для детей с ОНР.

  1. Обучение на занятиях

Количество занятий общеобразовательного направления (изодеятельность) сокращается в связи с включением в сетку фронтальных занятий воспитателя большого числа логопедических занятий. Однако это сокращение не должно касаться 2 важных видов занятий: по математике и физкультуре.

Занятия по РЭМП необходимо, так как дети с ОНР заметно отстают от нормально развивающихся сверстников в готовности к обучению счету и счетным операциям(часто дети поступают в группу не умея считать в пределах 3-х, не зная понятий «больше-меньше-поровну»). Кроме того такие занятия, развивая мышление ребенка, способствуют успешной коррекции дефекта.

Занятия по физкультуре способствуют укреплению здоровья и не могут быть сокращены.

Что касается остальных занятий, опытный творческий работник всегда может восполнить их нехватку, делая каждое занятие насыщенным, результативным, максимально реализующим индивидуальные особенности ребенка.

  1. Воспитательная работа

Эта работа осуществляется в специальной группе по тем же направлениям, что и в массовой.

Некоторые особенности воспитательного процесса можно отметить и в осуществлении игровой деятельности детей. Если в массовой группе им достаточно создать лишь условия для игры (зона, атрибуты, спокойная обстановка), то детей с ОНР приходится учить играть.

При поступлении в группу игра большинства детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии длительно играть. Поэтому воспитателю приходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу – подготовить запас знаний и впечатлений от реальной жизни, который дети в наибольшей степени получают в ходе целевых прогулок.

Проводя такие прогулки – экскурсии, важно помнить, что необходимо обращать внимание детей с ОНР на все мелочи, так как сами ребята не в состоянии воспринять увиденное достаточно полно.

После проведения экскурсии по определенной теме (повар, ателье) можно приступить непосредственно к организации игры. Воспитатель должен непосредственно участвовать в игре, поддерживать интерес детей, предупреждать конфликты.

Еще раз о прогулке. Здесь помимо ее традиционных частей – подвижной игры, трудовой деятельности, самостоятельной работы детей -  ежедневно дополнительно проводятся  наблюдения за окружающей действительностью и индивидуальная работа, которая касается усвоения отстающими детьми программных требований.

Подробно о наблюдениях на прогулке говорилось выше, при описании словарной работы. Индивидуальная работа на прогулке не должна касаться речевых задач, в противном случае это будет дублирование логопедического часа и других моментов словарной работы воспитателя.

На прогулке уместно будет повторить с ребенком, который нуждается в этом, названия основных цветов, понятия «левый», «правый», счет на наглядном материале, какие-нибудь физические упражнения.

Однако стоит учитывать, что прогулки – время максимальной физической активности детей, их свободной деятельности, психической разгрузки после напряженных занятий, поэтому длительность таких индивидуальных упражнений должна быть минимальной.

  1. Работа с родителями

Эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнеза, показе индивидуальных занятий). Поэтому  помимо работы, выполняемой в массовом детском саду, - консультаций по вопросам обучения и воспитания; изготовления ширм, папок – передвижек и др. наглядного материала;  оформление информационного стенда для родителей – воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.

Первой такой формой работы с родителями является объяснение заданий логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины употребляемые логопедом (напр, слоговая структура), названия некоторых звуков, принцип выполнения заданий (составить схему, отхлопать слово). Все это подробным образом надо объяснить родителям. Особенно тщательно эта работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необходимость делать «дома уроки», и масса специальных терминов и понятий. Очень важно следить воспитателю за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками невозможно продвигаться дальше в обучении.

Вторая специфическая форма работы с родителями – собрания и открытые занятия (воспитателям массовых групп эти мероприятия знакомы, однако они содержат некоторые изменения)

Как показал опыт, полезно объединять занятия с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. В повестку дня такого собрания, помимо одного занятия, полезно включить ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем.

Наиболее актуальные темы для консультаций, проводимых воспитателем: «Единство требований детского сада и семьи», «Поощрение и наказание – основные методы воспитания», «Чего нельзя допускать в семье», «О воспитании у детей самостоятельности» и т.п.

Желательно, чтобы такие консультации были предельно четким, содержали только необходимый родителям конкретный материал и проводились не для «галочки», а для пользы дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада.

Вся сфера деятельности детских садов для детей с нарушениями речи должна быть подчинена устранению дефекта речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка....

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе

Коррекционно - развивающая работа воспитателя в логопедической группе. Определены цели, задачи и содержание работы воспитателя в логопедической группе....

Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с нарушениями речи. Работа воспитателей на логопедических группах.

Успех коррекционной логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада или группы для детей с речевой патологией во многом зависит от слаженности в работе...

Коррекционно-развивающая работа воспитателя в логопедической группе ДОУ

материал будет интересен педагогам, работающим с детьми с нарушенями речи...

Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе...

"Работа воспитателя в логопедической группе с общим недоразвитием речи"

Обучение детей чтению и письму, имеющим отклонения в речи....

Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»

Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»...