Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР средствами творческой игры, проектной деятельности.
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Юшковец Валентина Владимировна

Опыт применения творческой игры и пректной деятельности в работе с детьми с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_ovz.doc48 КБ
Microsoft Office document icon po_ovz.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации воспитания дошкольников  с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры, проектной деятельности»

Введение.         

Федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования предлагают в различных образовательных областях через ведущую деятельность дошкольника, в первую очередь творческую игру, формировать возрастные компетенции. Педагоги детских садов сейчас отбирают лучшие  формы взаимодействия с воспитанниками для формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей. В моей общеразвивающей группе воспитываются и дети с общим недоразвитием речи. Для обеспечения в процессе освоения общеразвивающей программы коррекции недостатков развития речи, достижения всеми воспитанниками необходимого уровня развития, готовности к школьному обучению, равных стартовых возможностей я предлагаю применять метод проектов. Это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья освоить программу воспитания и обучения. Планируемый результат: дети  любознательные, активные, владеют способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения, способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, уровень эмоциональной комфортности высокий.

Аналитическая часть.

Дети моей группы (50 % из них с «Общим недоразвитием речи») находятся на этапе завершения дошкольного образования». Поэтому большое внимание уделяю развитию у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения, в том числе и в творческих играх.  Ключевые понятия игровой деятельности – интерес, удовольствие, развитие. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к играм. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием, ребёнок успешнее справляется с недостатками своей речи. Ведь рядом партнёры по игре, которые часто дают образец грамотных высказываний. Вот в чём секрет воспитательных и развивающих возможностей игры. С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка, формируется речевая, познавательная, мотивационная  активность детей. Я нашла теоретическое подтверждение этому в работе русского философа Г.В. Плеханова. Ещё в 1912 году он подчеркнул, что игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род». Ранее в 1867 году К.Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых». В дальнейшем А.В Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко доказали, что «игра не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым…Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект».  

Стало заметно, что дети в группе, меньше играют в традиционные сюжетные игры. Взрослые стараются дать детям как можно больше знаний, среди родителей модно раннее обучение детей. Нарушился разумный баланс игры и других видов деятельности. Существует и проблема эмоциональной комфортности детей с  ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому я решила организовать проект  «Игра – дело серьёзное!».

 Практическая часть.  Реализация долгосрочного проекта.

Была создана  инициативная группа из детей, родителей, педагогов. Обсудили проблему.

Поставили  цель: обогатить возможности детей, активизировать их  к развёртыванию интересных, творческих игр; показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семье.

Определили задачи:

  1. продолжать знакомить детей с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей через различные игры;
  2. вместе с детьми разработать правила гуманного отношения к партнёрам;
  3. организовать игры, направленные на сплочение детей;
  4. создавать условия для самостоятельной игровой деятельности;
  5. взрослым в детском саду и в семье принимать участие в играх детей, выполняя роли, предложенные детьми;
  6. использовать игры для коррекции речевых недостатков.

Мы предусмотрели  виды деятельности в разных образовательных областях.

 «Социализация». Сюжетно-ролевые игры знакомые и новые («Офис», «Туристический маршрут» и «Детский сад – космодром»); изготовление родителями атрибутов, альбомов по профессиям; участие детей  в общесадовом фестивале сюжетно-ролевых игр; показ  спектакля для детей средней группы по сказке Ш.Перро «Красная Шапочка» в форме сюжетно-ролевой игры «Театр»

«Художественное творчество». Изготовление детьми  поделок, атрибутов к играм, игрушек из бросового материала, конвертов;  рисование совместно с родителями на тему «Семейный досуг», «Кем быть», «Моя любимая игрушка»

 «Познание».  Составление родителями папки-раскладушки «Во что играют наши дети»; выставка фотографий людей разных профессий (родителей и сотрудников детского сада); изготовление игр и игрушек; работа в кружке «Эврика» (опыты и эксперименты). Я придумала и провела 7 опытов «Мы – фокусники», «На орбите», «Волшебный шарик», «Волшебная рукавичка», «Пузырьки-спасатели» (Приложение 1). Особенно заинтересовал детей эксперимент «Что прочнее?», в котором дети убедились, что не все игрушки прочные и крепкие, их надо беречь. Опыт «Игрушки для Несмеяны» научил детей видеть возможности преобразования необходимых предметов в игрушки, используя дополнительные материалы.

«Коммуникация». Беседы о профессиях людей; решение проблемных ситуаций; конкурс на лучшее чтение стихотворения об игрушках.

 Специально создавались условия, требующие от ребёнка проявления различных форм общения – ситуативно-делового, познавательного, личностного. Мы старались демонстрировать образцы общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать речевую активность. Побуждали детей к диалогу, монологу, поощряли коммуникабельность. Дети учились слышать свою речь, исправлять замеченные ошибки.

В процессе общения с детьми выяснилось, что если достаточно времени посвящать обогащению представлений детей о людях разных профессий, их характерах, действиях, то дети быстро подхватывают и отражают это в игре. Один из самых эффективных способов развития игровых навыков детей  - это непосредственное участие взрослого в играх с выполнением какой-либо роли. Я взяла за правило  вторую половину дня в четверг полностью посвящать участию в детских играх.

Заключительным аккордом проекта стало развлечение «Путешествие по Играй-городу». К этому  мероприятию были привлечены учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и старший воспитатель. Был применён новый приём: специалисты заранее обучили подгруппы детей играм: речевым, музыкальным, спортивным. И эти дети явились «проводниками» игр на празднике. Именно они  научили остальных детей новым играм. На станции «Домашняя» были представлены 3 семейные игры. Дети сами смогли преподнести ценность авторских семейных игр и поиграли в них с желающими.

Заключение. В ходе этого проекта мы добивались, чтобы все взрослые поняли:

  1. Каков ребёнок в игре, таков он во многом, будет в жизни, в работе.
  2. Игра – путь познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей.
  3. Детские игры – важное средство самовоспитания.
  4. Игра – школа произвольного поведения.

Итог проекта: дети легко выбирают себе занятия, партнёров по игре, способны к созданию и воплощению собственных замыслов, стремятся к творческому самовыражению в разных видах деятельности.  Их воображение и фантазии особенно ярко проявляются в ролевой и режиссёрской игре: они могут придумывать новые сюжеты, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. В игровой самостоятельной деятельности активно используют и закрепляют все компоненты устной речи. Уровень эмоциональной комфортности – оптимальный (определён с помощью 1)проективной методики: рисунок «Моя любимая группа», 2)  определения уровня тревожности). См. приложение №3)

Список литературы.

  1. С.А. Козлова Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика. М.Академия. 2000
  2. Т.Б. Филичева. Коррекция нарушений речи. М. «Просвещение» 2009г.
  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от23.11.2009 г. № 655
  2. Доронова Т.Н. Радуга: программа и методическое обеспечение по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду.  М. «Просвещение»1997г



Предварительный просмотр:

«Современные подходы к организации воспитания дошкольников  с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры, проектной деятельности»

Введение.         

Федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования предлагают в различных образовательных областях через ведущую деятельность дошкольника, в первую очередь творческую игру, формировать возрастные компетенции. Педагоги детских садов сейчас отбирают лучшие  формы взаимодействия с воспитанниками для формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей. В моей общеразвивающей группе воспитываются и дети с общим недоразвитием речи. Для обеспечения в процессе освоения общеразвивающей программы коррекции недостатков развития речи, достижения всеми воспитанниками необходимого уровня развития, готовности к школьному обучению, равных стартовых возможностей я предлагаю применять метод проектов. Это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья освоить программу воспитания и обучения. Планируемый результат: дети  любознательные, активные, владеют способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения, способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, уровень эмоциональной комфортности высокий.

Аналитическая часть.

Дети моей группы (50 % из них с «Общим недоразвитием речи») находятся на этапе завершения дошкольного образования». Поэтому большое внимание уделяю развитию у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения, в том числе и в творческих играх.  Ключевые понятия игровой деятельности – интерес, удовольствие, развитие. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к играм. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием, ребёнок успешнее справляется с недостатками своей речи. Ведь рядом партнёры по игре, которые часто дают образец грамотных высказываний. Вот в чём секрет воспитательных и развивающих возможностей игры. С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка, формируется речевая, познавательная, мотивационная  активность детей. Я нашла теоретическое подтверждение этому в работе русского философа Г.В. Плеханова. Ещё в 1912 году он подчеркнул, что игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род». Ранее в 1867 году К.Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых». В дальнейшем А.В Запорожец, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко доказали, что «игра не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым…Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка, а это обуславливает её развивающий эффект».  

Стало заметно, что дети в группе, меньше играют в традиционные сюжетные игры. Взрослые стараются дать детям как можно больше знаний, среди родителей модно раннее обучение детей. Нарушился разумный баланс игры и других видов деятельности. Существует и проблема эмоциональной комфортности детей с  ограниченными возможностями здоровья.

Именно поэтому я решила организовать проект  «Игра – дело серьёзное!».

 Практическая часть.  Реализация долгосрочного проекта.

Была создана  инициативная группа из детей, родителей, педагогов. Обсудили проблему.

Поставили  цель: обогатить возможности детей, активизировать их  к развёртыванию интересных, творческих игр; показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семье.

Определили задачи:

  1. продолжать знакомить детей с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей через различные игры;
  2. вместе с детьми разработать правила гуманного отношения к партнёрам;
  3. организовать игры, направленные на сплочение детей;
  4. создавать условия для самостоятельной игровой деятельности;
  5. взрослым в детском саду и в семье принимать участие в играх детей, выполняя роли, предложенные детьми;
  6. использовать игры для коррекции речевых недостатков.

Мы предусмотрели  виды деятельности в разных образовательных областях.

 «Социализация». Сюжетно-ролевые игры знакомые и новые («Офис», «Туристический маршрут» и «Детский сад – космодром»); изготовление родителями атрибутов, альбомов по профессиям; участие детей  в общесадовом фестивале сюжетно-ролевых игр; показ  спектакля для детей средней группы по сказке Ш.Перро «Красная Шапочка» в форме сюжетно-ролевой игры «Театр»

«Художественное творчество». Изготовление детьми  поделок, атрибутов к играм, игрушек из бросового материала, конвертов;  рисование совместно с родителями на тему «Семейный досуг», «Кем быть», «Моя любимая игрушка»

 «Познание».  Составление родителями папки-раскладушки «Во что играют наши дети»; выставка фотографий людей разных профессий (родителей и сотрудников детского сада); изготовление игр и игрушек; работа в кружке «Эврика» (опыты и эксперименты). Я придумала и провела 7 опытов «Мы – фокусники», «На орбите», «Волшебный шарик», «Волшебная рукавичка», «Пузырьки-спасатели» (Приложение 1). Особенно заинтересовал детей эксперимент «Что прочнее?», в котором дети убедились, что не все игрушки прочные и крепкие, их надо беречь. Опыт «Игрушки для Несмеяны» научил детей видеть возможности преобразования необходимых предметов в игрушки, используя дополнительные материалы.

«Коммуникация». Беседы о профессиях людей; решение проблемных ситуаций; конкурс на лучшее чтение стихотворения об игрушках.

 Специально создавались условия, требующие от ребёнка проявления различных форм общения – ситуативно-делового, познавательного, личностного. Мы старались демонстрировать образцы общения, вовлекать пассивных детей, поддерживать речевую активность. Побуждали детей к диалогу, монологу, поощряли коммуникабельность. Дети учились слышать свою речь, исправлять замеченные ошибки.

В процессе общения с детьми выяснилось, что если достаточно времени посвящать обогащению представлений детей о людях разных профессий, их характерах, действиях, то дети быстро подхватывают и отражают это в игре. Один из самых эффективных способов развития игровых навыков детей  - это непосредственное участие взрослого в играх с выполнением какой-либо роли. Я взяла за правило  вторую половину дня в четверг полностью посвящать участию в детских играх.

Заключительным аккордом проекта стало развлечение «Путешествие по Играй-городу». К этому  мероприятию были привлечены учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и старший воспитатель. Был применён новый приём: специалисты заранее обучили подгруппы детей играм: речевым, музыкальным, спортивным. И эти дети явились «проводниками» игр на празднике. Именно они  научили остальных детей новым играм. На станции «Домашняя» были представлены 3 семейные игры. Дети сами смогли преподнести ценность авторских семейных игр и поиграли в них с желающими.

Заключение. В ходе этого проекта мы добивались, чтобы все взрослые поняли:

  1. Каков ребёнок в игре, таков он во многом, будет в жизни, в работе.
  2. Игра – путь познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей.
  3. Детские игры – важное средство самовоспитания.
  4. Игра – школа произвольного поведения.

Итог проекта: дети легко выбирают себе занятия, партнёров по игре, способны к созданию и воплощению собственных замыслов, стремятся к творческому самовыражению в разных видах деятельности.  Их воображение и фантазии особенно ярко проявляются в ролевой и режиссёрской игре: они могут придумывать новые сюжеты, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. В игровой самостоятельной деятельности активно используют и закрепляют все компоненты устной речи. Уровень эмоциональной комфортности – оптимальный (определён с помощью 1)проективной методики: рисунок «Моя любимая группа», 2)  определения уровня тревожности). См. приложение №3)

Список литературы.

  1. С.А. Козлова Т.А. Куликова. Дошкольная педагогика. М.Академия. 2000
  2. Т.Б. Филичева. Коррекция нарушений речи. М. «Просвещение» 2009г.
  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом МОиН РФ от23.11.2009 г. № 655
  2. Доронова Т.Н. Радуга: программа и методическое обеспечение по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду.  М. «Просвещение»1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников, через организацию труда по выращиванию овощных культур и огородной зелени в групповой комнате и на участке детского сада»

Своей  новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше.     В соответствии с ФГОС ...

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...

«Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС ДО» Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»

laquo;Современный подход к экологическому воспитаниюдошкольников в рамках ФГОС ДО»Образовательная деятельность с детьми средней группы «Воздухоискатели»...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...

Семинар "Современные подходы к организации ФЭМП дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Семинар "Современные подходы к организации ФЭМП дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....