Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»
учебно-методический материал

Ирина Юрьевна Мигутина

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_trudovomu_vospitaniyu.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 п.Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области

Семинар

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников

в свет реализации программы Воспитания»

Подготовила: методист                           Мигутина Ирина Юрьевна

Вохма

2021

Цель: Систематизация знаний педагогов ДОУ и обеспечение интегрированного подхода в организации педагогического процесса в воспитании дошкольника в труде.

Форма проведения: семинар -практикум

Участники: педагоги ДОУ

Задачи:

1. Показать особенности трудовой деятельности дошкольников, вскрыть большие её возможности для формирования у детей качеств, которые необходимы для жизни в обществе сверстников.

2. Раскрыть методику организации разнообразной трудовой деятельности ребёнка-дошкольника.

3. Показать специфику содержания и форм трудового воспитания дошкольников в условия ДОУ.

Вступительное слово

 «Нам отказано в долгой жизни;

оставим труды, которые докажут, что мы жили!»

Плиний - древнеримский писатель-эрудит. 

Этим высказыванием мне хотелось начать наш семинар, посвященный трудовому воспитанию. Благодаря трудам многих ученых А.С.Макаренко, сухомлинский, В.Г. Нечаева, Е.И.Радина, Г.Н.Година и других, мы можем найти ответы на все волнующие нас вопросы о содержании, средствах, методах, формах организации труда, о его роли в воспитании личности ребенка дошкольного возраста.

В программе Воспитания, которую мы вместе будем реализовывать, уделено много внимания данному вопросу. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни К. Д. Ушинский

 В программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка. Трудовому воспитанию отведено место в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», оно входит в раздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»

Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, последовательно и систематично. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Программой Воспитания и ФГОС ДО предусмотрены позитивные установки к различным видам труда и творчества. Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и окружающем мире. Меняется самооценка под влиянием успехов, достигнутых ребенком в труде. Труд должен радовать ребёнка, и наша с вами главная задача - развить это чувство. Мы с вами должны уделять особое внимание развитию трудолюбия, ведь потом приучить ребенка к труду будет намного сложнее.

Практика показывает, что трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- развивать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда 

            Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам:

Задание педагогам: раздаются карточки педагогам, которые должны прописать группы;

1-я младшая группа

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Начинается приобщение детей к трудовой деятельности. Основной вид труда в этом возрасте — самообслуживание

Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового труда и самообслуживания.

Добавляется ручной труд.

Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

Сформированные навыки и умения совершенствуются.

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

  • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • принципа развивающего образования (системности и последовательности);
  • принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
  • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий);

Сейчас я раздам вам брошюры, где вы можете посмотреть компоненты трудовой деятельности:

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя 5 компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

  • Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
  • Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат), наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей: посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п. Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей
  • Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат.

Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.

  • Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу.

Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6-7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

  • Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется через следующие виды труда:

Виды труда:

  • Самообслуживание
  • Хозяйственно-бытовой труд
  • Труд в природе
  • Ручной труд

- Я предлагаю вам посмотреть на импровизированные столы и попробовать разложить карточки в соответствии с содержимым на столе.

Рассмотрим подробнее каждый вид

 Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, игрушек, подготовка рабочего места, санитарно-гигиенические процедуры.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания

Задание педагогам: По карточкам определить возраст детей:

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети ежедневно выполняют элементарные трудовые поручения, приучающие их к систематическому труду, что формирует привычку к аккуратности и опрятности (умение обслуживать себя, добиваясь тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности)

Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, привычку к самообслуживающему труду.

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

Формирование навыков самообслуживания осуществляется в двух формах: 

индивидуальной (отрабатываются отдельные операции);

групповой (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

 Существует ряд проблем и трудностей, связанных с приучением ребенка к самообслуживанию.

Но как достичь успеха в формировании навыков самообслуживании?

- Предлагаю вашему вниманию шесть уровней помощи взрослого при обучении навыкам самообслуживания:

- (педагоги вместе решают данное задание, расставляя уровни, раздать педагогам задание)

1 уровень: совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

2 уровень: частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);

3 уровень: взрослый помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

4 уровень: ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию взрослого;

5 уровень: ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);

6 уровень: ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Следующий вид труда – это хозяйственно-бытовой труд - направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда

- Задание педагогам: (педагоги самостоятельно расставляют возраст детей)

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

Дети убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок. При подготовке к еде дети выполняют отдельные трудовые поручения

Дети моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев. Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.

Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.
Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю). У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

 

Следующий вид труда – это труд в природе - уход за растениями, выращивание овощей на огороде и растений в уголке природы, цветнике, участка, теплице.

Компоненты, которыми овладевают дошкольники в процессе труда в природе

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда

в природе

- Задание педагогам по карточкам:

Младший возраст

Средний возраст

Старший дошкольный возраст

С помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц

Проявляют интерес к жизни растений и животных.

Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи

Помогают воспитателям кормить птиц, (насыпать корм в кормушки)

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

Еще один вид труда - ручной труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека, развивает конструктивные и творческие способности детей.

Ручной труд требует умения владеть ножницами.  После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации.

Компоненты, которыми овладевают дошкольники в процессе ручного и художественного труда

Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда

Задание педагогам: раздаются карточки педагоги самостоятельно расставляют групп

Старшая группа

Подготовительная группа

В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое.

Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов (шишек, желудей, каштанов, коры, листьев, соломы, скорлупы грецких орехов, катушек, спичечных коробков и др.), изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности (игольницы, счетный материал, детали к костюмам для театральной деятельности и др.), подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).

Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, оклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

В педагогической науке разработаны и вошли в практику такие формы организации труда детей дошкольного возраста как

Поручения – задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким детям, учитывая их возраст и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. К слову, поручение является первой формой организации трудовой деятельности (исследования В.Г.Нечевой, А.Д.Шатовой).

Поручения в нашем детском саду широко используются во всех возрастных группах.

Дежурство- труд одного или нескольких детей в интересах группы. В нём выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Уже давно стали традиционными дежурства по столовой, в уголке природе, по подготовке к занятиям. Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Средства, методы и приёмы трудового воспитания

Как и любая работа труд дошкольников имеет свой алгоритм. В раннем возрасте (1 год - 3 года) - действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).

Предлагаю вашему вниманию примерную сетку совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

-

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Чтобы трудовое воспитание было плодотворным, необходимо создать условия и я считаю в нашем детском саду такие условия есть!

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой группы, необходимо учитывать, что она является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Прежде чем приступить к работе, воспитатель заранее готовит и проверяет детский инвентарь, который хранится в доступном для детей месте. У детей следует воспитывать бережное отношение к инвентарю. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда: приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда (лопаты, совки, ведра, лейки, тачки, носилки и др.) должны быть удобны для детей и изготовлены из легкого, но достаточно прочного и безопасного для здоровья детей материала. Все оборудование должно быть в достаточном количестве, хорошего качества и иметь привлекательный вид: яркий цвет леек, приятная форма коробок для хранения природного материала (семян, шишек, желудей), нарядные фартучки и др. – все это радует детей, способствует формированию культуры труда, вызывает эстетическое удовольствие. Целесообразно объединять оборудование по видам труда: в природном уголке – лейки, пульверизаторы; в месте, отведенном для ручного труда – ножницы, разные виды тканей для ремонта и оклеивания пособий; принадлежности для хозяйственно – бытового труда - щеточки и совки, а для дежурных по столовой – фартуки, косынки, колпаки или пилотки.

Еще один важный аспект: обязательно привлекать родителей к решению данной проблемы.

Семья играет огромную роль в привитии ребёнку нравственности и привлечении их к труду. Об этом нам говорит и программа Воспитания. Родители должны знать, что они хотят воспитать в своём ребёнке. Необходимо, чтобы ребенок получал одни установки в детском саду и в семье!  

Формы и методы работы с родителями: давайте вместе вспомним эти формы и методы.

  • увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. (Совместный детско-родительские проекты «От зернышка до булочки»). Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на подоконнике и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.
  • Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы, мастер-классы для родителей).
  • Привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины» и др.) Встречи с интересными людьми (из числа родителей).

Еще один очень важный аспект, о нем я немного уже говорила, это санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.

Забота о создании гигиенических условий для труда предупреждает возможность его отрицательного влияния на здоровье детей. Так, работа, требующая напряжения зрения ( подклеивание книг), должна проходить при достаточном освещении. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети не работали длительное время в одной позе (с согнутыми коленями, на корточках и пр.), следует обеспечить регулярное проветривание помещения.

Особо ценным является труд на воздухе.

Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление.  Сколько дети должны трудиться, я вам написала на информационном листе.

Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля  за состоянием дошкольников. Наблюдая за ними, необходимо обращать внимание на появление внешних признаков утомления: учащенное дыхание, частые остановки, покраснение лица, потливость. В таких случаях ребенка переключают на другую деятельность. Для того чтобы не допустить перегрузки, можно рекомендовать смену действий через 10-15 минут: одни сгребают снег, другие грузят его в санки и отвозят в отведенное для будущего строительства место. 

Итак, какой же вывод мы можем сделать: чтобы осуществить конкретный объем воспитательных задач, развить у детей интерес к труду, сформировать трудовые умения и навыки, мотивы трудовой деятельности, педагог должен сам владеть мастерством и культурой труда. В понятие культуры педагогического труда входит умение планировать свою работу. Что это значит?

Предусмотреть, как будет организован труд детей.

Определить эффективные формы трудовой деятельности.

По необходимости приготовить модели, отражающие последовательность трудовых действий.

Подготовить необходимое оборудование.

Продумать вопрос о соблюдении правил техники безопасности.

Определить наиболее эффективные приемы мотивации и стимулирования трудовой деятельности, чтобы вызвать чувство удовлетворения, гордости за свой труд.  

 Регулярная и правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты или целевые ориентиры:

• повышен интерес к труду;

• сформированы навыки совместной деятельности;

• расширены представления детей об окружающем;

• создана благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;

• раскрыты склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

• укреплены товарищеские связи; установлены тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;

• Сформировано чувство общественного долга;

В соответствии с ФГОС и программе Воспитания, трудовое воспитание в детском саду - это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по реализации "Программы воспитания и обучения" группа общеобразовательной направленности детей 2-3 лет

Перспективное планирование с интеграцией по образовательным областям  "Социализация", "Коммуникация" и т.д....

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» Май 2015 г Группа компенсирующей направленности 5-го года жизни № 2.

Анализ показывает, что работа, направленная на разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья проводится в соответствии с годовым планом. Полученные ...

Анализ рабочей учебной программы по реализации «Программы воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах». Группа компенсирующей направленности седьмого года жизни № 4. Май 2015 год.

В отчете по выполнению рабочей учебной программы по реализации "Программы воспитания и обучения в детском саду" изложены пути  повышение качества образования, создание условий для укрепления здор...

Патриотическое воспитание в свете реализации ФГОС ДО

Вопрос патриотического воспитания дошкольников достаточно сложен и многогранен, поскольку личность ребенка только формируется, а само понятие «патриотизм» включает в себя много понятий. Начинать форми...

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ

Итоги реализации рабочей программы воспитания и федерального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" в ДОУ за 2021-2022 уч.год...