Патриотическое воспитание в свете реализации ФГОС ДО
консультация (подготовительная группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
Вопрос патриотического воспитания дошкольников достаточно сложен и многогранен, поскольку личность ребенка только формируется, а само понятие «патриотизм» включает в себя много понятий. Начинать формирование патриотических чувств следует с азов, ориентируясь на эмоциональную составляющую познавательного интереса дошкольника. Одним из основных принципов в ФГОС дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_v_svete_realizatsii_fgos_do.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Проскурина Е.И.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

– детский сад № 30 «Росинка»

Вопрос патриотического воспитания дошкольников достаточно сложен и многогранен, поскольку личность ребенка только формируется, а само понятие «патриотизм» включает в себя много понятий. Начинать формирование патриотических чувств следует с азов, ориентируясь на эмоциональную составляющую познавательного интереса дошкольника. Одним из основных принципов в ФГОС дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы в нашем ДОУ является патриотическое воспитание дошкольников. Неоценима важность воспитания патриотизма для нашего общества. И задача воспитателя – вырастить достойного гражданина своей страны, который любит свою Родину, свой город, гордится ими.

Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников:

– в группе оснащена соответствующая развивающая предметно-пространственная среда;

– отбирается наиболее интересный и доступный материал c опорой на опыт и чувства детей;

– осуществляется тесное взаимодействие c семьями воспитанников, опираясь на семейные традиции и опыт.

В следующем году мы отметим 75-летие Великой Победы. События прошлых лет для наших детей – далекая история. Нам нужно помнить и понимать, что все мы имеем отношение к передаче исторического наследия, зарождения в детях уважения к людям, защищавшим свое Отечество, подарившим нам мир, мирную жизнь, - это важная часть гражданского и патриотического воспитания.

Важную роль в патриотическом воспитании дошкольников в нашей группе  отводится развивающей предметно-пространственной среде, большая работа проводится по её обогащению. Создан патриотический уголок «Никто не забыт, ничто не забыто», в котором собраны материалы для ознакомления детей с орденами и медалями ВОВ, оформлены фотоальбомы «Памятники нашего города», «Герои Великой Победы». Подобраны литературные произведения о Великой Отечественной войне «Твои защитники», «Старый снимок» и другими. Кроме этого имеются аудиозаписи с песнями и музыкальными произведениями военного времени.

В настоящее время в группе оформляется мини-музей «Дорога мужества». Дети и родители с удовольствием принимают активное участие в его оформлении, подбирают необходимый материал, собирают сведения о своих родственниках, участвующих в ВОВ - это вырезки из газет и журналов, фотографии, письма своих бабушек и дедушек, а также фотографии медалей и орденов, хранящиеся в семейных архивах. Дети с удовольствием посещают мини-музей, пополняя свои знания о подвигах и жизни людей во время Великой Отечественной войны.

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования познавательный материал планируем равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной последовательности. В ходе образовательной деятельности рассказываем воспитанникам о необходимости любить свою родину, семью, помнить подвиги героев Великой отечественной войны. Основой по воспитанию патриотизма у дошкольников являются тематические НОД, которые повышают активность и любознательность дошкольников. Для этого используем индивидуальные задания, при выполнении которых дети учатся самостоятельно анализировать, делать обобщения, выводы.

В работе по патриотическому воспитанию темы НОД связываем со знаменательными датами «День защитника Отечества», «9 мая» и другие. Учитывая возрастные особенности, в своей практике мы широко применяем игровые приемы, которые важны не только для познавательной активности, но и создания эмоциональной атмосферы. Поэтому каждую тему подкрепляем такими играми как «Танкисты», «Снайперы», «Парад», «Великая Победа»,  «Наша Родина», «Найди флаг». По знаменательным датам в нашей группе организуются праздники, утренники, детские спектакли. Например, музыкально-литературные досуги «Люблю тебя, моя Россия…!», «Никто не забыт, ничто не забыто…» (посвящённое Дню памяти и скорби (22 июня)), «День Победы».

В дошкольном возрасте наибольшее значение придается игровой деятельности, как основного метода познания детей в данном возрасте. С этой целью нами был разработан ряд игр и игровых приемов, основанных на историческом материале и рассказывающих детям в доступной форме о событиях Великой Отечественной войны «Путешествие по местам воинской славы», «Защитники Отечества», «Имя неизвестного солдата» и другие.

С большим интересом в нашей группе проходит авторская игра «Великая Отечественная война. Победа!». Игра состоит из разрезных картинок. Необходимо собрать картинку «Вещи войны» и «Оружие победы». Каждая картинка разрезана на 6 частей. Например, участвуют две команды по 6 детей. Одна команда собирает картинку «Вещи войны». Другая команда «Оружие Победы». По сигналу первый игрок бежит с частью картинки, преодолевая препятствия, оставляет ѐе на кубе. Выигрывает команда, которая быстрее соберет 5 своих карточек.

Задачи данной игры: закреплять знания о Великой Отечественной войне, развивать интеллектуальную компетентность ребенка, воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны, чувство гордости за народ, победивший врага.

Воспитывая патриотизм, возможно использование не только дидактических и настольных видов игр. Большой интерес дети дошкольного возраста проявляют к подвижным и сюжетно-ролевым играм, особенно если они могут принять в них непосредственное участие. Ощутить детям всю тяжесть военных событий мы предложили в спортивных игровых мероприятиях «В тылу ковалась победа!», «Калейдоскоп Победы». Подвижные игры «Богатырская мощь», «Меткий стрелок», «Кто сильнее» и другие развивали у детей выносливость, силу воли, учили мобилизовать свои силы.

Мир ребенка наступает с его семьи, где в первый раз он понимает себя человеком – членом домашнего общества. В образовательную деятельность по вопросам нравственно-патриотического воспитания вовлечены родители. Так, в рамках раздела «Семья» мы знакомим дошкольников с ближайшим окружением, семьей, воспитывая у них гордость за родных им людей. Так к торжеству Дня Победы стало традиционным проведение акции «Прошлое и настоящее моей семьи», основной идеей которой является создание альбома. Дети, родители, бабушки и дедушки с удовольствием принимают участие в акции, пополняя альбом рассказами о подвигах своих родственников во время Великой Отечественной войны. Совместно с родителями в канун дня Победы приглашаются ветераны, возлагаются цветы к памятникам боевой славы. Все это сближает детей и взрослых, воспитывает любовь к Родине, приобщает к истории края и своего народа.

Таким образом, наша педагогическая деятельность, направленная на формирование патриотических чувств позволила нам осуществлять всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, воспитывать их нравственными патриотами своего Отечества. В результате проделанной работы дети приобретают умение ценить и хранить то, что благодаря патриотизму наших предков Россия выстояла в годы Великой Отечественной войны, учатся уважать историю своей страны. И можно надеяться, что мы воспитываем настоящих патриотов, любящих свою Родину.

Список использованной литературы

 1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2016.

2. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие.  М.: АРКТИ, 2017.

3.Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание, как средство реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации"

На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена...

Консультация для воспитателей «Основные формы работы педагогов с детьми при решении задач нравственно – патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС»

Патриотическое воспитание, дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного от...

Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в  условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и до...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Статья освещает актуальные проблемы воспитания активного, ответственного гражданина, патриота своей страны, подготовки дошкольника к жизни в условиях современного общества. ...

Консультация "Нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"

Актуальность проблемы Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ....

Консультация для педагогов "Формы работы педагогов с детьми дошкольного возраста при решении задач нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС ДОУ"

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе &nda...