Современные формы организации работы с дошкольниками по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО
статья (подготовительная группа)

Гавва Розалия Тальгатовна

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в  условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Ррдину, свой народ уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

От того, какими глазами ребенок увидет окружающее, от того того, что поразит его воображение,зависит, каким он вырастит гражданином.Старинная мудрость гласит "Человеек, не знающий своего прошлого, не знает ничего". Без знаний собственных корней, традиций свеого народа нельзя воспитать полноценного гражданина, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящийся к к другим народам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные формы организации работы с дошкольниками

по нравственно-патриотическому воспитанию

в условиях введения ФГОС ДО»

 Патриотизм - это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто раствориться как кусок сахара в чае.

В. Путин

Актуальность патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это неустанная работа по воспитанию гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

От того, какими глазами ребёнок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Нормативно – правовая основа

  • Конституция РФ, ст. 42, 58
  • Закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015-2020 годы
  • «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» Минобрнауки России
  • Основная образовательная программа дошкольного образования.

Концепция дошкольного воспитания поставила  перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, нравственного, творческого, думающего.
        Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из задач которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Содержание программы в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в организации.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях  нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В примерной образовательной программе дошкольного образования А.Н. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года) определены следующие задачи нравственно-патриотического воспитания:

  • расширение у ребенка представлений о своей принадлежности к человеческому сообществу;
  • формирование элементарных представлений о свободе личности и  правах ребенка («Декларация прав ребенка»);
  • расширение представлений о родном крае, о городе, стране;
  • формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
  • воспитание уважения к людям труда;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • расширение знаний о символах государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Патриотическое воспитание дошкольников определяет следующие традиционные формы и методы  работы с дошкольниками:

  • Целевые прогулки и экскурсии.
  • Наблюдения (например, трудовой жизни людей, изменений в облике города и т.д.).
  • Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
  • Беседы о родном городе, стране.
  • Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Демонстрация тематических слайдов, видеороликов, иллюстраций
  • Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, скульптура).
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.
  • Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
  • Воспитание уважения к ветеранам войны и труда;
  • Личный пример педагога.
  • организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ;
  • взаимодействие с родителями;
  • взаимодействие с социумом.

В соответствии с принципами ФГОС ДО, работа по  нравственно-патриотического воспитанию организуется в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,  в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка. Таким образом,    наряду с традиционными методами и формами работы, для решения задач нравственно-патриотического воспитания, актуально использование таких нетрадиционных форм и методов как:

  • использование информационно-коммуникационных технологий (электронные образовательные ресурсы - виртуальные экскурсии, интерактивные игры, выпуски газет может еще что добавите);
  • проведение детских научно-практических конференций: «Прокопьевск трудовой», «Прокопьевск культурный»;
  • проведение совместных с родителями мероприятий, например, таких как «Фестиваль национальных культур», мастер-классы «Изготовление народных кукол»…….;
  • разработка дидактических игр, пособий;
  • создание совместно с детьми мультипликационных фильмов нравственно-патриотического характера.
  • создание лепбуков различной тематики  «Люби и знай родной край» …………………)
  • Народная игротека, в процессе которой родители и дети знакомятся с особенностями игровой культуры разных народностей.

Академик Д.С. Лихачев писал «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому. Она постепенно растет. С возрастом она также становиться любовью к своему городу, к родной природе, к своим землякам, а созрев становиться сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно вновь скрепить всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или более того, отсутствовало с самого начала».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Организация работы МДОУ и семьи по физическому воспитанию в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников по   физическому воспитанию и оздоровлению воспитанников....

Организация работы с одарёнными детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

В данном материале раскрыты такие понятия как "одарённость", "одарённый ребёнок", прописаны виды одарённости детей ( по В. В. Щорсу).  Представлена система работы с одарёнными...

Лэпбук как новая форма совместной работы взрослого и ребенка по изучению материала в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС) педагогу приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требовани...

Доклад на семинаре «Организация работы по здоровье-сбережению детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО», 06.10. 2016 г.

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.В.А. Сухомлинский...

Курсы повышения квалификации "Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" 2022-2023

quot;Современные подходы к организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО" (108ч)...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...