Заикание появилось. Что делать?
статья (логопедия) по теме

Зинченко Светлана Ивановна

Данный материал поможет учителю-логопеду правильно проконсультировать родителей в свежих случаях возникновения заикания.
Краткая, но исчерпывающая информация о том, что делать в этих случаях категорически запрещается и какие меры необходимо принять в первую очередь, а так же как правильно организовать домашние занятия с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaikanie_poyavilos._chto_delat.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заикание появилось. Что делать?

Данный семинар практикум поможет учителю-логопеду правильно проконсультировать родителей в свежих случаях возникновения заикания.

   Как часто специалистам приходится быть свидетелями таких сцен.    Молодые родители, заметив запинку малыша, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую трагедию. Тем самым они преждевременно привлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, в свою очередь, не только усугубляет заикание, но и способствует невротическому развитию личности.

   К сожалению, иногда приходится сталкиваться и с другой крайностью, когда родители с полным безразличием относятся к появлению заикания у детей.

Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3—5-ти лет, когда малыш начинается усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полушарий головного мозга. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается.

   Заикание проявляется по-разному. На начальном этапе это может быть судорожный вдох или прерывистый выдох, когда перед каждым словом ребенок делает паузу. В некоторых случаях дети начинают тянуть гласный в начале слова, или с трудом «выталкивают» первый звук или слог. Чаще встречается многократное повторение первого слога или слова (ма — ма — ма — шина...).

   В результате страдает темп речи, ритм и плавность. Но только на начальном этапе заикание — это судорожное расстройство ритма и плавности речи. Если родители вовремя не обратили внимание на заикание и не приняли меры для его преодоления, считая, что оно пройдет само собой, то уже к моменту поступления в школу заикающийся ребенок достаточно фиксирован на речи, появляется страх перед речевым общением.

Что делать категорически нельзя:

  1. Прежде всего, не паниковать, ни в коем случае нельзя показывать

свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание».

  1. Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать

 его, сообщать, что он «сказал плохо», и не настаивать, чтобы он повторил фразу «правильно». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Какие меры нужно принять в первую очередь:

  1. Желательно забрать ребенка из детского сада на 1-2 месяца. Весь

этот период ребенок должен находиться не с бабушкой, тетей или папой, а только с мамой. В ее любви и заботе в данный момент он нуждается больше всего.

  1. Снять с ребенка все домашние запреты и ограничения (конечно,

в пределах разумного).

  1. Готовьте ребенку только любимую еду (ее можно готовить и

вместе с ребенком) и не заставляйте его есть то, чего он не любит. Еда должна приносить удовольствие и вызывать у ребенка только положительные эмоции. Это тоже расслабляет.

  1. Наладьте режим дня; больше ходите и гуляйте  в спокойных,

 малолюдных местах; пусть ребенок помогает маме по хозяйству; можно кататься на велосипеде, заниматься плаванием. Тогда у ребенка будет крепкий, здоровый дневной и вечерний сон.

  1. Необходимо ограничить собственную речь ребенка. Но это

сделать не так уж легко. Для этого много говорить должна мама (речь мамы должна опережать возможные вопросы ребенка). Мама комментирует все действия и события, которые происходят или произойдут в ближайшее время. Это ребенка тормозит, притупляет и ограничивает речевую мотивацию. У ребенка нет вопросов и, как следствие, нет потребности вступать с вами в диалог. У ребенка должна быть предсказуемая жизнь.

  1. Ограничиваем все внешние контакты (сами в гости не ходим и

никого к себе не приглашаем). Ребенок нуждается в теплой, спокойной, семейной обстановке.

  1. Долой все новые впечатления, даже если вам хочется сводить

ребенка в цирк или парк развлечений -  лучше от таких походов какое-то время воздержаться. Слишком бурные, пусть даже положительные эмоции в данном случае не нужны. Всё должно быть ровно, без каких- либо положительных или отрицательных всплесков.

  1. Просмотр телепередач: мультики и передачи только с хорошим

концом - новые или те, которые ребенок любит смотреть довольно часто.

  1. Но и самое главное! Вам нужно перевести ребенка на

замедленную речь. Для этого сначала вся семья начинает говорить на порядок медленнее, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Дети подражают речи окружающих взрослых  и, спустя какое-то время, Вы увидите, что ребенок начал  включаться в этот процесс, подражая Вашей неторопливой, размеренной и четкой речи.

Как правильно организовать домашние занятия с ребенком?

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

  1. Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла

 мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

  1. Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги

Большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

  1. Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать

песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

  1. Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой.

Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

  1. Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с

ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

  1. Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как

правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Не бойтесь экспериментировать и у Вас всё получится.

                                                      Успехов Вам!

При разработке семинара частично были использованы материалы сайта http://logopedplus.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда. Заикание появилось. Что делать?

Заикание- не только сложное речевое расстройство, но и заболевание, которое требует комплексного воздействия. В каком возрасте возникает заикание? Что необходимо делать родителям? Куда обратиться за п...

Заикание появилось. Что делать?

В последнее время очень часто в своей   практике сталкиваюсь с таким речевым расстройствам, как заикание, которое проявляется запинками, неспособностью свободно, без напряжения высказы...

Индивидуальные беседы на тему: «Что делать родителям, если у ребенка появилось появилось заикание, запинки?»

Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки? Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возникнове...

Индивидуальные беседы на тему: «Что делать родителям, если у ребенка появилось заикание, запинки?»

Что делать родителям, если у ребёнка появилось заикание, запинки? Зачастую соблюдение нижеследующих правил в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, предотвращению возник...