Формирование предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста с общим недоразвитием речи
план-конспект урока по логопедии на тему

Савина Светлана Владимировна

Конспекты непосредственной образовательной деятельности по формированию предложно-падежных форм у дошкольников четырехлетнего возраста, имеющих общее недоразвитие речи .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Именительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном падеже с окончаниями ы-и;

Развивать фразовую речь(фраза из 2 слов)

Научить детей внимательно слушать инструкцию логопеда;

Научить детей внимательно слушать ответы своих сверстников

                                                        Ход занятия:

  1. Организационный момент.                        

  Сядет тот, кого я попрошу об этом вежливо:

Вова, садись!

Катя, садись, пожалуйста!

  1. А) Возьмите со стола  из двух картинок ту картинку, которую я попрошу (на столе лежат картинки, где изображены существительные в единственном и множественном числе):столы, кубик, утки, мухи, петух, кони, утюг…

 Б) Проверим, что вы взяли. Логопед берет у детей картинки и ставит их в две колонки(один предмет – много предметов), называет их, за логопедом повторяет ребенок:

- кубик, петух, утюг…

- столы, утки, мухи, петухи, кони…

Напротив поставить оставшиеся на столе картинки и еще раз повторить за логопедом, выделяя голосом окончания слов:

Стол – столы, утюг – утюги, петух – петухи, муха – мухи, конь – кони…

В)  Договорить предложение. Вместо пропущенного слова логопед показывает картинку:

- Вове купили …(кубики).

- Катя взяла …(кубик).

- По реке плывет …(утка).

- На озере громко крякают…(утки).

- На столе стоит… (утюг).

- В магазине продаются …(утюги).

3. Физкультминутка

4. Составление предложений. Дети вытаскивают из «волшебного сундучка» картинки и составляют предложения:

- Это утюг. Это петухи. Это утки. Это мухи

5. Итог занятия.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                    Винительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже,

Различать в речи существительные в форме именительного и винительного падежей.

Закрепить знания детей по теме «Овощи».

Развивать фразовую речь (фраза из трех слов).

Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, графические навыки, внимание, память, моторику пальцев рук.

                                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент:

 Сядет тот, кто назовет овощ.

  1. А)  Игра «Чудесный мешочек»: узнать овощ на ощупь, достать его и назвать.

 -Что это? – морковка

- Что ты достал? – морковку

- Что это? – репа.

- Что ты достал? – репу

Аналогично играем с др.овощами(свекла, картошка, капута…).

Чтобы сложить овощи, мы возьмем…(корзину). Дети еще аз называют овощи, выделяя голосом окончание У:

В корзину положим свеклу, морковку, репу, капусту, картошку.

Б) Игра «Поможем повару приготовить обед».

Дети берут со стола разрезные картинки, складывают их ,называют, какой овощ они   принесу для приготовления обеда:

- Я   принесу картошку.

- Я  принесу свёклу.

- Я  принесу репу. И т.д.

3. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я -  капуста?

Мы капусту рубим, рубим…

Мы морковку трем, трем…

Мы капусту солим, солим…

Мы капусту жмем, жмем…

4.Договори слово:

На грядке выросла большая …(репа).

Катя взяла большую …(репу).

На столе лежит крупная…(картошка).

Мама чистит эту…(картошку).

В магазине продается зеленая…(капуста).

Мама режет зеленую…(капусту).       И т.д.

Игра «Что возьмем на огород».

Обвести точечный контур предметов и сказать, что каждый возьмет на огород:

 - Это корзина. Я возьму корзину.

- Это лопата. Я возьму лопату.

- Это лейка. Я возьму лейку.

- Это тачка. Я возьму тачку.

- Это пила. Я возьму пилу.

- Это коса. Я возьму косу.

5. Итог.

Уйдет тот, кто вспомнит, какие овощи мы видели на занятии.( Я видел капусту. Я видел репу. Я видел свёклу….).

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Винительный падеж существительных. Предлог под.

Цель: Научить детей правильному употреблению существительных в винительном падеже с предлогом под,

Научить различать предлоги под и на,

Развивать фразовую речь,

Закрепить знания детей по теме «Мебель», «Игрушки»,

Развивать внимание, память, тактильные ощущения, моторику пальцев рук.

                                                    Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет мебель.

  1. А) Игра «Прятки».

Спрячьте куклу под шкаф, кошку под стол, мишку под кресло. Потом дети должны вспомнить, куда они спрятали игрушки:

- Куда ты спрятала куклу? – …под шкаф.

- Куда ты посадил кошку? - … под стол.

- Куда ты спрятал мишку? - …под кресло

Б) Договори предложение по картинке:

- Машина заехала …(под мост).

- Катя спряталась…(под зонт).

-Мяч закатился…(под диван).

-Улитка заползла …(под лавку).

-Кошка залезла …(под стол).

Повторить все предложения.

  1. Физкультминутка
  2. А) «Угадай, что там»

Вспомните, какие вы прятали игрушки. Сейчас эти игрушки накрыты платком. Узнайте их на ощупь и скажите,  кто спрятался под платок:

- Под платок спряталась кукла.

- Под платок спрятался мишка.

            И т.д.

Б) Играем с игрушечной мебелью

В комнате Незнайки беспорядок. Назовите, куда положил свои вещи Незнайка:

-Незнайка положил подушку под кровать.

-Незнайка поставил тапочки на кровать.

-Незнайка положил мяч на стол.

-Незнайка поставил тарелку под стол.

А теперь положите все предметы правильно и скажите, что вы сделали:

-Я положил подушку на кровать.

- Я поставил тапочки под кровать

- Я положил мяч под стол(на пол).

- Я поставил тарелку на стол.

5. Итог занятия.

Уйдет тот, кто вспомнит , какая мебель есть дома.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                           Повторение предлогов на, у, под, за, от.  

Цель: Закрепить умение правильно употреблять в речи предлогов,

Закрепить знания детей по теме «Зима. Новый год»,

Развивать связную речь,

Развивать  моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память

                                                               Ход занятия:

!. Организационный момент.

Поздороваться, отстукивая пальцами ритмический рисунок слова:

Здравст – вуй – те

2.

А) Отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на прудах,

Вьюга гуляет, когда это бывает?      (зимой)

Мы сегодня будем говорить о зиме.

Б) У детей на столах разрезные картинки по теме «Зима». Собрать картинку и сказать, что получилось:

   У меня елка. У меня Снегурочка. У меня шарик… и т.д.

В) «Украсим елку»:

Разместите картинки на «ёлке» и скажите, что вы сделали:

- Я повесил на елку шар.

- Я повесила на елку снежинку.

- Я положил под елку подарок.

- Я поставил под елку Снегурочку.

- Я посадил под елку зайца и т.д.

Г) На праздник пришли животные. Они спрятались за елкой. Угадайте, кто спрятался (из-за елки видна только часть животного: (заячьи уши, лисий хвост, волчья голова, беличий хвост…):

   За елкой спрятался заяц. З а елкой спряталась лиса. За елкой спрятался волк. И т.д.

Кто от кого убежит? – Заяц убежит от лисы. Белка убежит от волка и т.д.

  1. Физкультминутка

Речь с движениями: Выпал беленький снежок,

                                       Соберемся мы в кружок.

                                        Дети все на лыжи встали

                                        И на лыжах побежали.

                                        Дети к вечеру устали

                                        И в кроватках задремали.

4.Составление рассказа по картинно-графическому плану, заучивание рассказа:

                                                   Зима.

Наступила зима. На земле лежит снег. У Пети санки. За Петей бежит собака.

  1. Итог занятия.

  Уйдет тот, кто запомнит и повторит 3 слова: снег, снежок, снежинка; зима, зимушка, зимний; лед, льдинка, ледяной… и т.д.

     



Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Именительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные единственного и множественного числа в именительном падеже с окончаниями ы-и;

Развивать фразовую речь(фраза из 2 слов)

Научить детей внимательно слушать инструкцию логопеда;

Научить детей внимательно слушать ответы своих сверстников

                                                        Ход занятия:

  1. Организационный момент.                        

  Сядет тот, кого я попрошу об этом вежливо:

Вова, садись!

Катя, садись, пожалуйста!

  1. А) Возьмите со стола  из двух картинок ту картинку, которую я попрошу (на столе лежат картинки, где изображены существительные в единственном и множественном числе):столы, кубик, утки, мухи, петух, кони, утюг…

 Б) Проверим, что вы взяли. Логопед берет у детей картинки и ставит их в две колонки(один предмет – много предметов), называет их, за логопедом повторяет ребенок:

- кубик, петух, утюг…

- столы, утки, мухи, петухи, кони…

Напротив поставить оставшиеся на столе картинки и еще раз повторить за логопедом, выделяя голосом окончания слов:

Стол – столы, утюг – утюги, петух – петухи, муха – мухи, конь – кони…

В)  Договорить предложение. Вместо пропущенного слова логопед показывает картинку:

- Вове купили …(кубики).

- Катя взяла …(кубик).

- По реке плывет …(утка).

- На озере громко крякают…(утки).

- На столе стоит… (утюг).

- В магазине продаются …(утюги).

3. Физкультминутка

4. Составление предложений. Дети вытаскивают из «волшебного сундучка» картинки и составляют предложения:

- Это утюг. Это петухи. Это утки. Это мухи

5. Итог занятия.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                    Винительный падеж имен существительных.

Цель: научить детей различать и правильно употреблять в речи существительные в винительном падеже,

Различать в речи существительные в форме именительного и винительного падежей.

Закрепить знания детей по теме «Овощи».

Развивать фразовую речь (фраза из трех слов).

Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, графические навыки, внимание, память, моторику пальцев рук.

                                                         Ход занятия:

  1. Организационный момент:

 Сядет тот, кто назовет овощ.

  1. А)  Игра «Чудесный мешочек»: узнать овощ на ощупь, достать его и назвать.

 -Что это? – морковка

- Что ты достал? – морковку

- Что это? – репа.

- Что ты достал? – репу

Аналогично играем с др.овощами(свекла, картошка, капута…).

Чтобы сложить овощи, мы возьмем…(корзину). Дети еще аз называют овощи, выделяя голосом окончание У:

В корзину положим свеклу, морковку, репу, капусту, картошку.

Б) Игра «Поможем повару приготовить обед».

Дети берут со стола разрезные картинки, складывают их ,называют, какой овощ они   принесу для приготовления обеда:

- Я   принесу картошку.

- Я  принесу свёклу.

- Я  принесу репу. И т.д.

3. Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика:

Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я -  капуста?

Мы капусту рубим, рубим…

Мы морковку трем, трем…

Мы капусту солим, солим…

Мы капусту жмем, жмем…

4.Договори слово:

На грядке выросла большая …(репа).

Катя взяла большую …(репу).

На столе лежит крупная…(картошка).

Мама чистит эту…(картошку).

В магазине продается зеленая…(капуста).

Мама режет зеленую…(капусту).       И т.д.

Игра «Что возьмем на огород».

Обвести точечный контур предметов и сказать, что каждый возьмет на огород:

 - Это корзина. Я возьму корзину.

- Это лопата. Я возьму лопату.

- Это лейка. Я возьму лейку.

- Это тачка. Я возьму тачку.

- Это пила. Я возьму пилу.

- Это коса. Я возьму косу.

5. Итог.

Уйдет тот, кто вспомнит, какие овощи мы видели на занятии.( Я видел капусту. Я видел репу. Я видел свёклу….).

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

              Винительный падеж существительных. Предлог под.

Цель: Научить детей правильному употреблению существительных в винительном падеже с предлогом под,

Научить различать предлоги под и на,

Развивать фразовую речь,

Закрепить знания детей по теме «Мебель», «Игрушки»,

Развивать внимание, память, тактильные ощущения, моторику пальцев рук.

                                                    Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет мебель.

  1. А) Игра «Прятки».

Спрячьте куклу под шкаф, кошку под стол, мишку под кресло. Потом дети должны вспомнить, куда они спрятали игрушки:

- Куда ты спрятала куклу? – …под шкаф.

- Куда ты посадил кошку? - … под стол.

- Куда ты спрятал мишку? - …под кресло

Б) Договори предложение по картинке:

- Машина заехала …(под мост).

- Катя спряталась…(под зонт).

-Мяч закатился…(под диван).

-Улитка заползла …(под лавку).

-Кошка залезла …(под стол).

Повторить все предложения.

  1. Физкультминутка
  2. А) «Угадай, что там»

Вспомните, какие вы прятали игрушки. Сейчас эти игрушки накрыты платком. Узнайте их на ощупь и скажите,  кто спрятался под платок:

- Под платок спряталась кукла.

- Под платок спрятался мишка.

            И т.д.

Б) Играем с игрушечной мебелью

В комнате Незнайки беспорядок. Назовите, куда положил свои вещи Незнайка:

-Незнайка положил подушку под кровать.

-Незнайка поставил тапочки на кровать.

-Незнайка положил мяч на стол.

-Незнайка поставил тарелку под стол.

А теперь положите все предметы правильно и скажите, что вы сделали:

-Я положил подушку на кровать.

- Я поставил тапочки под кровать

- Я положил мяч под стол(на пол).

- Я поставил тарелку на стол.

5. Итог занятия.

Уйдет тот, кто вспомнит , какая мебель есть дома.

Непосредственная образовательная деятельность в средней группе для детей, имеющих общее недоразвитие речи.

                           Повторение предлогов на, у, под, за, от.  

Цель: Закрепить умение правильно употреблять в речи предлогов,

Закрепить знания детей по теме «Зима. Новый год»,

Развивать связную речь,

Развивать  моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное восприятие, внимание, память

                                                               Ход занятия:

!. Организационный момент.

Поздороваться, отстукивая пальцами ритмический рисунок слова:

Здравст – вуй – те

2.

А) Отгадайте загадку:

Снег на полях, лед на прудах,

Вьюга гуляет, когда это бывает?      (зимой)

Мы сегодня будем говорить о зиме.

Б) У детей на столах разрезные картинки по теме «Зима». Собрать картинку и сказать, что получилось:

   У меня елка. У меня Снегурочка. У меня шарик… и т.д.

В) «Украсим елку»:

Разместите картинки на «ёлке» и скажите, что вы сделали:

- Я повесил на елку шар.

- Я повесила на елку снежинку.

- Я положил под елку подарок.

- Я поставил под елку Снегурочку.

- Я посадил под елку зайца и т.д.

Г) На праздник пришли животные. Они спрятались за елкой. Угадайте, кто спрятался (из-за елки видна только часть животного: (заячьи уши, лисий хвост, волчья голова, беличий хвост…):

   За елкой спрятался заяц. З а елкой спряталась лиса. За елкой спрятался волк. И т.д.

Кто от кого убежит? – Заяц убежит от лисы. Белка убежит от волка и т.д.

  1. Физкультминутка

Речь с движениями: Выпал беленький снежок,

                                       Соберемся мы в кружок.

                                        Дети все на лыжи встали

                                        И на лыжах побежали.

                                        Дети к вечеру устали

                                        И в кроватках задремали.

4.Составление рассказа по картинно-графическому плану, заучивание рассказа:

                                                   Зима.

Наступила зима. На земле лежит снег. У Пети санки. За Петей бежит собака.

  1. Итог занятия.

  Уйдет тот, кто запомнит и повторит 3 слова: снег, снежок, снежинка; зима, зимушка, зимний; лед, льдинка, ледяной… и т.д.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование  предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  Современный ребёнок к  4,5-5 годам должен овладеть всей системой родн...

Формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независи...

Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которое проявляется в случае несформированности операции грамматического структурирования (исхо...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...

Педагогический опыт работы Тема "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи при помощи дидактических игр"

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста при помощи дидактических игр"Работа включает в себя теорити...