Взаимосвязь развития речи детей c формированием фонематического слуха
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана подборка игр, адаптированных для детей с тяжелой речевой патологией. Это игры на формирование неречевого и речевого слуха. Их можно использовать в работе не только с теми детьми у которых наблюдается речевая патология, но и с детьми с нормально развивающейся речью.

Смысл игр заключается в том, что педагог привлекает, обращает внимание детей на звучание разных предметов, звучащих действий, что способствует развитию слухового внимания, концентрации внимания, интереса, развитию познавательного процесса, мыслительных функций.. Подборка игр осуществлена таким образом, что начинается  с самых простых, и идет к более сложным , постепенно расширяя задачи. Эти игры хороши тем, что их можно начинать без специальной организации, привлекая и заинтересовывая детей определенным звуком: стуком, шелестом, звучанием колокольчика и т.д. В этих играх детям предоставляется возможность самостоятельно (естественно не без нашей помощи и желания) обратить внимание на какое-либо действие и заинтересовать детей...а затем начинается игра. Хочется сказать педагогам, что Вы не приглашаете перед игрой детей сесть на стульчики или встать в круг.... Дети занимаются  "своими" играми и лишь когда они обратят внимание на Ваши действия, тогда Вы их и "собираете" вокруг себя.

 

Привожу перечень игр и их названия: "Кто там? "Что звучало?", "Кто пришел?",  "Музыканты", "Кто играет на гармошке?", "Солдаты и танцоры", "Знайка и Незнайка", "Угадай-ка!". Это игры на формирование неречевого слуха.

Игры на формирование речевого слуха: "Что за гость?", "Кто в теремочке живет?", "Что у меня?", "Лото - парная картинка", "Угадай по голосу", "День рождения". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Игры на формирование речевого слуха

1.«Кто там?»

 Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.

            Вызвать интерес и внимание к нам.

            Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.

Оборудование: кукла, мишка

Ход игры:

В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.

2. «Что звучало?»

Цель: Прислушиваться к неречевым звукам

           Вызвать интерес, внимание

           Определить, что звуки могут быть разными.

Оборудование:

           Машинка грузовая или легковая.

           Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.

Ход игры:

Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.

3. «Кто пришел?»

Цель: Различать неречевые звуки.

          Обращать внимание на разнообразие звуков.

Оборудование:

         

          Кукла, колокольчик.

Ход игры:

Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети  объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.

Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик , затем каждому позвонить и послушать звук.

           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха....

Статья "О развитии слухового внимания и формирование фонематического слуха"

В статье рассказывается о необходимости развития фонематического слуха в раннем и младшем дошкольном возрасте, описаны игры по данной проблеме, предложена литература для более глубого освещения рассма...

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные упражнения, игры (которые проводят...

Развитие у детей дошкольного возраста фонематического слуха.

Как показывает логопедическая практика, чтобы достичь уровней хорошей или улучшенной речи у детей, имеющих различные нарушения, необходимо на протяжении всей коррекционной работы развивать фонематичес...

Речевые игры для детей 6-7 лет. Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа, формирование фонематического слуха.

Фонематический слух – очень важный навык для овладения устной речью, а затем и грамотным письмом. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. ...

Игры на развитие навыков звукобуквенного анализа,формирование фонематического слуха

Данные игры развивают у детей навыки звукобуквенного анализа и формирование фонематического слуха...