Статья "О развитии слухового внимания и формирование фонематического слуха"
статья (младшая группа) по теме

Левина Анастасия Владимировна

В статье рассказывается о необходимости развития фонематического слуха в раннем и младшем дошкольном возрасте, описаны игры по данной проблеме, предложена литература для более глубого освещения рассматриваемого объекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха

Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные упражнения, игры (которые проводятся в игровой форме, что создаёт условия для многократного их повторения) впоследствии которого в дошкольном возрасте поможет эффективно решать вопросы о развитии фонематического слуха при обучении детей основам грамоты.

        Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти ), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. В начале второго года жизни ребёнок правильно произносит несколько звуков: гласные А, У, И, О и согласные Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более лёгкими в произнесении. Надо сказать, что все звуки речи проходят через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определенное время (так называемое физиологическое косноязычие). К полутора годам ребёнок чётко произносит гласные (отсутствует звук Ы) и согласные К, Г. К трём годам возрастной нормой является опускание сонорных звуков: “ыба” вместо “рыба”, “тамвай” вместо “трамвай”. Из твёрдых звуков начинают произноситься В, Ф, Х, Т, Д, Н.

        Взрослый должен своевременно руководить развитием речи ребёнка.

        В раннем возрасте стоят следующие задачи:

  • способствовать развитию речедвигательной и речеслуховой деятельности для своевременного развития произносительной стороны речи.
  • развитие артикуляционного аппарата, слухового внимания, речевого дыхания, основных качеств голоса (высота голоса, сила голоса, тембр голоса).
  • активизировать повышенное внимание педагога на правильность произношения звуков детьми.

        На этапе формирования фонематического восприятия можно выделить пять ступеней:

  • узнавание неречевых звуков (звучание различных музыкальных инструментов, пение птиц, журчание воды, шум леса и т.д.);
  • отчётливое произнесение изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных);
  • подвижность и гибкость органов артикуляции (языка, губ и т.д.);
  • различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (например: как мяукает котенок, мама – кошка, папа – кот) и т. д.;
  • различение слов, близких по звуковому составу: дочка – ночка, мишка – мышка, и т.д.).

        Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен. Стараюсь войти в доверие и добиться положительной мотивации по отношению к играм. Поощряю любое проявление ребенка к активности, побуждаю к новым попыткам говорить. Что помогает избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

        В домашних условиях можно и нужно развить слуховое внимание, но для этого необходимо с чего-то начать. Соответственно для каждой ступени разработаны соответствующие игровые упражнения

Игровые упражнения

При знакомстве с гласными звуками:

- А-а (плач ребёнка, поёт певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).

- О-о (у девочки разболелся зуб, удивление).

- У-у (поезд едет).

- И-и (жеребёнок ржёт). Надо учесть, что звуки произносятся на выдохе.

        В этом возрасте полезно петь малышу песенки, произносить или читать народные потешки, прибаутки, заклички, играть в игры с речевым сопровождением. Дети двигаются, выполняют какие-либо действия по правилу, сформулированному в тексте игры. Тем самым развивается понимание речи, формируется регулирующая функция речи, происходит развитие непроизвольной памяти (на начальных этапах - добавляют последнее слово к каждой строчке, а затем произносят и всю потешку).

Игровое упражнение «Улитка»

        Цель: развитие понимания речи, слухового внимания, умения выполнять действия по словесной инструкции.

        Дети – улитки. Я проговариваю текст потешки, а ребёнок выполняет действия по тексту:

Улитка-улитка,

Калитка закрыта (ребёнок закрывает лицо двумя руками)

Приоткрой немножко - ( приоткрываю )

Покажи нам рожки! (делает рожки пальцами и пытается меня догнать и « уколоть» ими )

        На втором году жизни происходит встреча малыша со своей первой книжкой. Стараюсь сделать так, чтобы книжка стала любимой и желанной игрушкой. Ненавязчиво, эмоционально привлекаю детей к чтению сказок.

        В совместной деятельности ни в коем случае не отказываю ребёнку,

если обратится с просьбой почитать, чтобы не сформировалось отрицательное отношение к чтению, т. к. дети берут пример с взрослых.

        Также уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Есть игры, которые предусматривают соединение движений пальцев с речью, пальчиковые игры.

Игровое упражнение: « Большаку – дрова рубить»

(перебирая по очереди пальчики ребёнка, приговаривая)

Большаку - дрова рубить,

А тебе – воды носить (указательный)

А тебе – печь топить ( cредний)

А тебе – кашу варить (безымянный)

А малышке – песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

        Для формирования чётких координированных движений пальцев использую игры: « Пальчики здороваются», « Пальчик- мальчик ,где ты был?»

        Такие весёлые и простые упражнения помогают малышу овладеть правильной речью, т.к. умение «слушать и слышать»  формирует  правильное звукопроизношение, закладывает основы правильного грамматического строя речи, является средством развития личности в целом.

        При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повышается качество усвоения учебного материала: повышается уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчается выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повышается уровень познавательной активности детей. Следствием этого является возникновения желания самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности ребенка.

        А в будущем поспособствует эффективному достижению качества образования в дошкольном и в школьном возрасте.

Используемая литература

  1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. Приложение 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.pedlib.ru/Books/2/0291/2_0291-29.shtml
  2. Блог Службы ранней помощи. Консультирует Ресурсный центр г.о. Новокуйбышевск. [Электронный ресурс]. URL: http://rcsrp.rusedu.net/post/1553/10267
  3. Карасева Н. Ю. Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия и памяти с детьми раннего возраста [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kartoteka-igr-napravlennykh-na-razvitie-slukhovogo-vospriyatiya-i-pamyati-s-detmi
  4. Карасева Н. Ю. Развитие слухового восприятия и памяти детей раннего возраста (1,5 - 3 года) посредством использования игр [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/razvitie-slukhovogo-vospriyatiya-i-pamyati-detei-rannego-vozrasta-15-3-goda-posre
  5. Тудвасева Л. П. Развитие слухового внимания детей раннего возраста – главное условие качества дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/razvitie-sluhovogo-vnimaniya-detey-rannego-vozrasta-glavnoe-uslovie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь развития речи детей c формированием фонематического слуха

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана подборк...

Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха.

Цель. Развитие слухового внимания, умения определить направление звука.Оборудование. Звоночек (колокольчик, дудочка и т.п.).Описание игры. Дети сидят в разных местах комнаты, в каждой группе какой-ниб...

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

для воспитателей и родителей упражнения в игровой форме на развитие лухового внимания и формирование фонематического слуха....

Фоноритмика, как способ развития слухового внимания и формирования произносительных навыков у детей с ОНР

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов). Испол...

Развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха у детей раннего возраста

Для того чтобы ускорить процесс развития слухового внимания и формирования фонематического слуха работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя специальные упражнения, игры (которые проводят...

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха

Картотека игр на развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха...