Календарный план работы по развитию фонематического восприятия детей подготовительной группы
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме

Развёрнутое календарное планирование по развитию фонематического восприятия через систему игровых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnyy_plan_podgotovitelnaya_gruppa.docx62.36 КБ

Предварительный просмотр:

Время проведения

Цели

Дидактические упражнения

Форма организации

Сентябрь

3 неделя

Звук У.

Научить узнавать музыкальные инструменты по звуку.

Развитие слухового внимания, учить различать громкие и контрастные звуки.

«Узнай музыкальный инструмент по звуку»

Ребёнок с закрытыми глазами должен узнать знакомый муз инструмент (дудочка, колокольчик, барабан…)

Фронт. занятия логопеда, логопед.час, муз.занятия

Научить определять направление звука в пространстве.

«Откуда раздался звук?»

Ребёнок с закрытыми глазами. Взрослый звонит в колокольчик, а ребёнок должен рукой указать, откуда слышен звук.

Подвижная игра

Сентябрь

4 неделя

Звук А

Научить слушать и различать неречевые звуки. Развитие слухового внимания.

«Что ты слышишь?»

С закрытыми глазами внимательно слушают и различают окружающие звуки.

Прогулка, фронтальное занятие, логопедич час

Развитие слухового внимания и силы голоса.

Учить определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.

- определи, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизведи тихо, громко.

Дети кричат: АУ (тихо, громко)

Лает собака: АВ

Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка…

Часть фронтального занятия,

Октябрь

1 неделя

Звук И.

Звуки

П – П`.

Научить различать неречевые звуки по силе (тихо – громко).

Учить дифференцировать на слух тихие и громкие звуки, развивать чувство ритма.

«Тихо – громко»

(барабан, бубен)

Подвижная игра, муз занятия.

Учить различать гласные звуки по силе голоса (громко, тихо)

«Тихо – громко»

Часть фронтального занятия

Развитие речевого слуха

- Определи, в каком из 2- х слов есть звук [п]:

кивать - копать

суп – сук                                          урожай - попугай

кони - пони

жалко – палка                                  

панама – канава  

шапка – шутка        

крот - укроп  

корыто – лопата

ракета – победа            

                             

             

жук - паук        

кнопка – нотка                                дочка - почка

кошка – кепка                                  

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Октябрь

2 неделя

Звуки Т – Т`.

развитие слухового внимания.

«Слушай и повтори»

Взрослый ударяет в барабан 3 р: один сильно и 2 р. слабо, а ребёнок должен повторить. Затем ритм. рисунок меняется.

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Развитие речевого слуха

Определи, в каком из двух слов есть звук [т]:

Тыква–буква

Батон–диван

Ворота-ворона

Плита–слова

Томат–гамак

Билеты – бананы

Бритва – брови

Ноты – ночи

Шутка – шапка

Ракета-рубашка

Забота – заноза

Густой – кривой

Злой – твой

Нитка - миска Халат- халва

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Октябрь

3 неделя

Звуки П - Т.

«Хлопни на 2, 3, 4 раза больше (меньше) чем я»

Взрослый  хлопает в ладоши несколько раз (ребёнок при этом закрывает глаза) и предлагает хлопнуть на 2, 3, 4 раза больше (меньше), чем это сделал взрослый.

Логопедич час, фронт занятия, индивид занятия

Учить определять направление звука в пространстве.

«Иди на звук» Ребёнок с завязанными глазами должен идти на звук колокольчика.

Часть фронт. занятия, логопедический час

Октябрь

4 неделя

Звуки

К – К`.

Развивать остроту слуха.

«Выполняй команды»

Взрослый произносит шёпотом различные команды (поднят руки вверх, спрятать руки за спину…), а ребёнок слушает внимательно и выполняет.

Часть фронтального занятия, логопедический час

Учить определять количество услышанных звуков.

«Слушай внимательно»

Взрослый хлопает в ладоши, а ребёнок, закрыв глаза, считает про себя и называет число.

Часть фронтального занятия, логопедический час

Ноябрь

1 неделя

Звуки

П-Т-К

Звук О

Учить дифференцировать неречевые звуки по длительности.

«Длинный звук – короткий звук»

Логопед протяжно дудит на дудочке (длинный звук), а затем ударяет в барабан (короткий звук), объясняет ребёнку разницу в звучании.

Ребёнок слушает, а затем определяет самостоятельно длительность звука, а также по заданию («воспроизведи  короткий, длинный звук») – выбирает сам музыкальный инструмент.

Индивидуальное занятие, музыкальное занятие, логопедический час

Учить внимательно слушать и различать музыкальные ритмы.

«Сравни песенки»

Взрослый воспроизводит на бубне 2 различных ритма, а ребёнок определяет, одинаково они звучат или по-разному.

Индивидуальное занятие, музыкальное занятие, логопедический час

Ноябрь

2 неделя

Гласные звуки

А, О, У, И

Развитие слухового внимания, координации движений, определение силы хлопков на слух.

«Найди игрушку»

По мере приближения к игрушке хлопки должны звучать громче.

Логопедический час

Учить внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки.

Развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи.

Детям предлагается рассмотреть знакомые предметы: чашку с водой, пустую чашку, карандаш, бумагу, и объясняет, что он только на слух должен определить, какие действия выполняются с этими предметами. (переливает воду, рвёт бумагу, чертит карандашом, стучит карандашом по чашке, режет бумагу ножницами)

Фронт. занятие логопеда, логопедич. час

Ноябрь

3 неделя

Звук Ы

Звуки Ы-И

Учить воспроизводить простой музыкальный ритм по образцу.

«Повтори за мной»

Взрослый отбивает на барабане простой ритм, ребёнок слушает  и воспроизводит ритм.

Индивидуальное занятие

Развитие речевого слуха. Учить узнавать близких людей по голосу, различение тембра голоса.

«Узнай по голосу»

Логопедический час

Ноябрь

4 неделя

Звуки Х-Х`

Звуки К-Х

Учить различать неречевые звуки.

Развитие коммуникативного общения, диалогической речи, слухового внимания.

«Продавец и покупатель»

Крупа в баночках

Покупатель (ребёнок) просит продать какую-нибудь крупу. Продавец предлагает выбрать нужную крупу по звуку.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Развитие речевого слуха. Учить узнавать близких людей по голосу, различение тембра голоса.

«Улиточка»

Водящий с завязанными глазами в центре круга. Дети, изменяя голос, спрашивают: «Улиточка, улиточка высуни рога, дам тебе пирога!» чей голос улитка узнает, тот и становится водящим.

Физ. пауза,

логопедический час

Декабрь

1 неделя

Звуки М-М`.

Развитие слухового внимания, чувства ритма, дифференциация количества хлопков.

«Наседка и цыплята»

Каждый ребёнок знает, сколько цыплят у него на карточке (курицы стучат по столу, а цыплята слушают: сколько раз она стукнет, столько раз должен пропищать ребёнок, у которого на карточке такое же количество цыплят)

Организованная образовательная деятельность (проводит воспитатель)

Научить выделять элемент ритмического рисунка ударением.

«Слушай и повтори»

Взрослый ударяет в барабан 3 р., выделив силой удара необходимый элемент.

!! !, ! !!

Индивидуальное занятие

Декабрь

2 неделя

Звуки Н – Н`

Звуки М - Н

Учить различать по тембру максимально сокращённый звукокомплекс.

«Кто это?»

В игре принимают участие несколько детей. Один из детей должен отвернуться и догадаться, кто из детей произнёс: «АУ».

Часть фронтального занятия,

логопедич. час

Учить узнавать героев сказки по высоте голоса, а также самому изменять высоту голоса.

Предлагается вспомнить сказку «3 медведя».

Фронт. занятие

инсцинировка с воспитателем

Декабрь

3 неделя

Звуки

С -  С`.

Подготавливать к усвоению звуко-слогового ряда путём формирования пространственно – временных представлений.

«Перед – между – после»

Цифры от 1 до 10

Часть фронтального занятия,

логопедич. час

Декабрь

4 неделя

Звуки З-З`

Звуки С-З

Повторение похожих по слоговому составу слов

Мак – бак – так                                                        моток-  поток - каток

Тон – тук – так                                                          батон – бутон - бетон    

Бык – бак – бок                                    

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Повторение похожих по слоговому составу слов

будка – дудка - утка

нитка – ватка - ветка  

тыква – будка - буква  

Ком – дом – гном                                

Дам – дым – дом            

                     

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Январь

2 неделя

Звуки Б-Б`.

Звук Ы.

Определите непохожие по звуковому составу слова.

Мак-бак-так-банан

Сом-ком-индюк-дом

Лимон-вагон-кот-бутон

Мак-бак-веник-так

Совок-гном-венок-каток

Пятка-ватка-лимон-кадка

Ветка-диван-клетка-сетка

Каток-дом-моток-поток

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Учить дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Если ребёнок слышит правильное изображение того, что нарисовано на картинке, то хлопает в ладоши, если нет – прячет руки за спину.

Баман

Паман

Банан

банам

Ваван

Даван

Баван

ванан

Альбом

Айбом

Аньбом

авьбом

Альпом

Альмом

Альном

Аблём

Витамин

Митанин

Фитамин

виталим

Витанин

Митавин

Фитавин

витаним

Клетка

Къетка

Клетта

Тлетка

Къетка

Квекта

Тлекта

кветка

Вагон

Вакон

Фагон

Вагон

Факон

вагом

Бумага

Пумага

Тумага

Пумака

Бумака

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Январь

3 неделя

Звуки П-Б

Звуки В-В`

Учить выделять из ряда одинаковых по слоговому составу отличное по звуковому составу слово.

«4-й лишний»

- Из 4-х слов выберите то, которое отличается от остальных:

Канава – канава – какао – канава

Ком – ком – кот – ком

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок

Будка – буква – будка – будка

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Учить находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу.

Винт – винт – бинт – винт

Минута – минута – монета – минута

Балет – билет – балет – балет

Буфет – буфет – букет – буфет

Дудка – дудка – дудка - будка

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Январь

4 неделя

Звук Ф-Ф`

Звуки В-Ф

Развитие речевого слуха, учить выделять из ряда слово, непохожие по слоговой структуре.

Мак – бак – так – банан

Сом – ком – индюк – ком

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – рак – веник - бак

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Учить находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.

Совок – гном – венок – каток

Пятка – ватка – кот – кадка

Ветка – корова – клетка – сетка

Каток – дом – моток – поток

Индивидуальное или часть фронтального занятия

Февраль

1 неделя

Звуки Д - Д`

Звуки  Т-Д

Учить подбирать похожие по звучанию слова, развивать внимание, речевой слух.

«Найди место своей картинке»

На наборном полотне ряд картинок: ком, бак, сук, каток. Дети должны найти место своей картинке, название которой наиболее подходит по звучанию к выставленной.

Подгрупповое логопедическое занятие

Учить сравнивать слова по звуко – слоговому составу

- На какое из названных слов больше подходит четвёртое?

Мак – дом – ветка (сетка, ком, бак, метка, клетка)

Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, загон, моток)

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

Индивидуальное занятие

Февраль

2 неделя

Звуки Г- Г`

Развитие речевого слуха, учить соотносить изображение с предметом.

«Лото»

Сначала игру проводит педагог, а затем ведущий - ребенок.

Самостоятельная деятельность.

Развивать языковое чутьё.

Учить подбирать слова в рифму.

- Подберите рифму к словам:

Мак (бак), гамак (судак), зайка (майка), Зина (корзина, резина), бочки (кочки, замочки)…

Подгрупповое занятие, логопедический час

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей  пушку,

А лошадка- …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка- шоколад,

А Ежонок-…( мармелад, лимонад и т.д.

Подгрупповое занятие, логопедический час

Февраль

3 неделя

Звуки Г-К

Звук Э

Учить подбирать слова в рифму.

- Подберите рифму к словам:

Мышка (сыр, мясо, книжка)

Пёс (лапа, шея, нос)

Подгрупповое занятие, логопедический час

Развивать языковое чутьё.

Учить подбирать слова в рифму.

Подобрать в рифму названия овощей:

Поздним летом в огороде

Собирается народ.

Зрел всё лето урожай,

Что собрали? Угадай!

Где весною было пусто, летом выросла …(капуста)

Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку )

От дождя земля намокла, вылезай толстушка  … (свёкла )

Из земли за чуб плутовку тянем сочную … (морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить… (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок… (лук)

Вот зелёный толстячок – крупный гладкий … (кабачок)

И красавец – великан тёмно – синий … (баклажан)

Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

  1. Кот копеек накопил, кошке козочку … (купил)
  2. Кто идёт?

Куда идёт? Конь, коза, корова, кот, крыса, курица и крот.

Мы идём на огород.

Кто копает землю? (крот)

Кто поймает крысу? (кот)

Кто в картошке и капусте червяков – жуков клюёт? (курица)

Кто нас на себе везёт? (конь)

Кто нам молоко даёт? (корова)

Ну а кто крадёт капусту? (коза)- Мы не пустим в огород!

  1. Поставил кастрюлю Кирилл на комод, под крышкой в кастрюле клубничный … (компот)
  2. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, … (карандаш)
  3. Катя стала мяч искать и залезла под … (кровать)
  4. Кто уселся у окошка? Ну, конечно, наша … (кошка)
  5. Я сегодня утром рано умывался из –под … (крана)

Часть фронтального занятия, логопедический час

Февраль

4 неделя

Звуки Л-Л`

Развивать языковое чутьё.

Учить подбирать слова в рифму.

Игра «Подбери картинку»

Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале логопед не произносит неверный вариант ответа. Затем неверный ответ в рифмовке логопед предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

Под землею не размокла

Вся оранжевая … (свекла?)

Когда последний луч потух

В лесу завыл большой … (петух?)

Он зовется «царь зверей»,

Потому что … (соловей?)

В огороде до сих пор

Под землею … (помидор?)

Серый шарик только тронь,

Всех уколет тихий … (конь?)

Покраснел он, наконец,

Круглый мягкий … (огурец?)

Друга лучше не найдешь,

Лает громко верный … (еж?)

Над трубою дым и пар,

Мчит по рельсам … (самовар?)

Часть фронтального занятия, логопедический час

Развивать языковое чутьё.

Учить подбирать слова в рифму.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные … (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала …(кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой, дорогой!

Не открывай меня …»(плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером …(сбежал, ушёл, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то …(спички, щётку, ложку)

Опустела мостовая,

И уехали …(автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

- До чего люблю я …(сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах …(лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и …(детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш …(ручку, тетрадь, книгу)

Часть фронтального занятия, логопедический час

Март

1 неделя

Звук Ш

Развивать языковое чутьё.

Учить подбирать слова в рифму.

«Договорки»

Подбор слов в рифму (вариантов не даётся)

Портфель я выронил из рук,

Такой  большой на ветки ….(жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась …(шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Закрывайте на ночь …(двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке …(мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети …(книжки)

Не полезет Влад на ель,

У него в руках …(портфель)

Мы собирали васильки,

На головах у нас …(венки)

Пёс козе принёс букет,

Будет сытный ей …(обед)

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи …(туч)

То назад, то вперёд

Может плыть …(пароход)

Не дрожи, Серёжка,

Это ж наша …(кошка)

Часть фронтального занятия, логопедический час

Учить выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным понятием.

«Расставь по местам»

Предметные картинки

Взрослый читает стихотворение, на доске картинки.

- Я тебе задачу дам - все расставить по местам:  

Ч то скатали мы зимой?...

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может все, хоть ростом мал?..

(дом, ком, сом, гном)

Я ещё задачу дам – всё расставит по местам:

Вот печать на простыне…

Зеленеет на окне…

Волейбольная висит…

Канарейка в ней сидит…

(сетка, мета, клетка, ветка)

Я опять задачу дам – всё расставит по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетёт?..

С гор спускается, течёт?..

Что за скользкий, ровный лёд?..

(каток, поток, венок, моток)

«Логопедический час» - коррекционное занятие воспитателя

Март

2 неделя

Звуки Ш-С

Развитие звукового различения.

Обратить внимание ребёнка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть:

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Часть фронтального занятия, индивидуальное  занятие, логопедический час

Развитие звукового различения.

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Часть фронтального занятия, индивидуальное  занятие, логопедический час

Март

3 неделя

Звук Ж

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

«Ответ, что я сделал раньше?»

Я позавтракал после того, как нарубил дрова.

Я выпил чаю после того, как пришёл с улицы.

Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал.

Я поздоровался, прежде чем начать разговор.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Развитие звукового различения.

- Что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Игра «Буква заблудилась».

Неизвестно, что случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей - то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква - озорница,

Очень странные дела

Начали твориться ...

Посмотрите - ка, ребятки,

Раки выросли на грядке!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Часть фронтального занятия, индивидуальное  занятие, логопедический час

Март

4 неделя

Звуки Ж –З

Звуки Ж-Ш

.

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление родовых окончаний прилагательных.

«Правильно ли это?»

Дорогой друг. Родной дочь. Дорогая друг. Родная дочь. Высокое небо. Золотой кольцо. Высокий небо. Голубая небо. Большой город. Золотая кольцо. Большая город. Большое город.

Индивид. занятие

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

«Покажи на картинке»

(предъявляются картинки, на которых нарисованы мама и дочка, хозяин и собака)

Где собака хозяина? Где хозяин собаки?                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Индивид. занятие.

Апрель

1 неделя

Звуки Р-Р`

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных.

«Правильно ли это?»

Девочка есть кашей. Девочка ест кашу.

Мальчик читает книгу. Мальчик читает книгой.

Мужчина пьёт чая. Мужчина пьёт чай.

Женщина идёт в магазином. Женщина идёт в магазин.

Кошка сидит на стулом. Кошка сидит на стуле.

Мышка залезла в щкафом. Мышка залезла в шкаф.

Мама шьёт дочери нарядное платьем. Мама шьёт дочери нарядное платье.

Отец читает книгу дети. Отец читает книгу детям.

«Исправь ошибки»

Собака сидит около будка.

Лошадь скачет по дорогу.

Машина стоит перед дома.

Мальчик пишет ручка.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Развивать слуховое внимание и логическое мышление путём решения логических задач.

- Внимательно послушайте, подумайте и решите следующие логические задачи:

- У мамы есть кот Пушок, собака Дружок и дочка Маша. Сколько всего детей у мамы?

- У собаки Тяпки родились котята: 3 белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собаки Тяпки?

- Шёл зимой солдат лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как ему перебраться через реку?

- Внимательно послушайте, подумайте и решите следующие логические задачи:

- На Олином платье нарисованы 3 яблока и 2 вишенки. Одну вишню и 2 яблока съели. Сколько осталось?

- Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветки по 3 яблока. Сколько всего яблок?

- Пошли 2 девочки в лес за грибами, а навстречу 2 мальчика. Сколько всего детей идёт в лес?

Индивид. или часть коррек. занятия.

Апрель

2 неделя

Звуки Р-Л

Учить различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов.

«Правильно ли это?»

Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они ест суп. Они едят суп. Мы читаешь книжку. Мы читаем книгу. Они читают книгу. Ты читаешь книгу. Они читает книгу.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в  употреблении личных окончаний глаголов.

«Исправь ошибки»

Они летишь на самолёте. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребёнка. Мальчик идёт в школу. Дети смотрю кино. Люди идём по улице. Часы идёт точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Апрель

3 неделя

Звук Ц

Звуки С-Ц

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление времён глаголов.

«Правильно ли это?»

Я буду вчера купаться. Я вчера купался. Я вчера купаюсь. Я завтра буду купаться.

Мы завтра пойдём в лес. Мы завтра были на даче. Он завтра был в кино. Он вчера пойдёт в кино.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки в  употреблении времён глаголов.

«Исправь ошибки»

Мальчик вчера будет читать книгу. Иван Иванович в детстве будет маленького роста. Все старики когда-то будут молодыми. Раньше он будет трусливым, а теперь смелый. Ты придёшь вчера? Ты был там завтра?

Индивид.  занятие.

Апрель

4 неделя

Звук Ч

Звуки Ч-Т

Развивать языковое чутьё.

Учить подбирать слова в рифму.

Игра  « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

Индивидуальное занятие, логопедический час

Развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Игра «Запретное слово»

Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч...

Часть коррек. занятия.

Май

2 неделя

Звук  Щ

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить и исправлять ошибки при неправильном употреблении  родовых окончаний прилагательных.

«Исправь ошибки»

Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции.

«Как правильно?»

Телега везёт лошадь. Лошадь везёт телегу.  

Мышка поймала кошку. Кошка поймала мышку. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарём.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Май

3 неделя

Звуки Ш-Щ

Звуки Щ-Ч

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

«Ответь на вопросы»

Учитель наказал мальчика. Кто провинился?

Собаку укусила оса. Кто кусался?

Мама зовёт дочку домой. Кто дома? Кто на улице?

Петю ударил Ваня. Кто драчун?

Володю ждёт Лена. Кто задержался?

Индивид. или часть коррек. занятия.

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

«Ответь на вопросы»

Ваня шёл впереди Пети. Кто шёл последним?

Лес позади дома. Что впереди?

Автобус едет впереди грузовика. Кто позади?

Кошка больше собаки. Кто меньше? Мальчик выше девочки. Кто ниже?

Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

Дуб выше берёзы. Кто ниже?

Индивид. или часть коррек. занятия.

Май

4 неделя

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

«Ответ, что я сделал раньше?»

Я позавтракал после того, как нарубил дрова.

Я выпил чаю после того, как пришёл с улицы.

Прежде чем пойти в детский сад, я позавтракал.

Я поздоровался, прежде чем начать разговор.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Игра  «Рифмочки и рифмушки»

Взрослый  выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

Индивидуальное занятие.

Июнь

1 неделя

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать лексико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы.

«Покажи на картинке»

(предъявляются картинки, на которых нарисованы мама и дочка, хозяин и собака)

Где собака хозяина? Где хозяин собаки?        

 

Индивид. или часть коррек. занятия.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия,

которые используются при знакомстве с гласными и согласными звуками.

Задачи

Цели

Дидактические игры

Форма организации

Дифференцирование слогов

Учить воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога.

«Телеграф»      1 вариант.

Предложить ребенку послать телеграмму так же как это сделал взрослый, сопровождая слоговые ряды ударом молоточка.

Та-та-та

Фа-фа-фа

На-на-на

Подгрупповое логопедическое занятие

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными

«Телеграф»      2 вариант

Дети повторяют вслед за взрослым слоговые ряды типа:

та-то-ту

 му-мы-ма

ну-ны-на

ку-ко-ка

Подгрупповое логопедическое занятие. Индивид.  или часть коррекционного занятия.

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним гласным и разными согласными.

«Дятел»

Дети повторяют слоговые ряды:          

та-ка-па;                      

во-мо-но;                    

ту-ку-пу.

Подгрупповое логопедическое занятие. Индивид. или часть коррекционного занятия.

Учить воспроизводить слоговые ряды с одним согласным и разными гласными.

«Какой слог лишний?»

Взрослый произносит слоговой ряд, ребенок должен найти «лишний» слог (на-на-па-на)

Постепенно ряды усложняются(на-ба-на-на)

Подгрупповое логопедическое занятие. Индивид. или часть коррекционного занятия

Развивать слуховое внимание. Учить различать слоги по звонкости-глухости.

«Эхо» 1 вариант

Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по звонкости-глухости  (па-ба; та-да)

Индивид. или часть коррекционного занятия.

Развивать слуховое внимание, память. Учить различать согласные по мягкости-твердости.

«Эхо» 2 вариант

Воспроизведение слоговых рядов с согласными звуками различающимися по мягкости-твердости: на-ня; та-тя.

Индивид. или часть коррекционного занятия.

Развивать слуховое внимание, память, учить воспроизводить слоговые ряды со стечением согласных звуков.

«Добавь звук»

Воспроизведение слоговых сочетаний с наращиванием стечения согласных:

па-тпа  

 ма-тма

кА-пка    то же с гласными о, у, ы.

Индивидуальное занятие или часть подгр. лог. занятия.

Развивать слуховое внимание, память, учить воспроизводить слоговые ряды со сменой позиции согласных звуков и их стечении.

Пта – тпа

Кта – тка

Вба - бва

Индивидуальное занятие или часть подгр. лог. занятия.

Различение фонем родного языка

Учить дифференцировать гласные звуки.

«Гудит-поет-плачет»

Предметные картинки(девочка, мальчик, птичка…) Объяснить, какие звуки мы услышим ,если

девочка плачет(а-а-а),

поезд гудит (у-у-у),

птичка поет (и-и-и)

Предложить поднимать соответствующую картинку.

Фронтальное логопедическое занятие

Учить выделять гласные звуки среди других.

«Кто внимательный»

Взрослый называет в потоке звуков гласный, который дети должны выделить заранее обговоренным символом (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, поднять зрительный символ).

Фронтальное логопедическое занятие

Учить выделять один согласный звук среди других.

«Кто внимательный»

Взрослый называет в потоке звуков согласный, который дети должны выделить заранее обговоренным символом (хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, поднять зрительный символ).

Фронтальное логопедическое занятие

Выработка навыка элементарного звукового анализа.

Учить находить звук в словах воспринятых на слух.

Педагог предлагает определить, в каком слове есть заданный звук.

Фронтальное логопедическое занятие

Учить находить звук в словах воспринятых на слух.

«Паровоз»

Педагог называет слова, дети определяют место звука в слове.

Фронтальное логопедическое занятие

Учить находить звук в названиях предметов на картинках.

«Кто больше?»

Сюжетная картина.

Рассмотреть картинку и найти предметы с определенным звуком.

Индивид. или часть коррек. занятия.

Определение наличия звука в слове.

«Кто внимательнее?»

Взрослый показывает и называет картинки на определённый звук, дети определяют, какой звук есть во всех этих словах.

Фронтальное логопедическое занятие

Развитие фонематического слуха, активизация словаря.

«Кто больше слов придумает» - игра в мяч.

Педагог называет звук и предлагает тему, кто ловит мяч - называет слово с этим звуком.

прогулка

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков ,активизация словаря.

«Найди место для своей картинки»

Дети должны разложить картинки по группам на заданные звуки

подгрупповое занятия.

Развитие фонематического слуха, дифференцирование звуков, активизация словаря.

«Корабли», «Красавицы» - распределение картинок по твёрдости, мягкости.

Фронтальное логопедическое занятие

МБДОУ детский сад №45- Центр развития ребенка

Согласовано

Ст. учитель - логопед

Красногорского муниц. района

Новикова Т. И.___________________

Утверждаю                                                                                              Заведующий МБДОУ д/ с №45

Центром развития ребенка

И.В. Вавульская________________

                                                                                         

                                             

                   

        

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ  ДЕТЕЙ С ОНР ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

 учителя-логопеда Костенко Юлии Владимировны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика фонематического восприятия детей подготовительной группы (конец года)

Подробная диагностика фонематического восприятия детей подготовительной группы при выпуске из детского сада...

Календарный план работы по развитию фонематического восприятия детей старшей группы

Развёрнутое календарное планирование с системой игровых упражнений...

Конспект по развитию фонематического восприятия детей логопедической группы

Использование ТРИЗ на логопедических занятиях. Тема: «Звуки Щ-Ч»...

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНР

Планирование работы по развитию фонематического восприятия детей раннего возраста с ТНРМесяцНеделяТемаСлуховое восприятиеСентябрьIV"Человек. части тела и лица"1.    «Руч...

План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми,  растет. Небольшие отклонения родителей...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН реализации системы работы по развитию цветового восприятия детей старшей группы детского сада «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РАДУГЕ»

Познание мира ребенком начинается с восприятия цветных предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются...