Здоровьесберегающие технологии в логокоррекционной работе
методическая разработка по логопедии по теме

Петрова Татьяна Юрьевна

 

Анализ работы  «Использование здоровьесберегающих  технологий в логокоррекционной работе»

"Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».       В.А. Сухомлинский.

Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Дошкольные возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движения. За последние годы ухудшилось состояние здоровья дошкольников.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции - физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не

более10-12%).
         Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образ ажизни.
         Поэтому актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекция недостатков физического, психического  развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

Таким образом, коррекционно-образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей. Понятие же «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы дошкольного учреждения по сохранению, формированию и укреплению здоровья дошкольников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду, в т.ч. в коррекционно-образовательном блоке, технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников:

1.           Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы (физминутки, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика и т.д.), тренажеры, приспособления для массажа стоп, пальцев рук.

2.           Технологии обучения здоровому образу жизни: сухие бассейны, точечный массаж, самомассаж, физкультурные занятия, ролевые подражательные имитационные игры, биологическая обратная связь (БОС).

3.           Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, направленные  на коррекцию речевых нарушений, пескотерапия, сказкотерапия,  релаксационные упражнения,  психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика

 

Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
        Передо мной, как перед логопедом, на современном этапе развития дошкольного образования одной  из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции  речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
         Необходимое условие для реализации этой задачи – формирование и совершенствование речи детей в различных ее формах,  используя разнообразные  методы и приёмы. И поэтому  данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое значение.

         Анализ литературы по  проблеме  речевых нарушений, опыт работы и результативность использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика и  т.д.) выявил возможность и необходимость использования в коррекции речевой патологии у детей  способов вариативности традиционных и  нетрадиционных методов, таких как биоэнергопластика, кинезиология,  Су Джок, БОС – здоровье (биологически обратная связь).  

В своей практической деятельности применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

 

Артикуляционная гимнастика помогает: 
 - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость); 
 - улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
 - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов; 
 

Дыхательная гимнастика используется как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. Используются:

Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, которая направлена на:

- восстановление  нарушенного  носового дыхания;

- улучшение дренажной функции легких;

- устранение  некоторых морфологических изменений в бронхолегочной системе;

- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние
Электронная оздоровительная технология «Учимся и оздоравливаемся». Александра Сметанкина «БОС – здоровье». Целю технологии –является  сохранение и укрепление здоровья детей, путем формирования у них навыка правильного  диафрагмально-релаксационного типа дыхания, так как  диафрагмальное дыхание, т.е. дыхания «без усилий» или релаксационное, является естественным и физиологически наиболее оптимальным для организма человека.

Данная технология направлена на повышение сопротивляемости организма детей дошкольного возраста к простудным заболеваниям, улучшение психоэмоционального состояния ребенка, улучшение внимания и памяти, развитие необходимых для дальнейшего обучения функций, таких как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие,  зрительно-моторная координация. В результате использования в практике работы ДОУ здоровьесберегающей технологии по методу биологической обратной связи (БОС) происходит  формирование у детей положительного социального опыта, выработка ценностных ориентаций детей на здоровый образ жизни, оздоровление организма и  снижение заболеваемости, улучшение психоэмоционального состояния.

 

Физкультминутки (развитие общей моторики) Для развития общей моторики у детей с речевыми нарушениями используются подвижные игры, которые развивают у детей умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений, ритмично и ловко двигаться. На логопедических занятиях проводятся упражнения для развития координации движений. Эти упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряженности. Это упражнения с предметами, небольшие импровизации. Систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.

 

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения (зрительная гимнастика, а также приёмы из технологии В.Ф.Базарного, приёмы из развивающей кинезиологической программы А.Л.Сиротюк, электронные зрительная гимнастика).

Игротерапия -один из методов коррекции неврозов. В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Игра служит для ребёнка с неврозом разрядкой своих подавленных эмоций. С помощью игры он учится самовыражению, умению принимать решения и действовать спонтанно.

Сказкотерапия - используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Это интегративная деятельность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это направление, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности, коррекция поведения, развитие речи. При помощи театрализованных  игр ребёнок становится уверенней в себе, перестаёт сомневаться, бояться критики и наказаний. Дети, имеющие нарушения речи в театрализованных играм становятся раскрепощенным, уходит закомплексованность, лучше идут на контакт, как со взрослым, так  и со сверстниками.  Используем игры - драматизации, пальчиковый театр, театр картинок, театр теней, театр би- ба- бо. Все это помогает разрешить внутренний конфликт ребёнка с неврозом, способствует изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира.

Пескотерапия  - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

В своей логопедичекой практике  применяю больше вместо песка  - манку и другие крупы для развития тонкой моторики и рисование песком на стекле. Это занятие отлично развивает мелкую моторику, что очень положительно влияет на развитие речи и мышление. Следует добавить еще бурю радостных эмоций, которую дает мир свободного творчества.Рисование песком на стекле способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает, гармонизирует. С помощью манипуляции сыпучими материалами человек избавляется от негативных эмоций, приобретенных в следствие стресса или усталости, и получает невероятное эстетическое удовольствие.

Самомассаж рук  -одно  из эффективных направлений по подготовке детей с речевыми нарушениями к письму. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. Самомассаж мышц предплечья, кисти и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снизить излишнее напряжение. 
 

Элементы точечного массажа Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток. Так повышается - голосовых упражнений для профилактики простудных заболеваний, объединив упражнения дыхательной гимнастики, дыхательно - звуковые упражнения и оздоровительные упражнения для горла.

Нетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щёк, скул, мягкого нёба с помощью комплекса специальных зондов, изобретённых Е.В.Новиковой. Цель зондового массажа - нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен, он даёт возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

Кинезиологические упражнения - направлены на совершенствование высших психических функций  мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга. В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п.

       Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология  уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличие от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

       Применяя кинезиологические упражнения, соблюдаются следующие условия:

·        систематичность выполнения;

·        постепенное увеличение темпа и сложности;

·        точность выполнения движений и приемов;

·        чередование учебных действий с кинезиологическими упражнениями; но во время занятий продуктивной деятельностью  упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее.


Элементы методики сенсорно-координаторных тренажей В.Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности. А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. В свою работу внедряем режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям, используется лазерный лучик. 

Биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика)- для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. 
   Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. 

Кинезиологические упражнения А. Л. Сиротюк. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные методики позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Применяю такие упражнения как "Колечко", "Кулак-ребро-кулак", "Ухо-нос" и т.д. 

Элементы Суджок терапии-  целью является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга. Регулярное и опосредованное воздействие на биоэнергетические  точки с целью активизации защитных функций организма, в частности,  профилактики и коррекции речевых нарушений.

·        стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д.

·        эффективен и ручной самомассаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла. Чаще всего эта работа осуществляется  на занятиях перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

 Музыкотерапия- создание положительного эмоционального фона реабилитации ( снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов ( ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
   В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
  Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение.

Упражнения для релаксации. Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомления, растеряны, перевозбуждены и близки к этому.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Элементы психогимнастики- метод практической психокоррекции, в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера.

Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. 
    Логопедическая ритмика – неотъемлемая часть логопедической методики. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств.
Состовляющие  логопедической ритмики- это движение, музыка и речь.
    В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. 
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
   Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей –логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного  звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
   Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

      Вариативность использования  в логопедической практике разнообразных как традиционных так и нетрадиционных, а также новаторских методов и приемов, выявила явные преимущества:

·        сокращение сроков коррекционной работы,

·        повышение  качество работы,

·        снижение энергетических затрат,

·        выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей.

·        Снижение у детей гиперактивности, повышение стрессоустойчивости и нормализации всего психического состояния ребенка.

Применяя эти технологии в комплексе, так и отдельно можно сделать вывод в эффективности использования данных видов деятельности:

- повышают работоспособность детей,

- активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения,

- благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по использованию здоровьесберегающей технологии "ольфогимнастика" в работе с детьми старшего возраста. Воспитатель 1й квалификационной категории Соловьева Наталья Петровна

В нашем детском саду с внедрением новых федеральных государственных требований очень большая нагрузка возлагается на здоровье детей. Моя задача в группе: сохранить и укрепить здоровье и  зр...

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Буклет "Здоровьесберегающие технологии в логокоррекционной работе. Биоэнергопластка"

Биоэнергопластика - одна из здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда. Биоэнергопластика - упражнения для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронизации его движений с движ...

«Будь здоров, малыш!» Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с дошкольниками. Обобщение опыта работы.

Всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья является одной из основных задач,  которую призвано решать дошко...

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.

Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....