Артикуляционная гимнастика в картинках
материал по логопедии по теме

Пинькова Анна Владимировна

Артикуляционная гимнастика в картинках.

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все  дошкольники  к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устранению имеющихся речевых нарушений. Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты, так и родители ребенка.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. А чтобы этот процесс не наскучил малышу, нужен творческий подход и разнообразие со стороны взрослого. Я предлагаю вам использовать артикуляционную гимнастику в картинках. Сначала мы просто знакомим ребенка с картинкой и упражнением, затем взрослый придумывает историю к картинкам, тем самым связывает несколько картинок одним сюжетом. После того как ребенок точно начинает соотносить упражнение с картинкой и правильно его выполняет, ребенку предлагается самому придумать историю. Такой прием позволяет сохранять интерес ребенка на более длительное время, а занятия сделать интересными, увлекательными и продуктивными.

 

                                                                        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artic2.doc537.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика в картинках.

По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками своего родного языка к 6-7 годам. Однако, статистика показывает, что далеко не все  дошкольники  к этому возрасту успешно овладевает правильным произношением звуков.

Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

Недостаток звукопроизношения оказывает негативное влияние на эмоционально-психическое состояние ребенка и мешает не только его развитию, но и общению со сверстниками, полноценной социализации.

Поэтому необходимо как можно раньше начать работу по устранению имеющихся речевых нарушений. Успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики. Артикуляционную гимнастику проводят как специалисты, так и родители ребенка.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. А чтобы этот процесс не наскучил малышу, нужен творческий подход и разнообразие со стороны взрослого. Я предлагаю вам использовать артикуляционную гимнастику в картинках. Сначала мы просто знакомим ребенка с картинкой и упражнением, затем взрослый придумывает историю к картинкам, тем самым связывает несколько картинок одним сюжетом. После того как ребенок точно начинает соотносить упражнение с картинкой и правильно его выполняет, ребенку предлагается самому придумать историю. Такой прием позволяет сохранять интерес ребенка на более длительное время, а занятия сделать интересными, увлекательными и продуктивными.

                                                                         Учитель – логопед  Пинькова А. В.

Артикуляционная гимнастика в картинках см. приложение.

Приложение №1:


«Бегемотики»



«Змея»







«Часики»


«Месим тесто»


«Чистим зубы»







«Блинчики»





«Лошадка»



«Маляр»



«Парус»




«Фокус»





«Грибок»



«Вкусное варенье»






«Чашка»







«Дятел»







«Комарик»




 

«Заведи мотор»







«Лягушка слоник»



«Снежинка»



«Иголочка»        








«Лягушка»






«Слоненок»



«Заборчик»





«Согрей ладошки»




«Качели»



«Катушка»



«Окно»



«Орешек»





«Огурцы- помидоры»






«Кошка сердится»





«Рупор»





«Кошки мышки»




«Обезьянки»




«Прятки»





«Пирожок»






«Санки»



«Гармошка»


«Пулемет»





«Лодочка»




«Кашель»



«Храп»



«Огурцы»



«Помидор»




«Шарик»



«Индюк»


Приложение №2:

    Бегемотики.

 Давай покажем, как бегемотики рот широко открывают. Открой рот как можно шире и удерживай его в таком положении на счёт от одного до пяти, потом закрой рот. Повтори три-четыре раза.

Лягушка и слоник.

Давай будем превращаться то в лягушку, то в слоника. На счёт «раз» улыбнись, не показывая зубки и удерживай губы в улыбке. На «два» — вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка — слоник» пять-шесть раз на счёт «раз-два».

        Змея.

        

   Давай изобразим змею. Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.

Часики.

Давай покажем, как работают часики: улыбнись, открой рот, тянись попеременно, то к левому углу рта, то к правому. Повтори пять-десять раз.

Месим тесто.

      Давай покажем, как готовят тесто для блинов и пирогов: улыбнись, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА ..., пошлёпай язык губами: ПЯ—ПЯ—ПЯ ... .

Блинчики

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт взрослого до пяти - десяти.

Чистим зубки.

1.Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт (семь-восемь раз).

2.Теперь почисти за верхними зубами (рот широко открыт). Не спеши, «чисти» под счёт взрослого.

Киска сердится.

1. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до восьми - десяти.

2. Погладь киску.

    Покажи, как сердилась киска, прижми язык верхними зубами и        «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Лошадка.

Изобрази, как лошадка стучит копытами: улыбнись, открой рот, щёлкай языком громко и энергично. Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Парус.

Покажи, какой бывает парус. Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» за верхними зубами. Удерживай язычок в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два- три раза.

Маляр.

Покажи, как маляр красит крышу. Улыбнись, открой рот, язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно. Выполняй медленно, под счёт до восьми.

Качели.

Давай покачаем язычок на качелях: улыбнись, открой рот, на счёт «раз» опусти кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» — подними язычок за верхние зубы. Повтори пять-шесть раз.

Вкусное варенье

1. Представь, что ты ешь варенье и испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «слизывай» варенье с верхней губы. Старайся не поддерживать язык нижней губой.

2. Улыбнись, открой рот, не закрывая рот, «оближи»  губы по кругу( верхние и нижние).

Чашка.

Давай превратим язычок в чашку. Улыбнись, открой рот, высуни язычок и тяни его к носу. Старайся, чтобы бока языка были подняты, не поддерживай его верхней губой. Удерживай язычок в таком положении под счёт до пяти - десяти. Повтори три-четыре раза.

Грибок.

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, удерживай язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот всё время широко открыт). Если «грибок» не получается, щёлкай медленно язычком, как лошадка, почувствуй, как язычок «присасывается» к нёбу.

Дятел.

Давай изобразим, как дятел стучит клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д... Старайся стучать сильно, следи, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал. Стучи 10-20 секунд. А теперь постучи вот так: Д-дд, Д-ДД ... (выделенный звук произноси как можно энергичнее)

Комарик.

Ты слышал, как звенит комар? Давай изобразим: улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и упри его в бугорки за верхними зубами. Произноси ДЖЖЖ энергично и протяжно, в течение 10-15 секунд, очень сильно при этом упираясь кончиком языка в бугорки.

Сдуй снежинку.

Чтобы хорошо произносить звуки, надо правильно и сильно дуть. Давай потренируемся. Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная)

Фокус.

Чтобы фокус получился, надо: 1. Открыть рот;

  1. Сделать «чашку» (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остаётся желобок);
  2. Положить маленький кусочек ватки нанос;
  3. Сделать вдох через нос;
  4. Сильно дунуть на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх
    (должен получиться звук, похожий на [Ф], но не на [X]).

Индюк

Открой рот. Положи широкий язык на верхнюю губу. Медленно заводим язык на бугорки при этом стараемся произнести Б-Л. ( рот не закрываем) Повтори три- четыре раза.

Прятки

Поднимаем язык за верхние резцы. Удерживай язычок в таком положении под счёт до 2-3.Затем опускаем за нижние, удерживаем в таком положении под счет до 2-3.  Повторить  три- четыре раза.

Лягушка

 Улыбнись не показывая зубки и удерживай губы в улыбке. Повтори три-четыре раза.

Заборчик

Улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. Повтори три-четыре раза.

Иголочка

Улыбнись, открой рот, сильно высуни острый язычок изо рта и спрячь (рот не закрывать). Повтори три-четыре раза.

Пулемет

 Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося Т-Т-Т-Т… на одном выдохе. Повторяй  в течение 10-15 секунд.

Гармошка

Давай сделаем «грибок». Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу, открывай и закрывай рот удерживая язык в таком положении на счёт до пяти-десяти (рот  шири открывай). 

Кошки-мышки

Давай поиграем. Язычок будет  мышка, а зубки кошка. Она гуляет когда кошка спит. По сигналу – кошка, язычок- мышка прочится в домик ,а кошка -зубки ее ловят.

Катушка

Улыбнись, широко открой рот, язык подними вверх и кончик прижми к верхним «бугоркам» прикуси его зубами. Удерживай язычок в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два- три раза.

Обезьянка

Спрячь кончик языка за нижнюю губу. ( рот закрыт, язык напряжен) ).   Повтори  три-четыре раза.

Окошечко

Вытяни губы вперед и сделай их похожими на квадратик. Углы губ не должны соприкасаться

     Орешек

Кончик язычка упирается то в левую, то в правую щеку. (Рот закрыт, я зык напряжен) Повтори три-четыре раза.

       Огурцы

Втягиваем щеки, губ не разжимаем. Повтори три-четыре раза.

       Помидоры

Изобразим толстые помидорчики, надуваем щечки. Удерживай щеки в таком положении на счет восемь-десять. Повтори два- три раза.

      Согрей ладошки

Открой широко рот,  дуй на руку себе или маме, горячим воздухом. Выполни 3-4 раза и отдохни.

  Лодочка

Отправляемся в плаванье. Открой широко рот, высуни язык и подними боковые кроя так чтобы получилась лодочка. Удерживай язык в таком положении на счет пять-десять. Повтори два- три раза.

   Пирожок

Сейчас мы напечем пирожки. Открой широко рот, высуни язык и соедини боковые кроя языка, так чтобы получилась пирожок. Удерживай язык в таком положении на счет пять-десять. Повтори два- три раза.

       Санки

Давай кататься. Открой широко рот, высуни язык и подними боковые кроя языка, так чтобы получилась саночки. Удерживая язык в таком положении не закрывая рот прячем его ( при этом боковые стенки языка касаются верхних зубов).   Повтори два- три раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики в картинках.

Комплекс артикуляционной гимнастики в картинках предназначен для детей 4-7 лет. Можно создать в виде картотеки и использовать регулярно всеми педагогами детского сада....

Артикуляционная гимнастика в картинках

В материале представлена универсальная подборка упражнений артикуляционной гимнастики с картинками, упражнения можно использовать выборочно и в комплексе. Удобная форма для информационного уголка лого...

Артикуляционная гимнастика в картинках

Можно использовать для уголка логопеда, в домашних тетрадях....

Артикуляционная гимнастика в картинках Звуки С -Сь

Данный материал пригодится учителям логопедам в индивидуальной работе с детьми. Это книжка раскраска подобрана для проведения артикуляциенной гимнастики и раскрашивания картинок на данное упражнение, ...

Книжка раскраска "Артикуляционная гимнастика в картинках"

Эта книжка даст вам возможность повысить интерес ребёнка к выполнению упражнений....

Артикуляционная гимнастика в картинках

Веселые картинки помогут Вам и Вашему малышу выполнить артикуляционные упражнения без труда.  Не забудьте, что для подобных упраднений понадобится зеркало для зрительного контроля....

Артикуляционная гимнастика в картинках

Материал предназначен для подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию звуков среднего и позднего онтогенеза. Может быть использован как в работе с детьми, имеющими речевую патологию, т...