Причины и виды нарушений в речевом развитии детей
материал по логопедии на тему

Теренко Наталья Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_i_vidy_narusheniy_v_rechevom_razvitii_detey.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей :

«Причины и виды нарушений  

в речевом развитии  детей.»

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д.), формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко.

Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин.

Основные причины нарушения речевого развития:

Внутренние (эндогенные) причины речевых нарушений

-Заболевания матери во время беременности.

-Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы

-Аллергии матери.

-Токсикоз беременности, не зависимо от срока беременности.

-Иммунологическая несовместимость крови матери и ребенка.

-Многообразная акушерская патология .

-Курение во время беременности, употребление алкоголя.

-Неблагоприятный возраст матери для беременности.

-Особые психические нагрузки матери в период беременности.

-Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.

-Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. 

Внешние (экзогенные) причины речевых нарушений

 -Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

-Речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах .

-«Двуязычие» в семье

- Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь.

-Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Основные виды речевых нарушений:
дислалия;
фонетико-фонематическое
недоразвитие речи;
общее недоразвитие речи;
заикание.

Дислалия 

-это  нарушение звукопроизношения.

Особенности:

 хороший словарный запас,

правильное построение предложений и согласование слов;

но есть дефектное произношение некоторых звуков.

 Нарушения звукопроизношения в речи ребёнка могут проявляться по- разному:

звук отсутствует: ампа (лампа), акета (ракета);

звук произносится искажённо, т.е. заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: например, вместо р произносится "горловой"; вместо с межзубный с;

звук заменяется звуком, более простым по артикуляции (л -у)

В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую  

Причины функциональной дислалии:

 общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями;

недостаточная степень развития фонематического слуха;

неблагоприятные социальные и речевые условия, в которых воспитывается ребёнок;

двуязычие в семье.

  Причины механической дислалии:

  1. Недостатки строения челюстно-зубной системы:

а) дефекты в строении зубного ряда (отсутствие передних зубов, редкие передние зубы, двойной ряд зубов);

б) дефекты в строении челюстей:

- прогнатия (верхняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- прогения (нижняя челюсть резко выдвинута вперёд);

- передний открытый прикус;

- боковой, двусторонний прикус;

- укороченная или слишком массивная уздечка языка.

  2. Патологические изменения величины и формы языка.

  3. Неправильное строение твёрдого и мягкого нёба.

  4. Атипичное строение губ.

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие 

-это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Особенности: 

1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков.

 В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков.

 Например, мягкий звук т' произносится вместо звуков с', ч, ш ("тюмка", "тяска", "тяпка" вместо сумка, чашка, шапка).

2. Замена одних звуков другими,  

Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д ("табака" вместо собака и т.п.).

3. Смешение звуков.

 Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, "Столял стлогает дошку" вместо Столяр строгает доску.

 

Общее недоразвитие речи (ОНР) -

 различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

 

Причины общего недоразвития речи:

 различные неблагоприятные воздействия :

 во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз),  

во время родов (родовая травма, асфиксия),

 в первые годы жизни ребёнка.

Особенности:

Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.

Нарушение звукопроизношения.

Нарушение фонематического слуха.

Нарушение лексико-грамматического строя речи: испытывают трудности при словоизменении и словообразовании,

неверно строят предложения,

неправильно употребляют окончания.

В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

Заикание

-нарушение темпа, ритма, плавности речи,

  вызванное судорогами мышц лицевого аппарата;

возникает в возрасте 2-2,5 года

Особенности: 

вынужденные остановки в речи,

повторения отдельных звуков и слогов,

добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»). 

Профилактика заикания:

  1. речь окружающих должна быть неторопливой, правильной и отчетливой;
  2. нужно ограничить контакты малыша с заикающимися;
  3. не допускать скандалов и конфликтов при ребенке;
  4. избегать психических и физических травм (особенно головы);
  5. не перегружать ребенка информацией и впечатлениями;
  6. не опережать развитие ребенка и не пытаться сделать из него вундеркинда;
  7. не запугивать ребенка страшными сказками;
  8. не оставлять ребенка в качестве наказания в темном помещении, не бить ребенка;

Любые нарушения речи можно исправить, важно- не упустить время.    

Литература:

Поваляева М.А «Справочник  логопеда» «Феникс» ,2002 г

Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников» М.Просвещение , 1985 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста

В статье раскрываются наиболее частые  причины  отклонений в речевом развитии у детей и дается краткая характеристика основных видов нарушений, встречающихся в дошкольном возрасте....

Причины и виды нарушений речи детей дошкольного возраста

В данном докладе достаточно подробно рассмотрены причины и виды нарушений речи у детей. Материал может быть полезен логопедам, дефектологам....

Причины и виды нарушения речи

В помощь родителям...

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений.

В статье описаны основные виды нарушений в речевом развитии детей и их причины, а так же основные виды нарушения звукопроизношения....

Что такое слоговая структура слова, причины и виды нарушения

В статье раскрывается основное понятие "слоговая структура слова", причины и виды нарушения...

«Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Основные виды нарушений звукопроизношения»

      Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние ус...