Что такое слоговая структура слова, причины и виды нарушения
статья по логопедии

Федотова Дарья Павловна

В статье раскрывается основное понятие "слоговая структура слова", причины и виды нарушения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_sss_i_prichiny_narusheniya.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое слоговая структура слова, причины и виды нарушения

Слоговая структура слова — это взаиморасположение и связь слогов в слове. Ритмическую слоговую структуру слова составляют: место ударения, количество слогов, их состав (различают слоги открытый, закрытый, со стечением согласных в начале, в середине и в конце слова) и последовательность в слове.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращения звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До 3-х лет такое явление физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, примерно такие слова: мацицикл (мотоцикл), мицанелъ (милиционер), касанавт (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи. Однако, если ребенок в возрасте 4—5 лет произносит: (товотик - животик, саф - шкаф, хакист - хоккеист, вовояпотик - водопроводчик, астобус - автобус, висипед - велосипедист, стапед-велосипед, лимоит - лимон, альпельсин-апельсин, атгурец-огурецаквай, вапасилек-василек, дети слепили снеговика - дети синили новика). и пр., то это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова и в таком случае малышу требуется помощь специалиста-логопеда.

В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.

Выделяется ряд причин нарушений слоговой структуры слова:

  1. Недостаточное развитие фонематического слуха;
  2. Недостаточность артикуляционных возможностей;
  3. Сниженный уровень развития оптико-пространственных организаций;
  4. Несформированность ритмической и динамической организации движений;
  5. Неспособность к серийно-последовательной обработке информации;
  6. Сниженная мотивационная деятельность;

Виды нарушений слоговой структуры слова:

  1. нарушение количества слогов:
  • элизия – сокращение слогов (молоток – моток);
  • итерация – опускание слогообразующей гласной (пинино – пианино);
  • увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласны- (Слава – Салава)
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • перестановка слогов в слове (деворе – дерево);
  • перестановка звуков соседних слогов (гебемот – бегемот)
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый (капута – капуста); слог со стечением согласных в слог без стечения согласных (тул – стул);
  • вставка согласных в слог (лимонт – лимон)
  1. Антиципации - уподобление одного слога другому (пипитан – капитан, вевесипед – велосипед, нананасы – ананасы)
  2. Персеверации - застревание на одном слоге (пананама-панама, ввалабей – воробей). Наиболее опасна персеверация первого слога, так как это может перерасти в заикание.
  3. Контаминации – соединение частей двух слов (холодильница – холодильник, хлебница).

Таким образом, преобладание ошибок, выражающихмя в перестановке и добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывает на нарушение артикуляционной сферы.

Обследование слоговой структуры слова

Как же понять, распознать нарушена ли слоговая структура слова? Очень просто, предложить ребенку отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).

Для обследования слоговой структуры слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов.

Методика обследования детей 3-4 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за взрослым слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т. д.) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т. д). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые - из открытых слогов без стечения согласных; более сложные - из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

- назвать предметные картинки;

- повторить слова за взрослым;

- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над звуко-слоговой структурой слова у детей с нарушениями интеллекта старшего дошкольного возраста  

В представленной рботе раскрываются аспекты работы над ЗССС у детей с нарушениями интеллекта....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИСКАЖЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА КАК СИМПТОМ ГЛУБОКОГО НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР"

ИСКАЖЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА КАК СИМПТОМ ГЛУБОКОГО НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...

Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи

Игры и задания для формироания слоговой структуры слова у дошкольников...

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...