Применение здоровьесберегающих технологий по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях
статья по логопедии по теме

В данной статье говориться о том, Что такое здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих технологий. Рассматриваются некоторые виды здоровьесберегающих технологий по развитию мелкой моторики применяемые на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ирина Андреевна Частова, учитель-логопед,

МБДОУ д/с 3 «Чебурашка», ГО «Жатай», Республика (Саха) Якутия

Применение здоровьесберегающих технологий по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях

В последние годы наблюдается значительный рост детей с речевой патологией. Современное общество, школа, родители обязывают работников дошкольного образования к поиску новых решений проблем сохранения и повышение уровня здоровья детей, ранней диагностики и современной коррекции имеющихся особенностей в развитии детей, высокой подготовки детей к школьному обучению. Сотрудники Института физиологии детей и подростков РАО установили, что уровень развития речи детей прямо зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у городских детей. Если тридцать лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать ручной работы: перебирать крупу, стирать и полоскать белье, вязать, вышивать, то сейчас же почти всю работу выполняют машины. Многие дети, поступающие в первый класс, а особенно дети с нарушением речи, не готовы к длительным статическим нагрузкам. Недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе. Именно поэтому уже в дошкольном возрасте важно вести работу по развитию тонкой моторики, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта навыков ручной умелости. Всем известно такое изречение - «Движение - это жизнь». Подвижный человек - активный человек, всё успевает, меньше устаёт.

Новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в логопедические занятия здоровьесберегающие технологии. Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

На своих логопедических занятиях по развитию мелкой моторики я использую некоторые виды массажа и самомассажа. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Самомассаж мышц правого (у правшей) и левого (у левшей) предплечья восстанавливает ослабленные мышцы, улучшает координацию движений рабочей руки, помогает снять излишнее напряжение, приводящее к тремору руки во время письма. Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Выполнение упражнений можно сопровождать стишками, использовать музыкальное сопровождение.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.

Добываем мы огонь,

Взяли палочку в ладонь.

Сильно палочку покрутим -

И огонь себе добудем.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Использую в работе природные материалы, например горох, фасоль, камушки, шишки. «Купая» пальчики в «сухом бассейне» ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук.

Пальцы играют. Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

В своей работе успешно апробирую метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления. Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком.

Для логопедических занятий я подбираю динамические паузы с использованием   упражнений,  синхронизирующих работу полушарий. Физкультминутки предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Физкультминутки включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие, активизируется имеющийся словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал. Применяю в своей работе пальчиковые игры, «ручные перчатки». Игра с «ручными перчатками» развивает не только мышцы  кисти и пальцев рук, она опосредованно развивает умение быть внимательным, обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, навыков волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дает возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность, вызывает интерес.  Например, «Птенчики в гнезде»:

Улетела птица – мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки птицы

Мамины гостинцы.

Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они  являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Все зоны коррекционной направленности расположены в разных частях логопедического кабинета, что позволяет ребенку в течение занятия двигаться по кабинету, переходить от одной игровой зоны к другой.

Т.О, на логопедических занятиях необходимо вести работу по развитию мелкой моторики детей  и применять в работе здоровьесберегающие технологии. По мнению отечественных психологов: маленький ребёнок- деятель. Деятельность ребенка выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения малыша, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, су-джок терапия, физкультминутки, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий.

Список литературы

  1. Васичкин В.И. Все о массаже. М.:АСТ-ПРЕСС,1998.
  2. Исследовательская деятельность - путь к формированию профессиональной культуры будущего специалиста: сб. ст. участников научно- практической конференции 7-8 июля 2004г./Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. Якутский филиал; под ред. В.А. Глезер, Т.В. Калашниковой. - Якутск, 2004.-184с.
  3. Кольцова М.М, Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: ИД «МиМ», 1998.
  4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1986.
  5. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб.: Дельта, 1999.
  6. Региональные аспекты в педагогическом образовании: теория, практика, опыт (Якутск, 14 июля 2007г.): сб. материалов науч.-практ. конф./[редкол.:В.А. Глезер (пред.), проф., д.ю.н. и др.].- Якутск: Плазма, 2008.-133с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии и развитие мелкой моторики на логопедических занятиях"

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук. Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения - одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жи...

Отчет по самообразованию "«Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук» на 2018 – 2019 учебный год

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной с...

Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук»

Консультация для педагогов: «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук»...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднее общеобразовательная школа «Горки-X» дошкольное отделение детский сад №51    Консультация для педагогов &l...

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук.

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук.Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовног...

Здоровьесберегающие технологии в развитии мелкой моторики рук. Игры – топотушки.

Опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий. Игры-топотушки....