Статья "Причины нарушения речи у детей"
статья по логопедии на тему

У каждого периодически возникают проблемы. Мы их решаем. Однако, в процессе решения  нередко возвращаемся к вопросу : "Почему это случилось?" Понимание причины позволяет направить все силы только на преодоление трудностей. В статье систематизированы различные причины нарушения речи  детей. Далее  разумно направить всю энергию на помощь ребёнку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_narusheniy_rechi_u_detey.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Статью подготовила

учитель – логопед ГБДОУ №22

Шевченко Наталья  Рудольфовна

Причины нарушения речи у детей.

Я работаю учителем – логопедом в детском саду.  У родителей возникает много вопросов, которые мы обсуждаем с ними на консультациях. Каждый ребёнок – индивидуален, но некоторые темы наших бесед настойчиво повторяются.

Логопеду не просто сообщать, а родителям «услышать» о том, что у их ребёнка есть нарушения в развитии речи. После того, как родственники малыша «принимают» эту новость, очень часто возникает вопрос:

 «Почему?»

Папы и мамы хотят понять, почему в их детстве нарушения речи встречались значительно реже? Почему их первый ребёнок развивался по-другому и не было необходимости обращаться к логопеду? Желание понять причины речевых нарушений адекватно. Очень хочется, чтобы материал, изложенный ниже, помог найти ответ.

Причины нарушения речи у детей:

Обратите внимание на то, что последовательность изложения материала не  является распределением причин по их значимости.

  1. Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей:

- Генетические заболевания родителей

- Профессиональные «вредности»

- Наркомания

- Алкоголизм и курение.

- Прерванные беременности

  1. Неблагоприятные факторы, влияющие на будущую речь ребенка во время беременности:

- Токсикозы беременности

-Острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.)

- Резус конфликт

- Падения и ушибы матери во время беременности

- Курение и алкоголизм непосредственно в период беременности

Специальными научными исследованиями доказано, что сердечный ритм ребенка во время курения матери значительно ускоряется, ребенок начинает задыхаться. Дети, рожденные от курящих матерей, в первые три месяца жизни особенно подвержены заболеваниям органов дыхания. Объем легких у них уменьшен примерно на 5%, а вес – на 70-140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то значительно уменьшалось поступление кислорода и питательных веществ, что  отрицательно влияло на развитие мозга эмбриона.

- Стрессовые ситуации, связанные с распадом семьи, смертью близких людей и др.

- Осложнения при родах

  1.  Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития:

- Травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга

- Воспалительные заболевания головного мозга (менингит)

-Недолеченые воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению или даже полной утрате слуха

- Повреждения речевого аппарата (аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм)

- «Сюсюканье» родителей с ребёнком. Когда взрослые начинают сознательно «подстраиваться» под речь ребенка, копировать его неправильное произношение. Вследствие этого, ребенок не только лишен правильного образца для подражания, но так же утрачивает стимул для совершенствования собственной речи – ведь все понимают и его деформированная речь нравится взрослым.

- Недостаточное эмоциональное общение с ребёнком. Просмотр телепередач любого содержания, овладение любыми развивающими играми у компьютера, прослушивание аудиозаписей не может компенсировать живого полноценного общения взрослых с ребёнком - это обусловлено особенностями восприятия ребёнка.

- Уровень языковой культуры в обществе ребёнка. Дети зеркально отражают всё то, что их окружает. «Бедность языка – это скудность мысли». Если мы все и всегда будем говорить правильно, то дети будут нас радовать.

- Если в семье «двуязычие», то речевое развитие малыша также может быть затруднено. В детском саду ребенок учится произносить звуки русского языка, а приходит домой и слышит другую речь. Хорошо, когда в этом случае родители объективно оценивают ситуацию и в период занятий с логопедом по постановке и автоматизации звуков, не используют второй язык. Хочется добавить, что детям, имеющим проблемы со звукопроизношением, не рекомендуются ранние занятия английским языком.

- Если у родителей имеются дефекты звукопроизношения (например, папа или мама не выговаривают звук [Р] или [Л]), то нередко и ребенок подражает этому неправильному произношению.

  1. Существует точка зрения, что нарушения речи чаще возникают у мальчиков.  Если в семье разнополые дети, то родители из собственного опыта могут подтвердить или опровергнуть это утверждение. По опыту работы,  у мальчиков само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у них позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию.

Понять причину нарушений бесспорно важно. Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, проблемы можно успешно решить. В то же время, если не обращать на развитие речи должного внимания, то последствия могут быть самые неприятные. 

Не ждите, когда речь исправится сама собой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Презентация на тему: Использование артикуляционных и мимических упражнений для профилактики нарушений речи у детей-дизартриков с нарушениями ОДА

Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения. Систематическое выполнение артикуляционной гимнастики в детском саду с логопедом и дома с родителями является не только основой корре...

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция нарушений произношения отдельных звуков, фонетических нарушений речи у детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)»

    Рабочая  программа предназначена для детей  дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа), имеющих   недоразвитие фонетического строя речи...

Статья "Взаимосвязь нарушений мелкой моторики с нарушениями речи у детей дошкольного возраста"

В статье представлены авторские методики количественной диагностики нарушений развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. Показана взаимосвязь уровня развития мелкой моторики с уровн...

Особенности нарушений речи у детей с церебральным параличом и нарушением интеллекта

Материал раскрывает особенности речевого развития детей с   ДЦП, нарушением интеллекта.Предназначен дляипедагог, работающих с детьми с ДЦП , интеллектуальным нарушениями...

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...