Главные вкладки

    Дидактические игры в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

    Иванова Гузель Мунавировна

    Предложенные игры служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soobshchenie_na_gmo.doc299 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад №35 «Сказка»

    городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

                                                                               Подготовила и провела:

    Иванова Гузель Мунавировна

    учитель-логопед

    Дата проведения:

    «30» января 2013 г.                                                                                    

    2012- 2013 учебный год

    Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои  мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее  отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

            Нарушение речи – достаточно распространенное явление в наше время. Все речевые нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться в полной мере, раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    Одним из направлений логопедической коррекционной работы, является формирование правильного звукопроизношения. Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать и ввести его в речь. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению.

    Разработкой способов и этапов автоматизации звуков занимались М.Е.Хватцев, М.Ф.Фомичева, Г.В.Гуровец, С.И.Маевская и другие. И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка.

    Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и правильно воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работа  по формированию произношения звуков у дошкольников должна проводиться систематически. Наблюдения за артикуляцией у детей создают основу не только для формирования речевого слуха, но и для развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Наблюдения за собственной речью приводят к тому, что дети, понимая значение слова, начинают связывать его со звуками, составляющими эти слова. Отсюда начинается наблюдение за произношением слова, за чередованием гласных и согласных.

    Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Важным в коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия является работа органов слуха и зрения, так же особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Известно, что двигательный и речевой центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. В процессе игры у детей происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционную работу.

    Игры, которые я хочу представить вашему вниманию, многофункциональны. Они служат для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, направлены на развитие фонематического слуха и восприятия, мелкой и артикуляционной моторики, способствуют формированию лексико-грамматических категорий.

    Дидактическая игра: «Спичка – ватка»

    Цель: Учить определять какой согласный звук, ориентируясь на тактильные ощущения.

    Описание игры: Ребенок определяет какой звук в слове – твердый или мягкий и ведет маркером линию к спичке или ватке.

    Дидактическая игра «Матрёшки»

    Цель: Учить детей изменять слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развитие мелкой моторики рук.

    Описание игры: ребёнок называет «большую» картинку и шнурком прикрепляет её к большой матрёшке, а «маленькую» к маленькой матрёшке.

    Дидактическая игра: «1 – 2 – 5»

    Цель: Учить согласовывать существительные с числительными. Развивать мелкую моторику.

    Описание игры: Ребёнок прикрепляет к цифре картинку и произносит словосочетание: один мяч, одна пирамидка, два кубика, две куклы, пять белок, пять машин.

    Дидактическая игра «Волшебные бусы»

    Цель: Автоматизация звука в словах, развитие фонематического слуха, определение места звука в слове. Развитие мелкой моторики.

    Описание игры:  Дети выбирают слова с автоматизируемым звуком, нанизывают бусины на нитку. Можно предложить детям определить место звука в слове.

    Дидактическая игра: «Звуковая улитка»

    Цель: закрепление изолированного звука.

    Описание игры: Ребенок ведет по спиралям улитки картинку – символ (на звук [С] – насос, на звук [З] – комар, на звук [Ш] – змея, на звук [Ж] – жук, на звук [Л] – самолет, на звук [Р] – трактор)  и проговаривает изолированный звук.

    Дидактическая игра «Стихи в картинках»

    Цель: автоматизация звуков, заучивание стихов с помощью картинок.

    Описание игры:

    Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са

    Стол, самолет, сковородка, лиса,

    Санки, смородина, миска, носок,

    Сыр, самокат, абрикос, колосок,

    Стул, снеговик, самосвал, колбаса.

    Мы учим звук С: са-са-са, са-са-са.

    Я по камушкам пошёл и ракушку нашел.

    Я по травушке шел и лягушку нашел.

    Я по бревнышку шел и букашку нашел.

    Я по морюшку шел и рыбешку нашел.

    Я по полюшку шел и воробушка нашел.

    По опушке я шел и гармошку нашел.

    Дидактические волшебные кубики

    Цель: развитие артикуляционной моторики, автоматизация звуков в словах, чистоговорках, развитие мелкой моторики.

    Использование игровых методов и приемов, позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы, в том числе и мелкую моторику руки. Кроме работы двигательного и речевого анализаторов, в развитие включаются и психические процессы: восприятие, память, мышление. Всё это делает коррекционную работу наиболее разнообразной, поддерживает интерес к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.

    Работа по данному направлению способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи. Во время проведения игр у детей активизируется память, внимание, воображение, развивается логическое мышление. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку, дети не скованны, у детей появляется стимул к общению, что способствует быстрому контакту логопеда с детьми.

    Список использованной литературы.

    1.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Москва - Синтез, 2006.

    2.Ильякова Н.Е. «Звуки я вас различаю» изд-во «Гном»,- М., 2003

    3. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя детского сада. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1980.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

    Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

    Дидактические подвижные игры в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста.

    Работая с детьми дошкольного возраста, нужно помнить, что деятельность ребенка выражается прежде всего в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем лучше происх...

    опыт работы "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

    В данной опыте автор использует формы, методы и приемы, направленные на коррекцию недостатков выразительной, просодической, эмоциональной стороны речи. Новизна заключается в использовании автором не т...

    Роль дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Статья о важности использования дидактических игр в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

    Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Применение интерактивных игр в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Компьютеры заняли прочные позиции во многих областях современной жизни, они быстро проникают в офисы, в...

    Цветовой игротренинг в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития)

    В данной работе представлена комбинация игровых упражнений,  связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются  речевые навыки в разных направлениях логопедичес...

    Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

    В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...


     

    Комментарии

    Пластун Наталья Анатольевна

    Удачи Вам!!!

    Михалева Ирина Ивановна

    Хорошая работа! Удачи!

    Иванова Гузель Мунавировна

    Благодарю вас!

    Серегина Татьяна Сергеевна

    Вашу работу я оценила, надеюсь на взаимность. Буду рада, если материал пригодится Вам в работе. Мои ссылки: http://nsportal.ru/node574930 и http://nsportal.ru/node515435

    Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе. Давайте поддержим друг друга. Я проголосовала за Вашу работу. Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/649052, http://nsportal.ru/node/644680 Спасибо и удачи Вам!