Детское словотворчество.
статья по логопедии по теме

Христолюбова Диана Константиновна

появление новых слов в речи ребенка называют словотворчеством. словотворчество составляет одну из важнейших особенносте развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovotvorchestvo.odt28.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Для нас очевидно, большую часть слов ребенок заучивает путем подражания: «Дай-дай», обращается к годовалому сынишке мать и берет у него из рук игрушку; «дай-дай» повторяет малыш. «Киса, это киса», показывает на кошку взрослый; «ки-и», как эхо отзывается ребенок. Но если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши не могли заимствовать у нас, взрослых.

 -Я правдун! - заявляет 4хлетний Алеша. -Фу какая капота! - морщится от дождя пятилетний Игорек. - Посмотри, какая букарашка! - умиляется Стасик 4,6 лет, глядя на маленького жучка.

 Мама похвалила пятилетнюю Марину, за то, что она подмела пол и вытерла пыль: «Ты у меня совсем самостоятельная стала». Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: «Я не только самостоятельная, я еще и самолежательная и самосидетельная!».

 Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.              Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали, как у нас в стране (Н.А.Рыбникова, А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковскмй, Т.Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.). факты, собранные многими исследователями -лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей. Это объясняется, скорее всего тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей. При этом оказывается, что некоторые «новые слова» наблюдаются в речи почти всех детей (например, «всехний», «всамделишний»), другие встречаются у одних детей и не отмечаются у других («мама, ты моя мояшечка!», «какой ты диктун, папа! и т.д.».

 К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н.А. Рыбников поражался богатством детских словообразований их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о «скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка».

 Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют и смешат и удивляют нас множеством новых слов. Наконец, как объяснить словотворчество наряду с той стереотипией усваиваемых ребенком речевых шаблонов, о которых м уже подробно говорили? Попробуем разобраться в этих вопросах. Прежде всего посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей. Здесь интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая много сделала в изучении словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово («осколки» слов);

б) к корню какого-нибудь слова прибавляются окончания другого («чужие» окончания)

в) одно слово составляется из двух («синтетические слова»).

 Вот примеры, взятые из работы Ушаковой:

«Слова-осколки»:

1. Лепь (то, что слеплено): «Мы лепили, лепили, и получилась лепь». 2. «Пах»(запах): «Бабушка, чем это пахнет, здесь такой пах?». 3. Прыг (прыжок): «Собака прыгнула с большим прыгом». 4. Дыб (существительное от наречия дыбом: «Твои волосики стоят дыбом». - «Это дыб?».

 Прибавления к корню «чужого» окончания:

Пургинки (снежинки): 1.«Пурга кончилась, остались только пургинки». 2. Рваность (дырка): «Я не вижу, где на кофточке рваность».3. Светло (свет): «На полу кусочек светла). 4. Помогание (помощь) «Самому одеваться, без помогания?. 5. Правдун (говорящий правду: Я правдун!». 6. Пахнота (Запах): «Зачем меня водите в эту пахноту?». 7. Сухота («Вы знате, что   бегемоты могут умереть от этой сухоты?». 8 Бурота (Существительное от прилагательного бурый): «Это бурый медведь — смотри какая бурота». 9. Иметель (тот, кто имеет): «Я иметель сала». 10. Страшность (страшное): «Не рассказывайте про ваши страшности».

 «Синтетические слова»:

1. Ворунишка — вор и врунишка. 2. Бананас — банан и ананас. 3. Вкуски (вкусные куски). 4. Бабезьяна — бабушка обезьяны.

 В наших наблюдениях отмечено много «синтетических» глаголов и прилагательных: ледоколить («ледокол, он лед ледоколит», «почайпить» («мы уже почайпили»), «огромадный» (огромный и громадный, «ом такой большой, просто огромадный!», «я мапина дочка», ( я мамина и папина дочка), «всехлюдная» -  общая («воспитательная не твоя, она всехлюдная»).

 Как получаются «слова- осколки», понять нетрудно. А.Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как-бы вырывает из слова ударный слог. Так место слова «молоко» он произносит только слово «ко», позднее «моко» , и наконец молоко. Отсюда «сколки слов» в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово «лепь»(то, что слеплено). Мы говорим: Лепим, слеплено и те.д. - ребенок же выделяет ударный слог «леп». Второй способ создания ребенком новых слов — присоединение к корню слова «чужого» окончания — так же очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радование и т. д. Мы, взрослые не говорим таких слов. И все же , если присмотреться внимательно, тот именно от нас дети получают образцы для таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь пургинку ребенок создал по образцу слова снежинка. А разве мало в русском языке слов, похожих на «горькоту», «дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов. Ребенок придумал слово «умность», а разве он не слышал слов «глупость», «слабаость» , «робость» и т. д.

 Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок. Налить, набрать, накидать — это наши «взрослые», обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить («вот набулькаю полную бутылку; спасибо, я уже полный живот напирожила»).

 В некоторых случаях малыш, услышав, какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. «Какое это наказание, что из-за кашля ты не можешь идти в садик» - говорит мама. «А для меня это не наказанье, а радованье».

 В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случае образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком, когда то ранее, и поэтому для окружающих людей «новое» слово ребенка является откровением. Интересно так же посмотреть, как создаются «синтетичесике слова» в таких словах, как «ворунишка», «бананас», «огромадный» и т. д. Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова «чай» и «пить» (получается глагол «чайпить»), вынь и «возьми» («выньми мне занозу»). Эти слова строятся по тому же принципу, что и синтетические слова взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит...

 Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в  своей основе подражание тем речевым стереотипам которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным — в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.. таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно — только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей. Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве.

 Более того, если рассматривать детсткое словотворчество не ка отдельное явление, ав связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга.

 Главный механизм здесь — выработка речевых шаблонов шаблоны наиболее затверженных глагольных форм склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д. И широкое использование этих шаблонов. Образец для «создания» нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но всегда есть.  

 Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите «новые» слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи. Просто к 5 годам малыш уже прочно усвоил те обороты, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую их них и когда нужно применить. Так исчезают «моя мояшечка», «плохайка» и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

 И так, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям. Вероятно, эти выводы звучат более прозаично по сравнению с рапространенной точкой зрения на детское словотворчество, но они позволяют ближе подойти к пониманию сущности этого интереснейшего явления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское словотворчество.

В данной статье даётся понятие детского словотворчества и раскрывается три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов....

Альбом детского словотворчества "Давай поговорим"

Альбомы детского словотворчества могут использоваться в работе с родителями в любой дошкольной группе. Альбомы дают возможность воспитателям закрепить пройденный материал, выявить необходимость работы...

Детское словотворчество

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается...

Детское словотворчество "Ребятам о зверятах"

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребёнка.Развивает наблюдательность, умение ребёнка свободно и правильно выражать свои мысли,...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель...

Что такое детское словотворчество

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что п...