Детское словотворчество
статья (развитие речи) по теме

Калиниченко Ольга Викторовна

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.  
Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования.
Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.          Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kalinichenko_o.v.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Детское словотворчество

Калиниченко Ольга Викторовна

воспитатель

г. Усолье-Сибирское, Иркутская область, МБДОУ «Детский сад №43»

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии детского творчества сегодня особенно актуален.                                        

Проблема художественно творческой деятельности дошкольников, получила многостороннее освещение в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.А. Ветлугина, М.М. Конина, В.А. Сухомлинский, Е.И. Тихеева, О.С. Ушакова и другие.

Среди проблем художественно-творческого развития детей дошкольного возраста важное место занимает вопрос о развитии словесного творчества, так как именно период дошкольного детства является сензитивным для его формирования. В этой связи важной научной проблемой выступает поиск педагогических условий, обеспечивающих развитие самостоятельности и активности детского словесного творчества.                 

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.                                         

Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно-речевого творчества имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность его проявления в дошкольном возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей.        

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5-3 лет до школьного возраста.                                         

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении со взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении. Например: “брос” - брошено, “умность” - качество ума, “долгее” - дольше и многие другие.                                 

К.И Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка, ... что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны...».  

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.                                                         

1. Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово.                 

2. Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого.        

3. Синтетические слова: одно слово составляется из двух.         

Как получаются  “слова-осколки”, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово “лепь” (то, что слеплено). Мы говорим: лепим, слеплено - ребенок же выделяет ударный слог “леп” и т.д.                                

Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова “чужого” окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т.д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь “пургинку” ребенок создал по образцу слова - снежинка, “сухота” - сухость; “помогание” - помощь, “правдун” -  человек, говорящий правду.                        

Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать - это наши ”взрослыe”  обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).

Интересно также посмотреть, как создаются “синтетические слова”. В таких словах, как “ворунишка”, “бананас”, “огромадный”, происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: вор - врунишка, банан - ананас, огромный - громадный и т.п.                                                                

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова “чай” и “пить” (получается глагол “чайпить”), “вынь” и “возьми” (“выньми мне занозу”), “все люди”, “всех людей” (всехлюдная), “в самом деле” (всамделишный). Эти слова строятся по тому же принципу, что и “синтетические слова” взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит...                                        

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным - в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, новое «детское»  слово образуется на основе тех образцов взрослой речи, которые когда-то слышал ребенок. А это значит, что чем больше малыш слышит разнообразных слов и предложений, тем больше возможностей для развития фантазии по придумыванию слов у него появляется.

Словесное творчество относится к художественно-речевой деятельности.

Художественно-речевая деятельность - это  деятельность, возникающая  у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения. Она включает в себя следующие компоненты:

- восприятие произведений художественной литературы и фольклора в процессе ознакомления с ними;

- воспроизведение авторского текста без изменения (репродукция), то есть воссоздание уже созданных кем-либо образов (выразительное чтение произведения (стихотворного), участие в драматизации произведений художественной литературы и фольклора и т.п.);

- создание собственного вторичного текста на основе прочитанного произведений или ряда произведений, то есть создание новых художественных образов (творческое рассказывание придуманных эпизодов к знакомым произведениям, сочинение собственных произведений - загадок, рассказов и сказок и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют большую творческую активность художественно-речевой деятельности. Это выражается при пересказах ими текстов доступных художественных произведений, в выразительном чтении знакомых стихов, в собственных сочинениях-рассказах, сказках. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребенком образов искусства.

Условиями для успешного формирования словесного творчества являются:

- проведение правильной систематической работы по развитию речи детей и обучению их родному языку: расширению словарного запаса, овладению грамматическими нормами и совершенствованию звуковой культуры речи (звукопроизношения и общих речевых навыков), развитию связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);

- своевременное развитие активного восприятия художественного слова;

- воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения.

Формирование словесного творчества происходит по этапам:

1 этап - накопление художественно–речевого опыта детей (фольклор, художественные произведения, рассказы взрослых);

2 этап - овладение детьми способами творческого действия в  процессе попыток собственного сочинения и переход к самостоятельному развитию повествования (овладение замыслом, нахождение композиции, выразительных средств языка).

3 этап - проявление самостоятельности в сочинении повествования собственной сказки, рассказа.

Имеется известная условность в определении границ этапов формирования творчества. Так, обогащение художественно–речевого запаса продолжается и в последующие периоды, когда дети переходят к самостоятельному сочинению.

Нередко у детей возникают трудности, связанные с творческим рассказыванием:

- их тексты оказываются бедными как в плане содержательности (малосодержательные, подражательные, невыразительные);

- название сказки, рассказа зачастую не соответствует ее содержанию, так и с формальной стороны (отмечается нарушения последовательности описаний событий, пропуск частей, несвязанность эпизодов между собой, вкрапление суждений с основой на свой жизненный опыт).

Эффективными приемами и методами обучения творческому рассказыванию, помимо традиционных вербально-логических (речевой образец, план, вопросы, анализ и оценка творческих рассказов детей) исследователи развития словесного творчества называют приемы, стимулирующие творческую активность, воображение и заинтересованность детей:

- придумывание детьми продолжения авторского текста,

- придумывание окончания сказки, начатой воспитателем, ее начала или середины,

- сочинение с использованием картины,

- сочинение по теме с использованием опорных слов, творческое рассказывание по литературному образцу –  с заменой героев, места действия или с придумыванием нового сюжета с теми же героями и другие.

Словесное творчество как наиболее сложный вид деятельности детей, с одной стороны, является важным условием, а с другой - эффективным средством развития творческой личности.

Интерес к словесному творчеству в дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это «сочинение» действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает.         

Способность к словесному творчеству, как одна из разновидностей художественно - речевого творчества дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода.

В основе детского словесного творчества, лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.                 

Исследования педагогов показали, что простейшие, элементарные попытки творчества имеются лишь у детей, у которых в какой-то мере развит поэтический слух. Словесное творчество не наблюдается у детей с плохо развитым поэтическим слухом. Вместе с тем отсутствие словесного творчества у ряда детей говорит о том, что развитие поэтического слуха, являясь необходимым условием развития словесного творчества, само по себе не приводит к его возникновению. Необходима специальная работа по развитию словесного творчества на основе развития поэтического слуха. Одним из условий успеха детей в словесном творчестве является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Познание мира детства - увлекательное путешествие, возможное в любом возрасте, познавая вместе с вашим ребенком окружающий вас мир, казалось бы, уже хорошо вам известный, вы можете открыть для себя много неожиданно важного и нового.

«...Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»)

Список литературы:

  1. Ворошнина. Обучение творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание - №4, 1978.
  2. Карпинская Э.П. Воспитать интерес к творческому рассказыванию // Дошкольное воспитание - №6, 7, 1973.
  3. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Учебно-методическое  пособие  -  М., 2004
  4. Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.
  5. Чуковский К.И. От двух до пяти. – М., 1966.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское словотворчество.

В данной статье даётся понятие детского словотворчества и раскрывается три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов....

Альбом детского словотворчества "Давай поговорим"

Альбомы детского словотворчества могут использоваться в работе с родителями в любой дошкольной группе. Альбомы дают возможность воспитателям закрепить пройденный материал, выявить необходимость работы...

Детское словотворчество.

появление новых слов в речи ребенка называют словотворчеством. словотворчество составляет одну из важнейших особенносте развития речи ребенка....

Детское словотворчество "Ребятам о зверятах"

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребёнка.Развивает наблюдательность, умение ребёнка свободно и правильно выражать свои мысли,...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель...

Что такое детское словотворчество

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста. Словотворчество состоит в том, что п...