Использование игр с предметами в логопедической работе
материал по логопедии по теме

В данном материале представлены разнообразные игры с использованием природного материала, игрушек, предметами обихода, спортивным инвентарём, которые я использую в логопедической работе. такие игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению. Позволяют вносить дополнительное разнообразие в занятия. Развивают мелкую моторику, фонематический слух, навыки звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игры с преметами35 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр с предметами в логопедической работе

Наряду с традиционными настольно – печатными и словесно – дидактическими играми следует использовать на занятиях игры с природным материалом, игрушками, предметами обихода, спортивным инвентарём.

  1. Такие игры отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают его к общению.
  2. Позволяют вносить дополнительное разнообразие в занятия.
  3. Развивают общую и мелкую моторику.
  4. Развивают фонематический слух.
  5. Совершенствуют навыки звукового анализа.

Игры с прищепками:

Цель: Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов, обучать дифференциации звуков в слогах.

«Цвет – звук» - ребёнку предлагают выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Например: слог ма – звук м – твёрдый согласный (прищепка синяя), а – гласный (прищепка красная).

«Определи, какой звук в слове» - ребёнку нужно определить, твёрдый или мягкий звук М на картинке и прикрепить нужную прищепку.

«Составь схему» -  с помощью прищепок определённого цвета, составить схему слова.

«Звуковые домики» - ребёнку нужно назвать картинки, где слышится заданный звук и определить, где он находится( в начале, середине, конце слова).

Игры с игрушками:

Цель: Выработать умение различать дифференцируемые звуки.

«Красный - синий» - в коробке лежат игрушки с дифференцируемыми звуками. Взрослый показывает красный карандаш, ребёнок выбирает игрушки со звуком «Ш», показывает синий -  со звуком «С»

«Волшебная коробочка» - из коробки ребенок достает, разные игрушки с дифференцируемыми звуками, называет их и раскладывает на две кучки.

«Два дома» - ребёнку предлагают две коробки "дома", которые нужно заселить предметами или игрушками с дифференцируемыми звуками. (например, «в дом З» и «дом  Ж»).

Игры с мячом:

Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря, развитие воображения. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

«Перевёртыши» - (используем буквы разрезной азбуки), прокатывая мячик от одной буквы к другой, дети читают слово в одну и другую стороны. Слова: дед, кок, комок, заказ, топот, доход.

«Будь внимательным» - из цепочки звуков ребёнок должен выбрать заданный звук, стукнув при этом мячом об пол.

«Мяч передавай, слово называй» - ребёнок называет слово на заданный звук и перебрасывает мяч следующему игроку, тот придумывает слово на этот же звук и передаёт мяч дальше.

«Звуковая цепочка» - взрослый называет первое слово и передаёт мяч ребёнку. Далее мяч передаётся от игрока к игроку. Конечный звук предыдущего слова – начало следующего. Слон – нос – сова…

«Разноцветные мячи» - (используем мячи красного и синего цвета), взрослый бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный, если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно взрослому.

«Придумай слово» - ребёнок называет слово, начинающееся с гласного звука, если ловит мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребёнок называет слово, начинающееся с согласного звука.

«Сколько звуков?» - определение последовательности и количества звуков в слове; Взрослый, бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и их количество.

Игры с пуговицами, карандашами:

Цель: Определение последовательности и количества звуков в слове.

 «Ученик»  – ребенок выкладывает  из карандашей, ( пуговиц) заданные буквы, слова и слоги, а взрослый  читает их. Можно сделать и наоборот взрослый пишет - ребёнок - читает.

«Буква потерялась»  ребёнку предлагается выложить из пуговиц. (карандашей) короткое слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Взрослый угадывает задуманное  слово. Можно сделать и наоборот взрослый выкладывает - ребёнок - угадывает.

Литература:

 

  1. Воробьёва Т.А., Крупенчук И.О. «Мяч и речь». Издательство «Дельта». СПб., 2000.
  2. Ж – л «Логопед» 2010, № 3. Отакулова Э.М. Игры с прищепками, с. 79 – 81.
  3. Ж – л «Логопед» 2012, № 4. Гуцал И.Ю. Игры с предметами при подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование технологии речедвигательной ритмики в логопедической работе

виды коррекционной работы с использованием технологии речедвигательной ритмики по преодолению общего недоразвития речи у детей по авторской методике доцента кафедры сурдопедагогики дефектологического ...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Из опыта работы: «Использование игровых педагогических технологий в логопедической работе»

В данной статье описывается внедрение и исапользование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе в условиях логопедического пункта ДОУ....

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Презентация опыта работы "Использование элементов технологии хромотерапии в логопедической работе".

Презентация опыта работы "Использование элементов технологии хромотерапии в логопедической работе"....

Опыт работы "Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(ФГОС ДО) речевое развитие включает в себя:владение речью как средством общения и культуры;обогащение активного...