«Организация артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в соостветствии
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Мусинская Елена Георгиевна

В статье описан опыт работы с детьми среднего дошкольного возраста над развитием артикуляционной моторики с применением элементов биоэнергопластики во время логоминуток. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stend_doklad.doc1001.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Е.Г.Мусинская,

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

 № 8 «Колосок» г. Коряжмы

 Организация артикуляционной гимнастики  с элементами биоэнергопластики в соостветствии с комплексно-тематическим планированием

Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка. Сoвременный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитые фонематические процессы, должен владеть прoстыми фoрмами языкового анализа и синтеза, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас. Всё это поможет малышу полноценно общаться со сверстниками, наладить контакт с учителем, всесторонне развиваться и успевать по всем предметам, быть уверенным в себе, в своих силах.  

К сожалению, в настоящее время наблюдается значительное увеличение числа детей, которые поступают в первый класс с несформированными компонентами устной речи. Наиболее типичным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуков.

         Логопедического воздействия на детей с речевой патологией осуществляется в несколько этапов. Одним из первых этапов, способствующим формированию правильного звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика, которая способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

Учителя–логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику и включают в практику совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции.

К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу. Поэтому мы обратились к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием элементов биоэнергопластики.

Цель: повысить эффективность выполнения артикуляционных упражнений.

Задачи:

  1.  Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  2. Ставить и автоматизировать звуки;
  3. Развивать и совершенствовать фонематические процессы;
  4. Развивать познавательные процессы;
  5. Длительно удерживать интерес ребёнка;
  6. Повышать мотивационную готовность детей;
  7.  Поддерживать положительный эмоциональный настрой детей на протяжении всего занятия.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека [2]. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

В специальной литературе раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов (Р.Г.Бушлякова), а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, были отобраны специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает 7 этапов [1, с.4]. Продолжительность каждого этапа может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Общие рекомендации выполнения артикуляционного комплекса:

  1. Учитывать индивидуальные особенности детей;
  2.  Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок;
  3. Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными;
  4. Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук;
  5. Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.

Этапы работы:

  1. Обследование строения и подвижности органов артикуляции детей.
  2. Знакомство детей с органами артикуляции, выполнение упражнений для губ, языка и челюсти по традиционным методикам.
  3. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, педагог сопровождает артикуляционную гимнастику движениями ведущей руки в перчатке, рука ребенка в упражнения не вовлекается.
  4. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком с подключением ведущей руки ребенка.
  5. Подключение к выполнению артикуляционной гимнастики другой руки ребенка в перчатке.
  6. Одновременное выполнение артикуляционной гимнастики педагогом и ребенком в сопровождении обеих рук в перчатках.
  7. Самостоятельное выполнение ребенком артикуляционной гимнастики в сопровождении обеих рук в перчатках.

Примерное планирование занятий артикуляционной гимнастикой с элементами биоэнергопластики применяется в работе с детьми средней группы (4 – 5 лет), с учетом комплексно-тематического планирования данной группы и проводится в виде образовательной деятельности в ходе режимных моментов через различные виды деятельности детей:

  1. Двигательная (речь с движениями);
  2. Игровая (игры с правилами, пальчиковая гимнастика);
  3. Коммуникативная (речевые ситуации, игры с правилами, артикуляционная гимнастика).

Рисунок 1

Тема: «Дикие животные наших лесов»

[3, с.68, 72]

Таким образом выполняется основополагающий принцип построения

программы – интеграция образовательных областей.

 Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует:

  1. Увеличению эффективности артикуляционной гимнастики;
  2. Развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;
  3. Совершенствованию координации движений;
  4. Развитию памяти, внимания, мышления.

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка

максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Проведённая работа доказывает целесообразность применения элементов биоэнергопластики в коррекционной логопедической работе.

Список литературы

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. / Р.Г.Бушлякова – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
  2. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа: http://www.bioenergoplastika.ru//
  3. Быкова Н.М.Игры и упражнения для развития речи./Н.М.Быкова– Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Данный матриал рассказывает о задачах биоэнергопластики. Рекомендует выполнение артикуляционных упражнений сопряжённо с уражнениями для развития мелкой моторики пальцев рук....

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики Р.Г. Бушляковой

Что всегда есть в занятии логопеда?Артикуляционная гимнастика – обязательная часть логопедического занятия во время постановки и автоматизации звуков. Для того чтобы обыграть этот раздел занятия...

Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»

Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»...

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики для основных групп звуков

Артикуляционная гимнастика является важным компонентом коррекции произношения у детей. Систематическое проведение этого вида работы, а также грамотно выстроенное облегчает постановку звуков, несет пол...

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики...