Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Приданова Марина Геннадьевна

Конспект «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Приданова Марина Геннадьевна,

учитель-логопед МАДОУ №17

МАОУ «Ермолинская ООШ» (дошкольные группы)

                                      Конспект

 «Утренняя артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики и нейропсихологии»

Цель

• Профилактика предупреждения неправильного произношения и коррекция уже имеющихся нарушений звукопроизношения

• Выработка качественных, полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).

 Задачи: 

 • Развивать подвижность мимико-артикуляционных мышц.

• Вырабатывать чёткие артикуляционные позиции губ и языка.

• Совершенствовать пластику движений. Улучшать координацию движений пальцев рук.

 • Развивать нравственные качества личности ребёнка посредством работы со сказочными героями.

• Вырабатывать правильное речевое дыхание.

 • Развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Список использованной литературы:

 Р.Г. Бушлякова «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»

Т. Ю. Бардышева «Вышли пальчики гулять» ООО Издательский дом «Карапуз»

Свиридова Н. И. Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 92-94. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9398/

Проводится на ковре, дети садятся в круг, надевают перчатку на правую руку.

  • Психолог проводит упражнение на  развитие коммуникативных навыков, снятие внутреннего напряжения, установление контакта в группе.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед,)

здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед,)

здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,

здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)

здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)

мы стоим рука в руке,

вместе мы большая лента,

можем маленькими быть

можем мы большими быть

но один никто не будет.   ( Кладут руки на плечи соседа)

  • Проведение комплекса артикуляционной гимнастики.

Бегемотик

Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить А—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Широко открыли ротик — Получился «бегемотик»   А затем закрыли рот —    Отдыхает «бегемот».

Описание движений кисти и пальцев руки.

Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз (рис. 1, а).

На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх (рис. 1, б). Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Рис. 1 а, б

Лягушка

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение

нескольких секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт, губы сомкнуты.

На счет «один» улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Превратили нас в лягушек -Дотянулись мы до ушек. Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

 Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любыхусловиях.

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе в те

Хоботок

Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вытянул слоненок хобот,

 Поиграть нам предложил.

    Губы «хоботком» сложили,

     Со слоненком подружились.

Заборчик

Цель: выработать умение длительно удерживать сомкнутые челюсти. Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.

На счет «один» улыбнуться, обнажить сомкнутые зубы. Удерживать челюсти и губы в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Вышли утром мы во двор

И построили забор.

Зубки сомкнуты сейчас,

Получилось все у нас.

Чашечка

Цель: выработать умение удерживать язык с загнутыми вверх передним и боковыми краями.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» улыбнуться, открыть рот, высунуть язык изо рта. Поднять кончик, переднюю и  боковые части  языка вверх так,  чтобы  получился «ковшик».  Удерживать язык  в  таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуть язык и губы в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.

Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

                                                   Иголка

Цель: выработать умение удерживать вне рта узкий язык.

Описание артикуляционного упражнения.

Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой. Просунуть между губами узкий язык и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворные строки:

Язычок наш. как иголку,

Сделаем мы острым, тонким.

Раз, два, три. четыре, пять.

Нужно нам иглу убрать.

  • Упражнение "Ухо — нос"

 С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические процессы (память, внимание, мышление, речь, слух,  воображение, восприятие), повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

  • « Расскажи стихи руками»

Капуста

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

- Как же быть без хруста,

Если я капуста?

Мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмём, жмём.

  • Говоруша прощается, отмечается хоршее  выполнение артикуляционной гимнастики.

Вывод:

В результате проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики , приемов кинезиологии  наблюдается:

  положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики;

  значительное облегчение постановки и введения звуков в речь;

  развитие  речи и обеспечение успешности ребенка;

- упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания.

   благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.