" Встречаем Малыша и Карлсона". Развитие фонематического анализа и синтеза.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Кутняхова Галина Александровна

 

Формирование звукового анализа и синтеза у детей является необходимым условием при обучении дошкольников грамоте. Нередко выявляются дети, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико – грамматическом строе имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков, неумении определить место, количество слогов и звуков в слове; невозможности подобрать слово с заданным звуком.<?xml:namespace prefix = o /??>

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико - грамматической стороной речи. При работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов при словоизменении и словообразовании, выделяют предлоги в предложении и т.д.

В рамках формирования звукового анализа и синтеза, фонематического представления у детей необходимо развивать способность воспринимать тот или иной речевой звук в различных вариантах его звучания и сопоставлять его с конкретным знаком, символом, а в дальнейшем с буквой на письме.

Необходимо учить ребенка слышать, сопоставлять и сравнивать изучаемые звуки; понимать роль звука в слове; подбирать слова с заданным звуком; дифференцировать, заменять; определять его местонахождение; уметь синтезировать слова из заданных звуков.

Формированию данных навыков и посвящено данное занятие:

«Развитие фонематического анализа и синтеза»

  конспект которого здесь представлен.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza_1.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического анализа и синтеза.                                                                                                                                                                                                                                   «Встречаем Малыша и Карлсона».

Цель:  Совершенствование звуко – слогового анализа и синтеза слов со звуками «с – с'».

Задачи:

Коррекционно – образовательная: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия. Развитие звукового анализа и синтеза слов. Закрепление умения делить слова на слоги. Совершенствование грамматического строя речи (подбор прилагательных к существительным, образование относительных прилагательных).

Коррекционно –  развивающая: Развитие длительного плавного выдоха, выработка направленной воздушной струи. Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, внимания, мышления. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно – воспитательная: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Используемый материал: Игрушки Малыш и Карлсон, предметные картинки со звуком «с» и без него, фишки красного, синего и зеленого цвета, карточки для индивидуального задания, простые карандаши, картинки с паровозиком для деления слов на слоги, картинки – загадки слов, картинки с изображением фруктов, разрезные картинки, разноцветные конверты, мяч.

                                                      Ход занятия.

  1. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы начинаем занятие.

Стук в дверь:  Логопед вносит игрушку малыша с конвертом.

Логопед. – Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Это же Малыш. Он еще маленький и совсем ничего не умеет. Он хочет у вас поучиться.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Малыш вам улыбается и вы ему улыбнитесь. Упражнение «Улыбка».

У малыша нет зубов, покажите, какой у вас заборчик из зубов. Упражнение «Забор».

Давайте научим малыша показывать язычком «Лопатку», но сначала похлопаем по язычку: пя, пя, пя. Упражнение «Накажем непослушный язычок»

А теперь положите плоский язычок на нижнюю губку. Вот и получилась лопатка. Упражнение «Лопата».

Устал малыш, и язычок устал. Положите язычок на нижнюю губу и подуйте на него, чтобы язычок отдохнул. Упражнение «Ветерок».

От ветерка язычку стало холодно. Спрячьте его за нижние зубки. Упражнение «Язычок спит».

Покажите малышу, как дует холодный ветер. Упражнение «Холодный ветер».

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: - Скажите, ребята, какой звук вы произносили?

Ответы детей:

Логопед: - Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться с этим звуком.

  1. Анализ артикуляции.

Давайте, ребята, уточним, как нужно правильно произносить звук «с».

Ответы детей: - губки улыбаются, зубки приближены, язычок за нижними зубками, выдыхаем холодную струю воздуха идущую по середине язычка.

  1. Характеристика звука.

Логопед: - Что вы знаете об этом звуке? Он гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Ответы детей: - Согласный, глухой (горлышко спит), твердый (обозначаем синим кружком), мягкий (зеленым кружком).

    6.Связь звука с буквой.

Логопед: -( показывает букву) – на что она похожа?

Ответы детей:

  1. Выделение звука из ряда других изолированных звуков.

Игра «Внимательные ушки».

Логопед: - Давайте, поиграем в игру «Внимательные ушки». Но прежде чем играть, приготовим ушки:

Самомассаж ушек:

Наши ушки непростые,

(несколько раз ладонями в направлении сверху вниз потереть уши),

Наши ушки золотые,

(несколько раз подергать себя за мочки ушей),

Смышленные

(слегка нажать на основание уха у верхнего края ушной раковины)

Внимательные,

(слегка нажать на основание уха у средней части ушной раковины),

И просто замечательные

(слегка нажать на основание уха нижнего края ушной раковины).

Логопед: -  Как только услышите звук «с», хлопните в ладоши:

Т ,д, с, з, м, р, с, ж, в, п, ш, с, ф, с, и тд.

Логопед: - посмотрите, ребята, у нашего малыша есть конверт. Давайте посмотрим. Конверт, в нем еще конверты. Наверное малыш хочет чтобы вы помогли ему разобраться с ними. Поможем?

Ответы детей:

  1. Конверт 1. Подбор слов на заданный звук. Определение наличия звука в слове.

В конверте задание: выберите картинки, в которых встречается звук «с».

  1. Конверт2. Разложи картинки. Классификация картинок с твердым и мягким звуками «с-с'».

Задание:  Разложим картинки куклам в зеленом и синем сарафанах.

    Самолет                                                    Месяц

    Автобус                                                     Апельсин

    Стул                                                            Велосипед

    Кактус                                                        Лисица

    Колесо                                                       Гуси

    Стол                                                            Синица

    Сыр                                                             Письмо

  1. Конверт3. Игра «Измени слово» (можно с мячом).

Задание: замени первый звук в слове на звук «с».

                               Дам –   сам

                               Ток –     сок

                               Дом –   сом

                               Бор –     сор

                               Мода -  сода

                               Мало –  сало

                               Ранки –  санки

                               Тоня –    Соня

                               Клава –  Слава

                               Лайка –  сайка

  1. Конверт4. Задание на листе. Работа по закреплению знаний о место нахождении звука. (в начале слова, в середине, в конце слова).

Прежде чем выполнить задание, поиграем с карандашом:

                           Карандаш в руке катаю,

                           Между пальчиков кручу,

                           Непременно, каждый пальчик,

                           Быть послушным научу.

  1. Конверт5. Игра «Веселый паровоз».

Задание: Раздели слова на слоги и разложи по вагонам.

Слон            Сова           Самолет          Гусеница

Сыр              Слива         Собака            Экскаватор

Лес               Месяц        Самовар         Гладиолус

Гусь              Бусы           Подсолнух     Смородина

Нос               Часы            Автобус          Велосипед        

                      Солнце        Лисица  

  1. Конверт6. Игра «Закончи слово».                                   СХЕМА!!!

Задание: Закончи слово и положи фишку.

Гу…, но…, ло…, поя…, голо..,

 Загадка. Ребята, отгадайте загадку и мы узнаем, кто же придумал для нас эти задания:

         Он под самой крышей жил,

         С добрым мальчиком дружил.

         Мог взлететь в одно мгновенье,

         А еще любит варенье, кто это?

Ответы детей:

Логопед вносит игрушку Карлсона.

Логопед: - Так вот кто придумал для вас эти игры и задания. А как вы думаете, почему? Что больше всего на свете любит Карлсон?

Ответы детей: болтать, играть и варенье.

Логопед: Ребята, давайте угостим Карлсона вареньем. Но для начала отправимся в сад.

  1. Физ.минутка: «В саду».

              Мы сегодня в сад пойдем,

              Фрукты разные найдем (шагают по кругу).

              Раз, два, три, четыре, пять,

              Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши):

              Груша, яблоки и сливы, виноград и апельсины (поочередно загибать                  пальцы).

             Будем с дерева срывать (делают хватательные движения)

             Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)

             На носочки поднимись (встают на цыпочки)

             И до ветки дотянись (поднимают руки вверх)

             Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню)

            Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения).

  1. Конверт7. Игра «Какое варенье?».

Задание: собрать разрезные картинки.

Логопед: - Ребята, а какое варенье бывает на вкус?

Ответы детей: сладкое, ароматное, вкусное, душистое…

Логопед: - Каким вареньем вы угостите Карлсона?

Ответы детей: - Я угощу Карлсона сладким, ароматным, яблочным вареньем. И тд.

  1.  Итог.Логопед: - Нашим дорогим гостям очень понравилось играть с вами, и Карлсон хочет угостить вас своими подарками, но их название нужно угадать.

Задание Карлсона: «Загадки слов»

Логопед – Наше занятие заканчивается.

 Вам интересно было выполнять задания?

С какими звуками мы сегодня играли?

Какое задание было самым трудным? Веселым?

Все ребята молодцы, спасибо и до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического анализа и синтеза //Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

Развитие фонематического анализа и синтеза//Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. ...

Презентация «Развитие фонематического анализа и синтеза»

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза с последующим введением звука Ш в слоги и слова.Задачи:Коррекционно-обучающая: Чётко произносить звук Ш изолированно, в слогах и в словах.Закрепить нав...

Развитие фонематического анализа и синтеза звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: «Развитие фонематического  анализа и синтеза  звуков «Л»-«Л\'» средствами сказкотерапии. (подготовительная к школе группа).Насон И.И....

Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с речевыми нарушениями средствами сказкотерапии

«Развитие фонематического анализ и синтеза у детей с  речевыми нарушениями средствами сказкотерапии.(из опыта работы) Подготовила учитель – логопед МАДОУ детский сад № 63 Насон И.И Акту...

Развитие фонематического анализа и синтеза у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Этапы работы

В предложенном материале раскрываются понятия фонематического анализа и синтеза, этапы их формирования....

Учебно-методическое пособие. Игры на развитие фонематического анализа и синтеза.

В данной презентации приведены примеры игр на развитие фонематического анализа и синтеза.1.       «Звонкий - Глухой »Цель: Дифференциация звуков г – гь...

Памятка для родителей «Развитие фонематического анализа и синтеза у детей с временной задержкой психического развития»

Прежде чем учить ребенка читать, необходимо сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза....