Занятие:"Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Курдюкова Татьяна Михайловна

В занятии используются различные музыкальные инструменты для развития слухового внимания.Представлены игры на развитие общей и мелкой моторики. Дети обучаются выполнять простые массажные движения с опорой на стихотворный текст.Закрепляются основные артикуляционные упражнения. Используются различные пособия и игрушки на развитие дыхания и голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

-формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках.

Коррекционно-развивающие:

-развивать фонематические процессы;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей,

-развивать дыхание, голос.

Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушные бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, кассета с записью голосов птиц и животных, коробка сюрприз, зеркала по количеству детей).

        Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся. Но знакомиться мы будем необычно. Мы поздороваемся, назовем имя соседа справа и передадим ему хорошее, солнечное настроение.

Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: »Здравствуй, Ваня! Здравствуй, Коля!» И т. д. Затем садятся за столы.

2.Развитие общей моторики.

Солнце скрылось за домами                  «Солнышко» над головой.

Покидаем детский сад.                             Шаги на месте.

Я рассказываю маме                                 Показывают на себя, потом на воображаемую маму.

Про себя и про ребят.                               Показывают на себя потом на других ребят.

Как мы хором песни пели,                      Далее движения по тексту.

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

3.Развитие мелкой моторики.

Раз, два, два, три, четыре, пять,             Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.


Буду я друзей считать:

Ваня, Катя, Ангелина,                                Разгибают по одному пальчику, начиная с мизинца.


Вот Василий и Полина.

Будем пальчики сгибать,                         Сильное сжимание и разжимание пальцев обеих рук.

И опять начнем считать.

4.Массаж лица.

 Знакомство с основными массажными движениями. Перед зеркалом дети выполняют массаж лица совместно с логопедом.

Солнышко проснулось,                                 Проводим поглаживание: от середины лба к вискам:

Лобика коснулось,                                          - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Лучиками провело,                                         - по мышцам щек от крыльев носа к вискам;

И погладило, и погладило.                            – от середины подбородка к ушам.

5.Развитие мимических мышц.

Задача детей - изобразить эмоциональное состояние по ходу рассказа логопеда.

Логопед: Вам грустно утром, вы расстаетесь с мамой на целый день…Но тут к вам подошли друзья и рассказали веселую историю! А воспитатель пригласил играть с другими детьми и вы с радостью откликнулись на ее предложение.

6.Развитие артикуляционной моторики.

Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом (знакомство проводится индивидуально): «Улыбка», «Трубочка», «Лопаточка», »Качели».

7.Работа над развитием дыхания и голоса.

Обучение детей с ОНР нижнедиафрагмальному типу дыхания на начальном этапе проводится индивидуально. Затем, когда дети вырабатывают навык нижнедиафрагмального дыхания, упражнения на его автоматизацию включать в групповые занятия.

Игра «Подуй, как ветерок». Вдохнуть, губы вытянуть «трубочкой» и подуть на бумажные игрушки для поддувания, например, воздушные шарики, вырезанные из бумаги и приклепленные к ниточке.

8.Объявление темы занятия.

Логопед (показывает красивую коробочку): Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чем больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов  звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.

9.Развитие слухового внимания.

Игра «Угадай инструмент». Логопед предлагает послушать, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Дети закрывают глаза, слушают, и называют инструмент.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем

И бегаем кругом.

Игра «Что шуршит, что звенит?» Логопед показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет.

Затем ребята по одному выходят к доске и выполняют различные действия (шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.

Логопед: Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой инструмент или предмет звучал. А чем мы слышали? (Ушами.) Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинить ему вреда? ( Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)

Игра «Кто голос подает?». Логопед включает кассету (диск) с записью голосов птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса птиц и животных.

10. Итог занятия.

Логопед: Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? (Разные звуки.) Голоса каких животных и птиц вы слышали? Что нам нужно чтобы слышать?

11. Оценка работы детей.

Закрепление вне занятий.

Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага, деревянные ложки, пустой стакан, вода и т.д.

Игра « Кто как голос подает?».

Игра «Узнай инструмент».

Игра «Кто позвал?»

Чтение сказок «Теремок», «Коза и семеро козлят» с элементами драматизации.

Предлагается занятие с детьми старшего дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

В занятии используются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики. Массаж лица, развитие мимических мышц, артикуляционной моторики. Проводится работа по развитию дыхания и голоса, развитию слухового внимания. Все упражнения  сопровождаются текстом в стихах. Названы игры для закрепления материала вне занятий.  

Краткое содержание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового внимания (речевого и неречевого слуха) для детей младшего возраста

Уважаемые педагоги дошкольники! Хочу Вашему вниманию предложить материал, который направлен на развитие речи детей, в основе своей формирующейся на развитии фонематического слуха. Мною сделана п...

Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках (конспект подгруппового занятия для детей 4-5 лет)

Задачи:Социально-коммуникативное развитие:Способствование созданию комфортной обстановки для каждого участника.Социально-коммуникативное развитие:Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.Р...

Конспект занятия - Развитие слухового внимания 2

Развиваем слуховое внимание детей....

Конспект занятия - Развитие слухового внимания 3

Развитие слухового внимания детей....