Программа занятий кружка "Волшебный мир звуков".
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Буланова Марина Николаевна

Программа "Волшебный мир звуков" для детей 5 - 7 лет с ОНР. За основу составления программы использовали программу Н.В. Нищевой. Данная программа может быть использована учителем - логопедом, учителем - дефектологом. Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год - 5 - 6 лет, продолжительность занятий 20 - 25 минут; 2 год 6 - 7 лет, 30 - 35 минут. Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_zanyatiy_kruzhka.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                               

 Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Волшебный мир звуков»

в старшем дошкольном возраст

Цели программы:

Развитие слухового внимания и  фонематического восприятия формируемого звука;

- формирование артикуляторных речедвигательных умений и навыков (артикуляционная гимнастика);

- формирование первичных произносительных умений и навыков (постановка, автоматизация звука, дифференциация формируемого и смешиваемого звуков);

- формирование коммуникативных умений и навыков,  безошибочное употребление звуков речи во всех ситуациях общения.

За основу составления программы мы использовали Н.В.Нищевой «Программу Коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Перспективное планирование занятий кружка

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

3 и 4 неделя

1.

Октябрь

1 неделя











2

Октябрь

2 неделя













3

Октябрь

3 неделя

























4

Октябрь

4 неделя















5

Ноябрь

1 неделя




















6

Ноябрь

2 неделя






















7

Ноябрь

3 неделя
















8

Ноябрь

4 неделя






















9

декабрь

1 неделя


















10

Декабрь

2 неделя






















11

Декабрь

3 неделя














12

Декабрь

4 неделя
















 

Автоматизация звука (с) в прямом ударном слоге в начале слова













Автоматизация звука (с) в прямом ударном слове в середине слова












 Автоматизация звука (с) в прямом безударном слоге в начале слова
























Автоматизация звука (с) в прямом безударном слоге в середине слова














Автоматизация звука (с) в прямом слоге при стечении согласных


















Автоматизация звука (с) в различных позициях.























Автоматизация звука (З)

в прямых ударных слогах















Автоматизация звука (з) в прямых безударных слогах





















Автоматизация звука (З) при стечении согласных



















Автоматизация звука (з) в обратных слогах























Автоматизация звука (З)















Дифференциация звуков

(з) – (з )

Диагностика развития речи

1. Артикуляционная гимнастика

«Окошечко», «Улыбка – поцелуй», «Змея», «Качели», «Маятник», «Лопатка», «Трубочка», «Сердитая кошка», «Вкусное варенье», «Чашечка».

2. Выделение звука (с) хлопать в ладоши.

3. Упражнение «Насос»

4. Ответь на вопросы словосочетанием с предлогом опираясь на сюжетные картинки.

5. Слоговая разминка (каждый слог повторить 10 раз)

6. Повторить каждое слово 3 раза: (звук (с) произносится протяжно).

7. Повторить пару родственных слов 3 раза, изменить прилагательным

сон – сонный (мука, лицо, глаза, взгляд)

8. Оценить, правильно ли говорит мышонок Валерик, исправить, проговаривая.

9. Игры с картинками.

10. Заучивание текста по предложенным фразам.

11.Многократное повторение чистоговорок.


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос»

3. «Хлопушка» (выделение звука (с)

4. Слоговая разминка

5. Отработка звука в словах

6. Изменение глаголов в настоящем времени.

Закончить фразу, используя слова «бросать», «кусать», «рисовать».

7. Образование прилагательных. Правильно ли говорит мышонок Валерик?

8. Конструирование слов.

9. Подобрать слова с противоположным значением: низкий -   обутый -      …

10. Назвать одним словом.

11. Отработать фразы. Ответить на вопросы внутри фразы.

13. Выучить наизусть скороговорку: У осы усы. Сани – сани! Едут

сами! Мимо – горы и леса!  Ай – да сани чудеса!


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос» (длинно – коротко).

3. Повторить слог со звуком (с).

4. Повторить несколько раз пары слогов с ударением на второй слог : СА – СА; со – со; су – су  

5. Отработать слова

6. Прослушать предложения. Ответить словосочетаниями на вопросы.

7. Правильно ли говорит мышонок Валерик?

8. Назвать слова во множественном числе. Ребенок продолжает фразу.

9. Образовать единственное число (сапоги – сапог …), повторить слова парами: самолеты, салфетки, сугробы.

10. Изменение глаголов в будущем времени. Закончить фразу используя слова «сажать», «советовать», «совать»  я…, он…, она…, мы…, вы…, они…, ты…

11. Произнести слова «ласково».

12. Игры с картинками.

13.Повторение и анализ фраз.

14. Выучить потешки:

  1. Совушка – сова – большая голова.
  2. Самолет не сам летает

      Самокат не сам катает

  1. Мы с Тамарой ходим парой,

           санитары мы с Тамарой.

  1. Болтали две сороки,

          сороки – белобоки

           говорила сорока сороке:      

          - я как рыба молчу на уроке.



1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение «Насос».

3. «Хлопушка» (выделение звука (с) )

4. Повторить несколько раз пары с ударением на первом слоге: Са –са, Со – со, Су – су, Сэ – сэ, Сы –сы.

5. Игра «Эхо» (повторить каждое слово 3 раза).

6. Изменить прилагательное  РУСЫЙ (он, она, оно, они).

7. Изменение глаголов в настоящем времени. Закончить фразу, используя слова «выписывать», «насыпать», «посолить», «посадить». Я.., ты…, он…, она…, мы…, вы…, они…

8. Образовать множественное число: волос, коса, лиса,, вопрос, вкус, абрикос.

9. Игры с картинками.

10. Повторение и анализ фраз.

11. В течение 1 минуты повторять скороговорку

      Оса на  ноги боса и без пояса.

12. Выучить стихотворение Ю.Владимирова «Народу было масса».



1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос».

3. Выделение звука (с) (положить фишку (звездочку, палочку), если в слове был звук (с), посчитай, сколько таких слов было.

4. Повторение слоговых цепочек: СКД – СКО. СКУ –СКЭ- СКЫ.

5. Упражнение «Повторялки»

6. Сказать о себе, о мышонке Валерике, о вас двоих

Сварит – я сварю, он сварит, мы сварим …

7. Изменить прилагательные (он, она, оно, они): свой, слабый, сладкий, смуглый, стойкий, старый, славный, случайный.

8. Образовать множественное число (скала – скалы), повторить слова парами.

9. Игры с картинками (самостоятельная речь)

10. Выучить текст по сюжетной картинке.

11.Учить (повторять, читать) чистоговорки

     Спит спокойно старый слон,

     Смотрит сладко сотый сон.

     «100 ножка»  в. Хотомская.





1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Насос».

3. Слоговая разминка.

4. На полоске бумаги показать место расположения звука (с) в слове (начало, середина, конец)

5. Повторить словосочетания.

6. Повторить каждое слово 3 – 5 раз.

7. Образовать прилагательные, повторить парой родственные слова: сосна – сосновый; соус, уксус, насос.

8. Правильно ли сказал мышонок Валерик?

9. Сказать обо всех (я, ты, он, она, мы, вы, они)

10.Игры скартинками.

11. Называть фразы, меняя последовательность слов:

  1. С сосны слетела сойка.
  2. Самосвал высыпал песок.

  12. Выучить наизусть

                    У нас в полисаднике

                     Возле терраски

                     Растут голубые

                     Анютины глазки

                     Анютины глазки,

                     Анютины глазки,

                     Они распускаются

                     Быстро, как в сказке



 1. Артикуляционная гимнастика.

 2. Упражнение «Комар»

 3. «Хлопушка» (выделение звука (з))

 4. Повторить каждый слог 10 раз, всю цепочку в течении 1 минуты.

 5. Отработать произношение звука (з) в словах.

 6. Правильно ли говорит мышонок Валерик?

 7. Сказать о себе в прошедшем времени: влезать, показать, наказать, приказать, указать.

 8. Сказать о себе в настоящем времени.

     Я везу. Везти, ползти, грызть.

 9. Правильно ли мышонок Валерик называет слова во множественном числе: воды, тазы, глазы, тормозы.

 10. Игра с картинками.

 11. Отработка фраз.

 12. Выучить чистоговорки.

  1. Зайка – зайка – заинька…
  2. Зоя – Зойкина хозяйка
  3. Лезут козы в грозу в лозу.


  1. Артикуляционная гимнастика

  2. Упражнение «Комар»

  3. Ребенок должен зажимать пальцы, когда услышит слово со звуком (з).

  4. Повторить несколько раз пары слогов (варьируя ударение).

  5. Упражнение «Эхо» (повторить каждое слово 3 раза).

  6. Изменить прилагательные, используя местоимения «он», «она», «оно», «они»: забавный, зубной, музыкальный, загадочный, заботливый.

  7. Конструирование слов к началу слов добавить слог ЗА.

  8. Назвать предметы во множественном числе: ваза – вазы; газ, коза, гроза, береза, арбуз, мороз.

  9. Повторить слова, уточнить их понимание. Обратить внимание на произносительную схожесть и семантическое различие слов: показывать, приказывать, заказывать, указывать, наказывать.

  10. Изменение глаголов в настоящем времени (я…,ты…, он..) показать, звать, затевать, называть, загадывать.

  11. Игры с картинками.

  12. Отрабатывать звук в предложениях. Ответить на  вопросы внутри фразы (анализ).

  13. Выучить потешки – чистоговорки

  1. Ах ты девчонка чумазая…
  2. Пошёл спозаранку Назар на базар…






1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение «Комар».

3. Выделение звука (з) ответить, есть ли звук (з) в словах (да – нет)

4. Повторить слоговые цепочки

5. «Повторялки».

6. Изменение прилагательных.

7. Правильно ли сказал мышонок Валерик?: он звала, она звали, оно звало, они звал.

8. Спряжение глаголов в настоящем времени: я.., ты…, он.., она.., мы.., вы.., они..

9. Подобрать родственные слова по предложенному образцу, повторить пары: знание, звук, звонок, зов.

10. Игры с картинками.

11. Повторять фразу, меняя последовательность слов

  1. Звук (з) звонкий
  2. На заре зазвенел звонок.

1      12. Измени глагол во фразе, используя личные местоимения (я, ты, он, она, мы, вы, они). Я знаю                н      названия фильма.

13.    13. Пересказ сюжетной картинки «Коза с козлятами».

14.    14.  Выучить чистоговорку: - Где обедал воробей?

                                                           В зоопарке у зверей.



1.А 1. Артикуляционная гимнастика.

2.     2.   Упражнение «Комар»

3   . 3. ыделение звука (з) ( из словосочетания выделить слово со звуком (з)

4.    4. Слоговая разминка

5.    5. Отработать звук (з) в словах.

6.    6. Изменить прилагательные, используя местоимения «он», «она», «оно», «они»: грозный, грузный,                  рез  резной , воздушный.

7.    7. Правильно ли сказал мышонок Валерик?

8.    8. Образовать прилагательные, повторить пары слов: мороз – морозный, грязь, слёзы, железо, польза,          гла  глаз, арбуз.

9.    9. Повторить цепочку слов с ускорением

                   резвый – разный – грязный

10. 10. Правильно ли мышонок Валерик называет слова во множественном числе?

       (гнёзды, узелы, избы, поезды)

11. 11. Конструирование слов.

12. 12. Спряжение глаголов «опаздывать», «разговаривать»

       Я.., ты.., он…, она…, они…, мы…, вы…

13. 13.Игры с картинками.

14. 14. Рассказ по сюжетной картинке.

15. 15.Прочитать чистоговорки:

  1. Гроза грозна, грозна гроза.
  2. Зоя везла на возу козлёнка, козла и козу.

16. В быстром темпе повторить фразы


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Комарик» (произносить в течение 1 минуты)

3. Произносить каждый слог 3-5 раз, всю цепочку – 5 раз

4. Конструирование слогов по гласным  ( я –ё; зя – зё)

5. Повторить слова

6. Подобрать слова, противоположные по смыслу

7. Правильно ли мышонок Валерик называет слова во множественном числе?

8. Мышонок Валерик говорит о себе, а ты о Кузьме (Кузьма зябнет): грожу, вожу, ползу, гружу, лажу…

9. Трансформация слов. К данному началу добавить имя Зина. ре-, ни-, бу-, кор-, ло-, дре-.

10. Игры с картинками.

11.Отработка звука во фразах.

12. Повторять чистоговорки в течение 1 минуты:

        У Зины в корзине бузина.

13. Выучить наизусть стихотворение «Резиновая Зина»  А. Барто


1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение «Комариная стая» ( повторять цепочки звуков с опорой на схемы).

3. Каждую пару слогов повторить не менее5 раз.

4. Повторять пары слов по 3 раза, ускоряя темы.

5. Повторить пары слов, выделить слова со звуком (з).

6. Правильно ли говорит мышонок Валерик?

7. Спряжение глагола «зазеваться»: я зазевался, ты…, мы…, вы…, он…, она…, они…

8. Игры с картинками.

9. Повторение и анализ предложений. Назвать слова со звуками (з), (з )

10. Пересказ фрагмента.

11. Выучить чистоговорки:

  1. Везде найдешь ты букву «З»                      Дали два банана забавной обезьяне

      И в золоте, и в розе,                                    Забавной обезьяне дали

      В земле, алмазе, бирюзе,                             два банана.

      В заре, в зиме, в морозе.


  1. Зажглась зелёная звезда-

      Запустим звездолёт туда.


13

Январь

3 неделя


















14

Январь

4 неделя
















15

Февраль

1 неделя


















16

Февраль

2 неделя
















17

Февраль

3 неделя
















18

Февраль

4 неделя
















19

Март

1 неделя




















20

Март

2 неделя


















21

Март

3 неделя





















22

Март

4 неделя




























23

Апрель

1 неделя























24

Апрель

2 неделя

















25

Апрель

3 неделя





















26

Апрель

4 неделя















27

Май

1 неделя


















28

Май

2 неделя



















29

Май

3 неделя

Дифференциация звуков (с) – (с ) -

            (з) – (з - )



















Автоматизация звука (ш) в прямом  ударном слоге в начале слова















Автоматизация звука (ш) в прямых ударных слогах в середине слова
















Автоматизация звука (ш) в прямых безударных слогах
















Автоматизация звука (ш) в прямом слоге при стечении согласных звуков
















Автоматизация звука (Ш) в различных позициях
















Автоматизация звука   (Ж) в прямом ударном слоге в начале и середине слова

















Автоматизация звука (Ж) в прямом безударном слоге


















Автоматизация звука (ж) при стечении согласных





















Автоматизация звука (ж) в различных позициях




























Автоматизация и дифференциация звуков (ш)  - (ж)
























Вибрация в сочетаниях (ТР – ДР) в ударном слоге в начале и середине слова















Вибрация в сочетаниях (ТР – ДР) в прямом безударном слоге в начале и середине слова


















Вибрация в сочетани-

ях (ТР – ДР) в обрат-

ном слоге
















Вибрация в сочетаниях (ТР – ДР) при сочетании согласных в прямом слоге















Звук (р) в обратном

ударном слоге в конце и середине слова


















Звук (р) в различных позициях (в разных словах)

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Повторение звуковых цепочек с контролем работы голосовых связок (ладонь на шее – вибрация  при (з –зь) прикрыть уши – звуки звучат тихо и громко).

3. Повторение слоговых цепочек

4. Закончить слова слогами – СЫ или ЗЫ; БУ; ВЯ-, арбу-, а-, ва-, ве-….

5. Повторить пары слов 3 раза.

6. Заменить звук на парный ему, повторить слова парами. Обратить внимание на смыслоразличительную роль звуков: сайка- зайка; лиса, роза, коса, зев, смей…

7. Заменить первый звук в словах на (с) или (з): мало, губы, лайка, ранки, набор, двери, топка..

8. Повторить каждое слово 3 раза. Обратить внимание на звуки (з) и (с).

9. Изменение прилагательных ( он, она, оно, они) сезонный, сизый, слезный, взрослый.

10. Спряжение глаголов (я, ты, он, она, мы, вы, они): засыпать, записывать, засевать, засолить, забросить, слезать, заселить.

11. Валерик не хочет этого делать, а надо его заставить (Валерик не хочет заметать, а надо замести): не заносит, не скажет, не свозит, не свяжет.

12. Игры с картинками.

13. Назвать последовательность смены времен года. После зимы наступает … и т.д.

14. Пересказ текста.

15. Потешки и чистоговорки.



1. Артикуляционная гимнастика.

«Окошечко», «Улыбка – поцелуй», «Качели», «Маятник», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Ветерок», «Чашечка», «Болтушка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка»

2. Упражнение «Змея»

3. Каждый слог произносить в течение 30 секунд.

4. Упражнение «Эхо».

5. Изменение прилагательных.

6. Помоги мышонку Валерику правильно произнести слова (повторяете слова из пункта 4 без звука (ш): (апка – шапка…)

7. Трансформация слов: нашёл – произнеси без на …

8. «Хлопушка» - выделение звука (ш).

9. Игры с картинками (самостоятельная речь).

10. Повторить несколько раз предложение, выделяя звук (ш).

11. Многократное повторение чистоговорки:

             Надо кукле Кате

             Шить шелковое платье.



1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Змея»

3. «Хлопушка» (выделение (ш) в слогах).

4. Конструирование прямых слогов по гласному (а – ша).

5. Упражнение «Эхо» (повторить несколько раз услышанное слово).

6. Сказать о себе: Я …. дышать, писать, носить, тушить, просить.

7. Спряжение глаголов (я, ты, он, она, мы, вы, они) в настоящем времени: мешать, решать.

8. Сказать о Мише в прошедшем времени, используя глаголы: уйти, найти, прийти, войти, зайти, обойти, выйти, перейти, подойти.

9. Конструирование слов: Ш – О – К. Добавить к предложенному началу конец – ШОК; МЕ-ПУ-; ГОР-; ПТУ-; РЕМЕ-; ГРЕБЕ_.

10. Правильно ли мышонок Валерик называет слова во множественном числе? Повторить правильно.

11. Игры с картинками.

12. Отработка звука в предложениях.

13. Многократное повторение скороговорок:

  1. У машин шины,                   Кукушка кукушонку купила капюшон

       шины у машины.                    Как в капюшоне он смешон.



1. Артикуляционная гимнастика

2. Упражнение «Змея»

3. Упражнение «Да – нет» (выделение звука (ш) в словах).

4. Повторить несколько раз слоговые цепочки (варьируя ударение) с гласными звуками (А), (О), (У), (Э), (Ы).

5. Повторить слова.

6. Изменить прилагательные.

7. Конструирование имён. Добавить к началу слог – ША:  ДА -, МА-, ПА-, АЛЁ-, НАТА-, и т.д.

8. Правильно ли Валерик называет слова во множественном числе: ландыша, мыши, уши, калоши.

9. Спряжение глаголов (с, ты, он, она, мы, вы, они).

10. Игры с картинками.

11. Ответить полной фразой на вопросы с опорой на картинки.

12. Выучить чистоговорки:

  1. Маша, Маша, кушай кашу.
  2. Пашню пашут, руками машут.
  3. Луша под душем моет шею и уши.



1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Змея»

3. Ребёнок должен зажать палец, когда услышит звук (Ш). Посчитать количество слов.

4. Повторение слоговых цепочек

5. Повторить слова

6. Правильно ли мышонок Валерик называет слова во множественном числе? Повтори без ошибок.

7. Изменение глагола в настоящем времени во фразе (я, ты, он, она, мы, вы, они): штопать штаны.

8. Правильно ли мышонок Валерик сказал.

9. С помощью наводящих вопросов подобрать цепочку родственных слов.

10. Игры с картинками.

11. Повторить предложения.

12. Исправить ошибки Валерика.

13.Выучить чистоговорки:

  1. Шла по улице машина…
  2. Мышонку шепчет мышь…
  3. Шмель шнырял, шуршал в шалфее….
  4. Шпагоглотатель не шутил …



1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Змея»

3. Прослушать предложения, назвать слова со звуком (Ш).

4. Повторить слоговые цепочки.

5. Конструирование слогов с двумя звуками (Ш).

6. Повторять слова в быстром темпе.

7. Конструирование слов. Закончить слова, добавив – ША; - ШОК; - ШКА.

8. Спряжение глаголов ( я, ты, он, она, мы, вы, они): дышать, мешать, шептать, шить, тушить, шутить, шагать.

9. Правильно ли называет мышонок Валерик слова во множественном числе.

10. Работа с картинками.

11. Выучить пословицы и поговорки.

12. Сюжетная картинка. По наводящим вопросам составить предложение, повторить его, перенося логическое ударение на каждое следующее слово. Предложить ребенку самому назвать имя девочки, в имени обязательно должен быть звук (Ш).

13. Рассказы по серии.



1. Артикуляционная гимнастика: «Окошечко», «Улыбка – поцелуй», «Качели», «Маяк», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Ветерок», «Чашечка», «Болтушка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

2. Упражнение «Жук».

3. Упражнение «Хлопушка» (хлопнув, услышав звук ( Ж ).

4. Повторение слоговой цепочки.

5. Упражнение «Эхо» (повторить каждое слово 3 раза).

6. Сказать о себе: бродить, ходить, сказать, глядеть, дружить, показать, кружить, приказать, возить, вязать:

- изменять глагол (я, ты, он, она, мы, вы, они);

- изменять фразы (я, ты, он, она, мы, вы, они);

обожать баклажаны, лежать в пижаме, уважать Анжелу.

7. Правильно ли говорит мышонок Валерик?

8. Назови ласково (рог – рожок).

9. Назвать во множественном числе ( они…).

10. Игры с картинками.

11. Повторять многократно, ускоряя темп.

12. Выучить чистоговорку

       Жу – жу – жу! Жу – жу –жу!

       Над лужайкой я жужжу!....



1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Жук».

3. Упражнение «Хлопушка» (выделение звука (Ж) в словах)

4. Повторение слогового ряда, варьируя ударение

Жа – жа, жа – Жа. Жа – жа – жа, жа – жа – Жа, жа – Жа –жа, (тоже самое со звуком (О), (У), (З), (Ы) ).

5. Упражнение «Повторялки»

6. Спряжение глаголов в настоящем времени (я, ты, вы, он, она, мы, они): ужинать, жалеть, зажимать, жить, дружить, сказать, вязать, мазать.

7. Исправить ошибки мышонка Валерика.

8. Игры с картинками.

9. Повторить фразы. Ответить на вопросы внутри фразы (к каждому слову).

10. Выучить потешки.

  1. Лежебока рыжий кот                     Подарил ежатам ёжик

                     отлежал себе живот                      Восемь кожаных сапожек


  1. Жук упал и встать не может          Ель на ежика похожа

            Ждет он, кто ему поможет.            Ель в иголках, ежик тоже.



1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Жук»

3.Повторение слоговых цепочек: ДЖА – ДЖО – ДЖУ – ДЖЕ – ДЖИ ( БЖА…, ВЖА…, ГЖА…, ЛЖА…, МЖА…, НЖА…, РЖА)

4. Повторить слово со звуком (ж).

5. Упражнение «Повторялки».

6. Изменение прилагательных: лживый – ответ, беседа, слово, глаза;

                                                     ржавый – гвоздь, подкова, кольцо, ножи;

                                                     ржаной – хлеб, мука, зерно, колосья.

7. Изменить глаголы (я, ты, он, она, мы, вы, они) держать , ждать, жать, хмуриться, поджигать. сжимать. поджимать.

8. Узнай, какое слово Валерик ( добавить в начале звук (ж): дать, мых, мурки, гут, вачка.

9. Игры с картинками.

10. Повторять фразы. Сделать их анализ (ответы на вопросы к каждому слову)

                 Женя держит джинсы, джемпер и пиджак.

                 Анжела любит коржи с джемом.

                 Джон ждет Джека.

11. Выучить потешку.

  1. Однажды г. Сапгир
  2. Джон спросил у Джека: «Сколько стоит утка?»...
  3. Я – по луже, я по луже.

                     Лужа быть должна поглубже.


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Жук».

3. Прослушать предложение, назвать слова со звуком (ж).

4. Повторение слоговых рядов в течение 1 минуты.

5. Упражнение «Карусель» (повторить ряд слов 3 раза)

- повторить ряд слов 3 раза. Какое слово лишнее? Почему!

6. Я буду говорить с Валериком, а ты о себе:

     Валерик жарит… и я жарю

Жарить ходить, водить, сидеть, будить, удить, вязать, гладить, видеть, глядеть, положить, уважать, ужинать, сказать, твердить.

7. Скажи о Жене фразой (Женя бежит): бежать, мочь, жалеть, ждать, сказать, лежать, резать, жить, обижать, лизать.

8. Назвать дом в зависимости от количества этажей.

1 этаж – одноэтажный дом; 2,3,4,5,6,7,8,9,10.

9. Образование превосходной степени прилагательного. Продолжить фразу  после слова ещё. Этот близкий, а этот ещё …(ближе).

10. Образовать прилагательные, изменить их, согласовав с существительными из бумаги (бумажный) – лист, цветы, салфетки, полотенце; из снега – сугроб, баба, королевство, хлопья;

из кожи – сумка, портфель, сапоги, пальто; из творога – пирог, запеканка, блюдо, оладьи;

из железа – цепь, кольцо, гвозди, нож, характер.

11. Игры с картинками.

12. Повторение и анализ фраз.

13. Рассказы по серии сюжетных картинок.

14. Выучить потешки – чистоговорки

  1. Разговор с пчелой  М. Бородицкая
  2. Рыжий котенок       М. Солдатенко
  3. Жучонок
  4. Живот



1. Артикуляционная гимнастика.

2.Упражнение «Жук» и «Змея», чередование изолированных звуков (тактильный контроль за работой голосовых связок – ладонь на передней части шеи, акустический – прикрыть уши ладонями). Повторять слоговые цепочки по 30 секунд.

3. Слоговая отработка. Повторять слоговые ряды по 3-5 раз каждую пару:

- слоги ЖА –ША ( то же самое со звуками (О), (У), (Э). (Ы)

- с гласными звуками (О), (У), (Э), (Ы), (Я), (Ё), (Ю), (Е), (И).

4. повторить слова. Обратить внимание на то, что первая группа слов - предметы, вторая – действия, третья – признаки:

1) пиджак, шапка, шуба, рубашка, джинсы, штаны, пижама, джемпер, жакет, тужурка.

Валерик сказал, что все это – обувь. Правильно? А что это?

2) жмёт, решает, крошит, бережёт, стрижёт шуршит, режет, шьёт, живёт, кашляет…

- изменить прилагательные (он, она, оно, они)

3) бережливый, широкий, страшный, жареный, хороший…

5. Повторить пару слов и слово со звуком (ж)  жаба – шапка.

6. Повторить слова парой, заменив звук (ш) на звук (ж), (ж) на (ш). Обратить внимание на  смыслоразличительную роль звуков.

7. Спроси у Маши, то, что она делает (Маша, ты бежишь?)

8. Игры с картинками

9. Помоги мышонку Валерику правильно сказать слово, закончив его слогами – ШИ или ЖИ.

10. Составить по сюжетным картинкам предложения.

11. Повторить предложение. Назвать слова со звуком (ж), (ш).

12. Ответить на вопросы, пересказать сказку: «Мыши»  Л.Толстой.

13.Выучить чистоговорки.



1. Артикуляционная гимнастика  «Окошечко», «Улыбка – поцелуй», «Качели», «Маятник», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Ветерок», «Чашечка», «Болтушка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

2. Упражнение «Мотор»

3. Многократное повторение каждого слога.

4. «Повторялки» упражнение.

5. Сказать о себе (я…): дразнить, дружить, трудиться, травить.

6. Спряжение глаголов в настоящем времени (я, ты, он, она, мы, вы, они): дрожать, дробить,        

   трубить.

7. Изменить прилагательные (он, она, оно, они): трудный – день, задача, задание, слова;

 дружный – класс, группа, звено, ребята;

 драповый – берет, ткань, пальто, вещи.

8. Игры с картинками.

9. Правильно ли сказал мышонок Валерик (исправить ошибки, если нужно, повторить правильно сказанные словосочетания).

10. Отработать предложения. Ответить на вопросы к каждому слову (анализ предложения)

11. Выучить наизусть

      Жили были три японца: ….


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Мотор».

3. Повторить 3 – 5 раз каждую пару слогов с разным ударением.

4. Упражнение «Эхо»

5. Назвать слова во множественном числе: осётр, театр, педиатр, центр, метр, литр, министр, осмотр, кадр, ветер, ведро, ядро.

6. Помоги мышонку Валерику найти «родственников» словам по образцу: хитрость – хитрый, бодрость, щедрость, мудрость.

7. «Конструктор» (к началу слова добавить конец)

    ТРЫ – ли, ме, осмо, цен, ве;   ДРА – пу, вы, ве, я;     ДРЫ –ка, ке, вы.

8. Спряжение глаголов (я, ты, он, она, мы, вы, они) в настоящем времени: отрывать, отражаться, утрамбовать.

9. Игры с картинками.

10.Прав ли мышонок Валерик?

11. Отработать вибрационное произношение в предложениях. Анализ предложений.

12. Выучить наизусть чистоговорки:

  1. Тра – та – та! Тра – та – та!
  2. Ты труби в трубу, трубач…
  3. Моем, моем трубачиста….  

13. Прочитать стихотворение. Повторите словосочетание со словом «дрожащий», выучить отрывок из стихотворения «Дрожащие стихи» О.Григорьев.


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Мотор»

3. Повторять каждый слог цепочкой, ускоряя темп.

4. Упражнение «Эхо».

5. Назвать слова в единственном числе: театры, педиатры, осётры, центры, метры, литры, министры, осмотры, кадры, скафандры, цилиндры.

6. Конструирование слов (закончить слова сочетаниями ТР или ДР: теа-, цилин-, педиа-, Алексан-, Пе-, осё-, фе-, ка-, цен-, ме-, ли-, ке-, минис-, осмо-, скафан-.

7. Игры с картинками.

8. Сюжетная картинка. Повторение, ответы на вопросы, пересказ.

9. Выучить чистоговорки:

     Этр- этр- этр – мы поедем в центр.

     Атр – атр – атр – мы идём в театр

     Отр – отр – отр – вместе с нами Петр

              Петр Петрович, друг Петров,

              По фамилии Ветров.



1. Артикуляционная гимнасика.

2. Упражнение «Тигр»

3. Повторять слоговые цепочки

4. Повторить слова

5. Повторять пары слов – родственников: страх – страшный, страус – страусиный, строгость- строгий…

6. Правильно ли говорит мышонок Валерик? Если нужно, то исправить и повторить правильно.

7. Назвать ласково:  страус, страница, струя, струна, стружка, инструмент, остров.

8. Назвать во множественном числе.

9. Спряжение глаголов (я, ты, он, она, мы, вы, они) завтракать, строить, строгать, строчить, странствовать, поздравлять, вздрагивать.

10. Игры с картинками.

11. Отработать фразы. Анализ фраз.

12. Выучить наизусть:

  1. Темной ночью у костра

             Кондрату снятся острова

  1. Андрей Петрушке

             Испек ватрушки.


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Тигр»

3. Упражнение «Хлопушка» (выделение звука (р).

4. Слоговая разминка.

5. Упражнение «Эхо»

6. Игра «Много – один»

7. Игра «Кто хозяин?»

8. Ответь на вопросы мышонка Валерика. Как называется?

9. Изменить прилагательные.

 твердый – камень, земля, слово, звуки

 горный – ручей, река, ущелье, козы, и т.д.

10. Игра с картинками.

11. Повторить каждое предложение 3 раза, ускоряя темп.

12. Выучить потешки – чистоговорки.

  1. Егор, Егор укажи свой двор.
  2. Мур- р, мур – р – пугаю кур.
  3. Пошла муха на базар…
  4. Утащила мышка корку и сидит тихонько в норке.
  5. Черной ночью черный кот…
  6. Карп Карпыч у Карпа Карпыча карпа стащил.


1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение «Тигр»

3. Многократное повторение слоговых цепочек.

4. Назвать слово со звуком (р).

5. Игры с картинками.

6. Назвать слова в быстром темпе (повторить их три раза).

7. Игра «Второе название»(подобрать синонимы к данным словам)

8. Рассказ по сюжетным картинкам.

9. Выучить наизусть потешки – чистоговорки, скороговорку.

  1. Возле леса на опушке.
  2. Все клёны стали рыжими
  3. Расскажу вам про покупки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театрального кружка "Волшебный мир театра"

Одним из эффективных средств всестороннего развития ребенка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, инт...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей в возрасте 3-5 лет

Рабочая программа кружка  направлена на социально-нравственное воспитание детей  дошкольного возраста. Работа по приобщение детей  истокам национальной культуре посредством фольклора им...

Дополнительная программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» для детей второй младшей группы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАфольклорного кружка «Волшебный сундучок»для детей II младшей группы № 1 срок реализации дополнительной образовательной программы – 1 годАвторы-составители:Арх...

Программа работы кружка «Волшебные пальчики»

Программа работы кружка «Волшебные пальчики»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА фольклорного кружка «Волшебный сундучок»

Программа на основе русского народного фольклора для детей средней группы (4-5 лет)...

Программа по кружку "Волшебный фетр"

программа дополнительного образования "Волшебный фетр" для старшей и подготовительной группе...