Конспект по развитию понимания текста у младших школьников с ОНР
план-конспект урока по логопедии по теме

Конспект по развитию понимания текста у младших школьников с ОНР  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

 по развитию понимания текста

 у младших школьников с ОНР

Цель: научить ребёнка понимать смысл прочитанного текста.

Образовательные:

 - сопоставить полученную информацию со своим опытом;

- понять   смысл   прочитанного   текста  с достаточной полностью и глубиной;

- совершенствование грамматического строя речи;

- формирование грамматических связей в предложении;

Коррекционно-развивающие:

- развитие и коррекция психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Воспитательные:

- развитие навыков самоконтроля и самооценки.

Оборудование:

- текст Л.Н. Толстого « Волк и коза»;

- текст с ошибками

- картинки: 1. коза на горе, волк под горой

                    2. коза бежит за волком

                    3. волк бежит за козой

                    4. бабушка доит козу

- игрушки: волк и коза

-  логико-семантическая карта текста

I. Этап.

Задача: активизация мотивационных познавательно - личностных  ресурсов ребёнка до знакомства с содержанием текста, подготовка его к основной деятельности: восприятию и чтению текста.

1. Прогнозирование содержания текста по названию.  

Послушай название текста и догадайся, о чём будет эта история. «Волк и коза».

2. Актуализация знаний о героях.

II. Этап.

Задача: непосредственное обучение младших школьников с ОНР пониманию смысла услышанного текста на основе формально-смысловых и глубинно-смысловых его структур.

1. Прочитывание текста.

«Волк и коза»

 Л.Н. Толстой.

       Волк видит, что коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: "Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще".

       А Коза говорит: "Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь".

2.Подбор сюжетных картинок к тексту.

(найти картинку подходящую к тексту)

3. Заполнение смысловых пропусков в тексте с помощь опор.

Логопед читает текст  за автора, а ребёнок договаривает слова за героев, используя игрушки.

4. Исправление ошибок в тексте.

       Коза видит, что волк пасётся на деревянной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: "Пошла бы ты вверх: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много кислее".

       А волк говорит: "Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме переживаешь".

5. Заполнение логико-семантической карты текста.

Р

Событие 1

и нельзя ему к ней подобраться

Развязка

А Коза говорит: "Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь"

Событие 2

он ей и говорит: "Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще".

Завязка

Волк видит, что коза пасётся на каменной горе

Волк и коза

        Почему?                     Почему?                  Почему?  

                                            Зачем?                         Зачем?                     Зачем?    

Объяснение                                   1

Потому, что коза высоко

Объяснение                                   2

Потому, что волк хочет съесть козу

Объяснение смысла текста

Потому, что коза догадалась, что волк хотчет её съесть

III. Этап

Задача: соотнесение гипотезы, которая была выдвинута ребёнком на первом этапе, с реальным содержанием текста; умение дать оценку своей деятельности.

1. Обсуждение полученных знаний.

Вопросы: Кто из зверей является хищником? Почему?

Кто из героев относится к домашним животным? Почему?

О каком корме для волка говорит коза?

2. Соотнесение гипотезы, выдвинутой ребёнком на первом этапе, с реальным содержанием текста.

Сбылись ли твои предположения об истории?

Как можно ещё озаглавить эту историю?

3. Применение полученных знаний

Как можно назвать эту историю: сказкой, рассказом, басней.

4. Оценка эмоционального отношения к прочитанному.

Что тебе понравилось в этой истории, а что не понравилось?

5. Самооценка ребёнка

Что у тебя получилось, а что нет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала личности младшего школьника в процессе работы над выразительными средствами языка

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в соответствии с замыслом в...

Презентация по развитию высших психических функций младших школьников "Приключение в волшебной стране"

Презентация "Приключение в волшебной стране" расчитана на работу по развитию высших психических функций у детей  младшего школьного возраста.  ...

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии

Сценарий занятия по развитию высших психических функций младших школьников с использованием сказкотерапевтической технологии:  «Путешествие в Волшебный мир царевны Ярославы»...

Преемственность и перспективность в развитии речи дошкольников и младших школьников

Хорошая речь - основа обучения всем предметам инструмент познания. Чем богаче практический речевой опыт ребенка, тем быстрее и легче он продвигается в обучении по всем предметам, тем быстрее он овладе...

Конспект коррекционно – развивающего занятия (для подгруппы младших школьников 2 класса; с нарушениями зрения).

Данный конспект содержит в себе материалы по формированию у детей  адекватного поведения, соответствующего социальным нормам, умения контролировать себя в определенных ситуациях.Обучение осознани...

« Проект развития познавательной активности у младших школьников на основе проектной деятельности».

Моя работа в школе, в качестве воспитателя гпд вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательной активн...

« Проект развития познавательной активности у младших школьников на основе проектной деятельности».

Моя работа в школе, в качестве воспитателя гпд вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательной активн...