« Проект развития познавательной активности у младших школьников на основе проектной деятельности».
опыты и эксперименты на тему

Моя работа в школе, в качестве воспитателя гпд вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательной активности  младших школьников.    На выбор темы данной  работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся вв моей группе, увидела, что 5% учащихся класса не имеют интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся   испытывают интерес к учению .

 Проблема

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mamy.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

САМАРСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

на основе именного образовательного чека

 «Технологические аспекты деятельности воспитателя по реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации»

(вариативный блок, 36 часов)

« Проект  развития познавательной активности у младших школьников на основе проектной деятельности».

                Слушатель курсов

 Масликова Л.В.

 воспитатель гпд МБОУ СОШ № 170

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2014 г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение……………………………………………………………………..3

2. Основные этапы выполнения проекта…………………………………….8

3.Оценка выполнения проекта……………………………………………….11

4.Диагностика в процессе проектной деятельности………………………..13

5.Вывод………………………………………………………………………..15

6.Список используемой литературы………………………………………...17

Введение.

Анализ ситуации.

        Моя работа в школе, в качестве воспитателя гпд вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательной активности  младших школьников.    На выбор темы данной  работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Исследовав познавательную активность учащихся вв моей группе, увидела, что 5% учащихся класса не имеют интереса к учению; у 50% учащихся класса - ситуативный уровень познавательной активности; у 30% - исполнительский, и только 15% учащихся   испытывают интерес к учению .

 Проблема

Существует ряд  причин выбора метода проектного обучения . Данный метод в начальной школе используется не достаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Учитель из “вещателя” знаний превращается в консультанта: рассказывает, где искать информацию, объясняет, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.  

               Считаю, что неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить воспитатель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: скорее всего в начальной школе не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша – это его проект.

Актуальность данного проекта:

  • обогащает ребенка новыми знаниями
  •  пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности;

- помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал;

- проектная деятельность предназначена для развития мышления, закрепления навыков, социализации школьников, для получения новых знаний;

- используются знания различных дисциплин;

- стимулирует учеников к решению сложных реальных задач ;

- даёт право выбора, наряду с возможностью самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками,  повышает мотивацию обучения и познавательную активность  младших  школьников.

Противоречия:

-между складывающейся идеологией потребления, снижением престижа уровня знаний, образованности и обществом, которому нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

 

Гипотеза:

         Предполагаю, что через использование проектной деятельности произойдёт формирование и развитие личностных качеств младшего школьника таких как:

-умение работать самостоятельно;

- умение работать сообща;

- способность быть полноправным членом коллектива;

- быть терпимым к своим товарищам.

          Т.к. проектная деятельность – это хороший инструмент для  развития познавательной деятельности младших школьников, их творческих способностей , совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам.

Цель и задачи проекта:  

       Повысить уровень познавательной активности   детей   через организацию проектной деятельности в начальной школе .

Задачи:

-  Изучение теоретического материала о приемах активизации познавательной Участники проекта:

Воспитатель, родители, библиотекарь, руководитель школьного музея

Планируемые результаты

-Повышения качества знаний, положительная динамика формирования учебной деятельности обучающихся.

-Развитие познавательного интереса школьников.

-Формирование умений и навыков исследовательской и проектной деятельности.

-Воспитание самостоятельной творческой личности.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА.

         Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США. Отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Его авторы – Дж. Дьюи ( «Школа и общество»)и У. Килпатрик – добивались построения обучения на активной основе, используя Д-И-П (деятельность, интерес, потребность) ученика.

Н.К.Крупская интерпретировала его как «метод увязки теории с практикой».

В России метод проектов использовал с 1905г. С.Т.Шацкий.

Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко.

С 30-ых и до середины 80-ых гг. в отечественной педагогике метод проектов не практиковался.

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ:  

 I этап: Информационно-подготовительный (сентябрь-октябрь  2014г.)

II этап: Внедренческий (ноябрь-март  2014-2015гг.)

IIIэтап: Аналитический (апрель-май 2015г.)

Основные аспекты реализации проекта: 

Креативный аспект: способствует трансформации учебно-воспитательного процесса, когда дети через творческую работу включаются в процесс жизнетворения и получают от этого моральное удовлетворение, приобретают умения быть счастливым, ориентироваться в будущем, способными одолевать негативные стороны жизни волевыми усилиями.

Нравственный аспект: творчество выступает действенным профилактическим средством, альтернативой вредным пристрастиям. У детей возникают новые интересы, ориентиры деятельности, формируется новая система ценностей, они отвлекаются от негативных соблазнов окружающего мира, их жизнь наполняется интересными делами.

Коммуникативный аспект: сотрудничество с товарищами расширяет круг межличностных взаимоотношений, совместная творческая работа с родителями улучшает взаимопонимание в семье.

Срок реализации проекта: 1 год.

2. Основные этапы выполнения работы

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов

Этап

Задача

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Начинание

Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы

Уточняют информацию, обсуждают задание

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта

Планирование

Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде

Формирует задачи, уточняют информацию, выбирают и обосновывают свои критерии успехов

Помогает в анализе и синтезе

Принятия решения

Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив.

Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование.

Наблюдают консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют исследование и работают над проектом

Наблюдает, советует

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке

Наблюдает, направляет процесс анализа

Защита Проекта

Подготовка доклада, обоснования процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка

Защищают проект, участвует в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта

Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для педагога в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то не верно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возможно проведение семинара- консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнения проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие цели и задачи;

-искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

-осуществлять и аргументировать выбор;

-предусмотреть последствие выбора;

-действовать самостоятельно;

-сравнивать полученное с требуемым;

-объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется роль учащихся в учении: они выступают активными участниками проекта. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного и критического мышления, которому трудно научить при обычный «урочной» форме обучения. У учащихся   вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно- это неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты педагог и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира в этом мире.

3.Оценка выполненного проекта.

Как отмечает Чечель З.И. на последних этапах проектирования и  учащийся , и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, которые часто отождествляется лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата. Первый – это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия странного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно это результативная составляющая часть остается вне сферы внимания педагога и оценке предъявляется только сам проект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать короткие резюме по результатам наблюдения за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки   результата- это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной   информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует использовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и детьми. После этого подсчитывается среднеарифметическая величине из расчета баллов, выставленных в таблице.

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85-100 баллов- «5»;

70-85 баллов- «4»;

50-70 баллов- «3»;

Менее 50 баллов- «2».

Для эффективности реализации метода проекта нужно проводить   проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать другие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элементами  самостоятельного познания получения информации.

Учебные проекты: 

«О братьях наших меньших»  (окружающий мир).

 «Бабочки – живые цветы» (окружающий мир)  

«Помощники здоровья» (технология)

«Путешествие в страну Считалию» (математика)

«Старинные здания моего города» (окружающий мир)

« Занимательная  грамматика» (русский язык)

«Родная улица моя» (окружающий мир)

«Русские народные подвижные игры» (физическая культура)

«Волшебные цифры» (математика)

«Ох уж эти сказочки…» (литературное чтение)

 «Правила дорожные знать каждому положено» (окружающий мир)

4.Диагностика в процессе проектной деятельности

В процессе проектной деятельности я использую два вида диагностики: общая и тематическая. Общие диагностические методики помогают изучить уровень готовности младших школьников к проектной деятельности, ее эффективность, какие результаты достигнуты в процессе работы над проектами. Общая диагностика направленна на исследование личности развития ребенка по следующим направлениям: интересы, творчество, самооценка, взаимодействие, уровень воспитанности. Данный вид диагностики предусматривает изучение взаимоотношений в семье, так как проектная деятельность младших школьников рассматриваются как совместная деятельность детей и взрослых.

Общую и тематическую диагностику я провожу в три этапа: начальный, корректирующий   и обобщающий.

Начальная этап диагностики провожу в первые месяцы учебного года, и связан с выявлением интересов детей, творческих коммуникативных способностей, умений оценивать свои и чужие действия. На данном этапе общей диагностики определяется, на сколько ребенок готов   к началу проектной деятельности. Полученные данные помогают мне определиться выбором тем проектов.

Текущий этап общей диагностики проводится в середине учебного года и помогает выявить изменения в развитие обучающихся, взаимоотношений внутри коллектива. Информация, полученная на текущем этапе диагностики, помогает мне судить об эффективности проектной деятельности в целом, корректировать ход работы, совершенствовать стиль отношений с детьми, между детьми.

Итоговый этап диагностики проводиться в конце учебного года- для того,  что бы определить совпал ли полученный результат с поставленными целями обучения и воспитания. Благодаря полученной информации я могу сделать вывод об эффективности проектной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Этапы тематической диагностики:

Начальный этап тематической диагностики проводится на подготовительном этапе проекта. Цель данного проекта- выявление понимания детьми проблемы проекта, возможности темы и интереса к ней.

Текущий этап тематической диагностики помогает мне понять, насколько увлечены дети темой проекта, значима ли она для них, принять быстрое решение по координации и совершенствованию деятельности учеников проекта. Как и текущий этап диагностики, оценивает правильность ранее принятых решений, помогает корректировать ход работы над проектом, совершенствовать взаимоотношения между детьми. Провожу на поисково- исполнительском этапе выполняемого проекта.

Итоговый этап тематической диагностики проводится на рефлексивном этапе проекта. Его цели- выявление личностных изменений в процессе работы над проектом: насколько тема была близка каждому ребенку, что они узнали нового, что изменили в ходе работы над проектом.

Я использую следующие диагностики:

-анкеты для родителей,

-тесты для обучающийся и их родителей,

-тесты для родителей.

Механизм реализации проекта:   общеобразовательные  предметы, тематические занятия в рамках кружковой работы,     участие в конкурсах, олимпиадах  и внеурочная деятельность.

ВЫВОДЫ:

       В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);

в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);

г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).

              Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования познавательной активности ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость.    

               Анализ деятельности учащихся, опрос родителей и педагогов показал,  что использование проектных технологий позволяет повысить интерес к обучению, расширить кругозор, сформировать потребность изучать предметы на основе компьютерных технологий, повысился уровень познавательного интереса.

             Проведение тестирования и статистической обработки результатов исследования, подтвердили эффективность предлагаемой методики обучения, что   свидетельствует о том, что разработанная и внедрённая программа эффективна и может влиять на улучшение качества образования.

              Работая по данной технологии  , я добилась следующих результатов. Считаю, что благодаря проектной деятельности проведённый промежуточный срез познавательной активности по основным предметам начальной школы показал, что интерес к математике вырос на 23% (был 40%), к русскому языку на 16% (был 24%).

             В процессе работы над проектом у учащихся наблюдается положительная динамика в формировании следующих умений и навыков:

а) мыследеятельностные: (умеют выдвигать идеи, определить проблему, поставить цель урока, высказать гипотезы, обосновать выбор способа или метода, пути в деятельности, планировать свою деятельность, делать самоанализ и рефлексию от 30% до 50% учеников);

б) поисковые: (умеют находить информацию 70% учеников);

в) коммуникативные: (умеют слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы до 40% учащихся);

г) презентационные: (построить устный доклад (сообщение) о проделанной работе, изготовить наглядность могут до 30% учеников).

             Проектирование   помогает  формированию функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.    

 БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ :  

- Продолжить работу по развитию познавательной активности при помощи проектных технологий.

- Реализовать данный проект в других классах школы.

Литература:

  •   Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  •  Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  • Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
  • Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С.Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
  • Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
  • Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.
  • Щербаков С.Г.  Организация проектной деятельности в школе. Система работы. Волгоград: Учитель,2007г.
  • Стандарты ФГОС.
  • Материалы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

« Проект развития познавательной активности у младших школьников на основе проектной деятельности».

Моя работа в школе, в качестве воспитателя гпд вывела меня на проблему, которая в настоящее время очень остро стоит перед педагогами: создание педагогических условий для развития познавательной активн...

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Стендовый доклад "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей

Использование метода "Проект" в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста....