Артикуляционная гимнастика. Для индивидуальных занятий с детьми
учебно-методический материал по логопедии по теме

Заседателева Лариса Викторовна

Упражнения на каждую группу звуков, для индивидуальных занятий с детьми. С занимательным картинным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Для индивидуальных занятий с детьми

Учитель-логопед МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида п. Обидимо» Заседателева Л.В.

Содержание:

  1. Комплекс упражнений для свистящих звуков «с-с'»; «з-з'»; «ц».
  2. Комплекс упражнений для шипящих звуков «ш»; «ж»; «щ», «ч».
  3. Комплекс упражнений для задненёбных звуков «к-к'»; «г-г'»; «х-х'».
  4. Комплекс упражнений для сонорных звуков «л-л'».
  5. Комплекс упражнений для сонорных звуков «р-р'».

Комплекс упражнений для свистящих звуков «с-с'»; «з-з'»; «ц».

«Непослушный язычок» И.п. губы в улыбке, рот приоткрыт.

  1. положить широкий язычок на нижнюю губу
  2. пошлепать по нему губами, сказать «пя-пя-пя...», прикусить.

«Блинчик» И.п. тоже.

-        «непослушный язычок», после пошлёпывания,
удерживать широкий под счет (1-5 раз).

«Почистим зубки» И.п. то же.

-        кончиком языка «почистим» нижние зубы
(резцы) с внутренней стороны.

«Киска сердиться» И.п. то же.

  1. кончик языка упирается в нижние зубы (резцы)
  2. спинку языка выгнуть горкой.

«Ослик» И.п. то же.

  1. язык лежит спокойно, упираясь кончиком в нижние зубы (резцы)
  2. произносим звуки «и-а,и-а...», «а» или «и»,

«Сдуй снежинку» И.п. то же.

-        кончик языка немного высунуть на нижнюю
губу.

-положить на кончик бумажный квадратик, сдуть его.

«Заморозим язычок» И.п. то же.

  1. кончик языка немного высунуть на нижнюю губу.
  2. дуть на кончик языка.

Комплекс упражнений для шипящих звуков «ш»; «ж»; «щ», «ч».

«Непослушный язычок» И.п. губы в улыбке, рот приоткрыт.

  1. положить широкий язычок на нижнюю губу
  2. пошлепать по нему губами, сказать «пя-пя-пя...», прикусить.

«Блинчик» И.п. то же.

-        «непослушный язычок», после пошлёпывания,
удерживать широкий под счет (1-5 раз).

«Чашечка» И.п. губы в улыбке, широко открыть рот.

-        у «широкого блинчика» приподнять кончик и
боковые края языка вверх, удерживать под счет
(1-5раз).

«Вкусное варенье» И.п. губы в улыбке, рот приоткрыт.

  1. широким языком «чашечка» облизать верхнюю губу с верху в низ,
  2. затем втянуть в рот продолжая облизывать небо.

«Фокус» И.п. то же

  1. принять положение «чашечка»
  2. сдувать ватку с кончика языка.

«Ковшик» И.п. то же.

  1. принять положение «чашечка».
  2. передвинуть ее в рот, не меняя формы, и удерживать под счет (1-5 раз)

Комплекс упражнений для задненёбных звуков «к-к'»; «г-г'»; «х-х'».

«Непослушный язычок» И.п. губы в улыбке, рот приоткрыт.

  1. положить широкий язычок на нижнюю губу
  2. пошлепать по нему губами, сказать «пя-пя-пя...», прикусить.

«Блинчик» И.п. тоже.

-        «непослушный язычок», после пошлёпывания,
удерживать широкий под счет (1-5 раз).

«Киска сердиться» И.п. то же.

  1. кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка выгибается, удерживаем язык в таком положении под счет (1-5 раз)
  2. затем выпрямляется.

«Катушка» И.п. то же.

  1. кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами,
  2. спинка языка выгибается, и язык выкатывается вперед, гладя небо, боковые и верхние зубы своей поверхностью,
  3. язык закатывается назад.

«Параход» И.п. то же.

-        принять положение «киска сердиться», при
этом длительно произносить звук «ы» (следить,
чтобы кончик языка не поднимался)

Комплекс упражнений для сонорных звуков «л-л'».

«Непослушный язычок» И.п. губы в улыбке, рот приоткрыт.

  1. положить широкий язычок на нижнюю губу
  2. пошлепать по нему губами, сказать «пя-пя-пя...», прикусить.

«Блинчик» И.п. тоже.

-        «непослушный язычок», после пошлёпывания,
удерживать широкий под счет (1-5 раз).

«Качели» И.п. тоже.

а)- широкий кончик языка поднять к верхней губе,

-        опустить к нижней губе.

б)- широкий кончик языка поднять за верхние зубы,

-        опустить за нижние зубы.

«Лошадка» И.п. тоже.

  1. широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами,
  2. со щелчком оторвать.

«Индюк» И.п. тоже.

-        широким кончиком языка быстро подвигать
вверх-вниз по верхней губе, произносить «бл-
бл-бл-бл        »

«Поймай мышку за хвост» И.п. тоже.

  1. положить широкий «блинчик» между зубами
  2. несколько раз прикусываем кончик языка, при этом произносим звук «а-а-а-а-а....»

«Пароход» И.п. тоже.

  1. положить широкий «блинчик» между зубами
  2. прикусив кончик зубами, длительно произносить звук «ы»

Комплекс упражнений для сонорных звуков «p-p'».

«Непослушный язычок» И.п. губы в улыбке, рот приоткрыт.

  1. положить широкий язычок на нижнюю губу
  2. пошлепать по нему губами, сказать «пя-пя-пя...», прикусить.

«Блинчик» И.п. тоже.

-        «непослушный язычок», после пошлёпывания,
удерживать широкий под счет (1-5 раз).

«Чьи зубки чище» И.п. то же.

-        кончиком языка «почистим» верхние зубы
(резцы) с внутренней стороны.

«Маляр» И.п. тоже.

-        широким кончиком языка погладить небо
вперёд-назад ( от зубов к нёбу и обратно)

«Лошадка» И.п. тоже.

  1. широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами,
  2. со щелчком оторвать.

«Грибок» И.п. тоже.

-        присосать широкий язык к нёбу, удерживать
под счет (1-5 раз).

«Гармошка» И.п. тоже.

-        принять положение «грибок» и не отрывая
языка от нёба, открывать и закрывать рот.

«Барабан» И.п. тоже.

-        кончиком языка стучать за верхними зубами,
произнося звуки «де-де-де-де...»

«Мотор» И.п. тоже.

  1. широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами,
  2. произносить «дж-дж-дж-дж....»

«Балалайка» И.п. тоже.

  1. широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами, произносить «дж-дж-дж-дж.,..»
  2. при этом указательным пальчиком водить по кончику языка из стороны в сторону (сначала медленно, затем быстрее) для вызывания вибрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей и родителей Артикуляционная гимнастика и логопедические игры с детьми на занятиях и дома

Методические рекомендации для воспитателей и родителей Артикуляционная гимнастика и логопедические игры  с детьми на занятиях и дома...

Артикуляционная гимнастика для дополнительных занятий по вокалу в ДОУ

Подборка артикуляционных упражнений для для дополнительных занятий по вокалу в ДОУ....

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях.

При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно пропевают отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые мог...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателям детского сада по проведению артикуляционной гимнастики в совместной деятельности с детьми дошкольного возрастамм

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИвоспитателям детского садапо проведению артикуляционной гимнастикив совместной деятельностис детьми дошкольного возраста...