Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях
статья

Хуртина Ольга Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx30.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Артикуляционная  гимнастика на музыкальных занятиях»

Возрастная группа: воспитанники 2-й младшей, средней, старшей и  подготовительной группы  

Актуальность: При разучивании песен на музыкальных занятиях специалисту часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Эго говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Цель:     подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

  • развивать певческие способности детей;
  • формировать артикуляцию различных звуков;
  • закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;
  • совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;
  • развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;
  • развивать чувство ритма;
  • учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз;
  • совершенствовать пространственное ориентирование в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например: «Сегодня наши язычки - веселые котята, которые любят дрыгать, играть в прятки» и т. д. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и специалист во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Певческая установка — это правильное положение корпуса при пении. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот. Певческая установка (правила пения): – сидеть (стоять) ровно; – не сутулиться; – корпус и шею не напрягать – голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; – дыхание брать свободно (не брать в середине слова); – петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания; – рот открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука; – нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги. Понятия дикция и артикуляция тесно связаны между собой. Постановке правильной дикции предшествует артикуляционная гимнастика, активизирующая каждую из частей речевого аппарата — органов произношения, производящих звуки, которые бывают активными (язык и губы) и пассивными (зубы, десны, мягкое и твердое небо). Для того, чтобы добиться хорошей дикции, сначала необходимо разогреть и подготовить речевой аппарат. Этому способствуют вокально-артикуляционные упражнения. Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на то, чтобы натренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности, а также развить и овладеть навыками певческой дикции и артикуляции.

ОрганА    А    Артикуляции

ляции

Задачи гимнастики

Губы

Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

Язык

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки),

укреплять кончик языка, учить удерживать язык широким («лопаточка»), узким («иголочка»),

в форме «чашечки» и т.д.

Щёки

Укреплять мускулатуру щёк, развивать координацию движений и умение переключаться.

Нижняя челюсть

Развивать подвижность нижней челюсти.

Мягкое нёбо

Учить контролировать поднимание и опускание мягкого нёба, развивать подвижность мягкого нёба,

силу нёбно-глоточного затвора.

Таблица 1. Задачи артикуляционной гимнастики

Все указанные органы артикуляции являются активными, играющими решающую роль в образовании звуков. Они выступают в качестве резонатора, придающего звуку силу и окраску. От их подвижности зависит чистота и точность произношения как одного звука (фонемы), так и слов в целом.

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  • продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
  • во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
  • гимнастика должна проходить в игровой форме;
  • комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;

Основные упражнения артикуляционной гимнастики

Упражнение 1.

«Удивленный ослик»

К нам на занятие заглянул маленький ослик и зашел в зал, цокая копытцами (цокаем язычком на улыбке). Остановился и удивился, какие замечательные ребята пришли на занятие: поднял бровки высоко, показал 4 зубика (вытягиваем губы трубочкой вперед так, чтобы видно было 2 верхних и 2 нижних зуба). Зафиксировать выражение лица на пару секунд. И застеснялся, спрятался (расслабляем мышцы лица, и закрываемся ладошками - прячемся). И снова выглянул и показал 4 зубика. (Повторяем движение) И снова спрятался. И ушел: цокаем язычком на улыбке.

Рекомендации педагогам: обратить внимание, что упражнение выполняется на улыбке, брови необходимо поднимать высоко.

Упражнение 2.

«Болтушки»

Давайте немножко поболтаем – расскажем другу стихотворение, например «Наша Таня громко плачет» - но без слов, а с помощью болтающего языка.

Рекомендации педагогам: следить за выразительностью исполнения. Подобным образом можно пропевать фрагменты из песен, в которых ребенок испытывает затруднения

Упражнение 3.

"Большая и маленькая лошадки"

К нам сегодня прискакал на занятие маленький пони. Цокаем язычком быстро-быстро, высоко, на улыбке. Руками изображаем движение копытцев. За ним следом прискакала большая лошадь: цокаем язычком медленно, низким голосом, нижняя челюсть опускается вниз.

А теперь мы с вами станем волшебниками и превратим маленького пони в большую лошадь. (Начинаем цокать язычком высоко на улыбке, постепенно опуская звук все ниже, вытягивая губы и опуская нижнюю челюсть). Одновременно ручками показываем размер лошадки - раздвигаем ладошки в сторону: лошадка растет. А потом из большой лошадки делаем маленькую: ладошки сдвигаются, цокающий звук становится из низкого высоким.

Комплекс артикуляционной гимнастики

  1. Утро с Котиком Рыжиком

Котик Рыжик утром встал, Вы с ребенком потягиваетесь;

Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево –

В улыбке открыть рот и кончиком языка

Чистим зубки мы умело. Сильно «почистить» за нижними зубами

вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними;

Пополощем ротик, Имитация полоскания рта;

Как чистюля Котик

Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,

И причесываться стал. «протаскивать» язык между зубами

Мы за ним не отстаем – вперед-назад;

Всё покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает, Улыбка, открыть рот, кончик языка

упереть за нижние зубы, «спинку»

выгнуть, удерживать под счет до 8-ми;

Рыжик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за

верхние зубы;

А теперь язык наш - мяч.

Начинаем футбольный матч! Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой

надувались «мячики»;

Гол забили мы! Ура!!!

Вот и завтракать пора: Улыбнуться, открыть рот,

положить широкий язык на нижнюю губу

и удерживать под счет до 5-ти;

Котик нам напек блины,

Со сметаною они.

Как сметану любит Котик?

Оближи скорее ротик. Улыбнуться, открыть рот, облизать

языком верхнюю, затем нижнюю губу;

А теперь чаек попьём.

Чай мы в чашечку нальем. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки;

Рыжик сыт, Рыжик рад! Ритмично хлопать в ладоши.

Рыжик любит всех ребят!

  1. Котик Рыжик в детском саду

Котик Рыжик стал скучать – Имитация зевания;

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,

Надо в детский сад пойти! Улыбка;

Рыжик лапки причесал, «Протаскивать» язык между зубами

вперед-назад;

Язычком их облизал, Облизывать рот по часовой стрелке;

Влево-вправо потянулся Сильно высовывать язык то вправо, то влево;

И, конечно, улыбнулся. Улыбка;

Мяу! Мяу! Малыши

Веселимся от души! Хлопать в ладоши;

Мы достанем с верхней полки

Наш веселый, звонкий мяч. Тянуть кончик языка вверх к носу;

Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с напряжением

упирать то в одну, то в другую щеку так,

чтобы под щекой надувались «мячики»;

А потом помчимся вскачь Быстрые движения кончиком языка вверх-

вниз;

Круглый обруч мы возьмем Округлить рот, словно произнося букву «о»;

И крутить его начнем.

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки! Показываем язык, затем быстро прячем его за зубы — несколько раз;

Рыжик целый день играл,

Только к вечеру устал. Потягиваемся;

Дома на кроватке

Спит Котенок сладко. Кладет голову на сложенные ладошки. 

  1. Котик Рыжик зимой

Раз-два-три-четыре-пять, - широко раскрыть рот, подержать

Будем с Рыжиком гулять!

Раз-два-три-четыре,

Рот откроем мы пошире.

Пожевали, - жевательные движения с закрытым ртом

Постучали. – постучать зубами

И с котенком побежали. – движение языком вперед - назад

Кот снежинки ртом ловил,  - ловить ртом  воображаемые снежинки

Влево, вправо он ходил.  – движение языком вправо - влево

Скучно Рыжику, ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки. – то втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный кончик.

Рыжик прятаться устал,

Рыжик - ух! - сердитым стал. – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.

Мы погладим котика – упражнение «Расчесочка»

Все покажем ротиком.

Артикуляционные упражнения

«Лошадка»

(для укрепления мышц языка, выработки подъема языка)

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт.

«Горячий чай»

Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.

«Очень вкусно!»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.

«Орешек»

Белка щелкает орешки

Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Иголочка»

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок — как клюв у птицы.

Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Маятник»

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

«Дудочка»

Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

«Зайчик»

Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.

«Откусим пирожок»

Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.

«Топор»

Что за шум? Что за гром?

Я ударил топором.

Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.

«Молоток»

Застучали молоточки,

Ударяют по гвоздочкам.

Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.

«Конфетка»

Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.

«Красим крышу»

Широко раздвинув губы в улыбке, не смыкая зубов, надо поводить кончиком языка по небу.

«Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Список использованной литературы

  1. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие. – М.: Сфера, 2008.
  2. Куликовская С. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

Артикуляционная гимнастика. Для индивидуальных занятий с детьми

Упражнения на каждую группу звуков, для индивидуальных занятий с детьми. С занимательным картинным материалом....

План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

«Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях в ДОУ» Рекомендации для музыкальных руководителей.

Система музыкально - оздоровительной работы предполагает использование на музыкальном занятии здоровье - сберегающих технологий, одним из которых является дыхательная гимнастика.Предлагается комплекс ...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях.

При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно пропевают отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые мог...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

Артиукляционные упражнения на музыкальных занятиях...