Главные вкладки

    План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

    Маркина Ирина Владимировна

     

    «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .

    Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

    Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tablitsa.rost_.ves_.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .

    Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

    Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

    Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.

    Ход занятия.

    В зал под музыку змейкой входят дети старшей группы («На дворе – листопад» песня-игра музыка Т. Бокач «Колокольчик» № 39 стр. 23) .

    Встают полукругом. Здороваются с гостями (по желанию здоровается любой ребенок) .

    Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.

    Звучит песня-приветствие (коммуникативная игра «Здравствуйте! » музыка М. Картушиной сборник «Аничков мост» стр. 56) .

    (Приложение № 1)

    Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.

    Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .

    Я здороваюсь везде: дома и на улице.

    Даже «Здравствуй! » говорю

    Я знакомой курице.

    Здравствуй, солнце золотое,

    Здравствуй, небо голубое.

    Здравствуй, вольный ветерок.

    Здравствуй, маленький дубок.

    Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

    Мне здороваться не лень.

    Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.

    Дети садятся на места (под музыку идут змейкой) .

    Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,

    плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой «Разноцветная осень». Разработка комплекса упражнений музыкального руководителя А. Никитенко.

    По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру-сказку «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».

    1. В лесу стоит маленький домик -

    Настоящий теремок.

    2. У домика красивая черепичная крыша

    (поднять руки над головой в форме "крыши")

    3. И большая кирпичная труба

    (сложить губы «трубочкой»)

    4. В доме три маленьких резных окошка,

    (руки над головой в форме окошка,

    рот открыть)

    5. И большая дубовая дверь

    (ладошки перед лицом, показываем зубки)

    6. Стены в домике покрашены

    (опустить руки на колени)

    Красивой розовой краской

    (языком внутри гладить щеки)

    7. Вдруг подул сильный ветер

    (дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)

    8. Дверь открывалась и закрывалась

    (открывают и закрывают рот)

    9. Даже стены в домике закачались

    (поочередно надувают щечки: правую, левую)

    10. Вдруг домик затрещал и рассыпался

    (губами издают звук "пф-р-р",

    руками изображают падение домика)

    11. Прибежала мышка-норушка

    (сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)

    12. Увидела, что домик рассыпался

    (жуют губки)

    И расплакалась (изображают плачущую мышку

    13. Прискакала лягушка-квакушка

    (кисти рук сжимаются и

    разжимаются с силой «ква-

    ква»)

    14. Увидела, что мышка плачет

    И сказала:

    15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне

    жить. »

    (кистями рук показывают говорящую лягушку)

    16. Обрадовалась мышка, улыбнулась

    (широко улыбаются губами)

    И побежала с лягушкой.

    (мизинцами показывают хвостик)

    По окончании сказки дети играют в артикуляционную игру «Подари улыбку другу».

    Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке. Дети отвечают: «грибы» (показывают руками) ; «цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох) ; «ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами) ; «бабочки» (показывают кистями рук бабочку) ; жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка; «побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать) ; «деревья» (показывают руками высокое дерево) ; «старое дерево» (горловой скрип).

    Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками и отгадаем загадку. (Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко).

    Наши пальчики играли,

    (Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)

    И гуляли, и плясали.

    (Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)

    А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!

    (Хлопают в ладоши, на «Ура! » поднимают руки ладошками вверх)

    Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.

    («Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)

    Птица не простая, птица вот такая:

    (Выставляют руки ладошками вперёд)

    Днём на дереве сидит,

    (Руки кладут на пояс)

    Толи дремлет, толи спит.

    (Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)

    Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.

    (Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)

    Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.

    (Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)

    Вот такая голова. Что за птица-то?

    (Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)

    Дети: Сова!

    Вопрос: Какие звуки издает сова?

    Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.

    Исполняется (стоя) пальчиковая игра «В лесу темно» («Вышли пальцы погулять» автор И. Бодраченко).

    Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.

    Ответы детей.

    Вопрос: А чьи песенки мы можем услышать, когда гуляем по осеннему лесу?

    Ответы детей: Песенку ветра, дождя, воды, упавших листьев…

    Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить песню-игру «У кого какая песня» (на музыку А. Жилинского) .

    Дети змейкой под музыку выходят на середину зала и встают полукругом.

    Исполняется песня-игра «У кого какая песня» (см. «Музыкальный руководитель» № 5/2009 стр. 9) .

    Музыкальный руководитель: Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.

    Дети становятся врассыпную по залу. Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева, сл. Н. Френкель («Учите детей петь» для 3-5 лет, стр. 119. Авторы: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва, 1986 год.)

    По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной) .

    1. Воспитатель группы проводит с детьми пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик» (Т. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика») стр. :

    Мальчик-с-пальчик, где ты был?

    Долго по лесу бродил.

    Встретил я медведя, волка,

    Зайку, ежика в иголках.

    Встретил белочку, синичку,

    Встретил лося и лисичку.

    Всем подарки подарил,

    Всяк меня благодарил.

    (Каждого зверя дети показывают руками) .

    Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.

    Инсценировка пальчиковой игры «Гриб» автор Т. Овчинникова:

    Меж еловых мягких лап

    Дождик кап-кап-кап.

    Где сучок давно засох,

    Серый мох, мох, мох.

    Где листок к листку прилип,

    Вырос гриб, гриб, гриб.

    (Каждое слово сопровождается показом) .

    Инсценировка стихотворений про зверят.

    Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?

    Ответ: В игру с осенними листочками. (Или показ сценки для перчаточных кукол «Необычная планета» автор М. Родина сборник «Кукляндия») .

    Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: кленовый, рябиновый, дубовый. При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины) .

    Исполняется песня-игра «На дворе – листопад» музыка Т. Бокач («Колокольчик» № 39 стр. 23). Игра проводится 2 раза. (Приложение № 2). По окончании игры дети собирают листья.

    Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня занимались?

    Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Теремок»; пели песни про дождик, про листья… Играли в игру «Мальчик-с-пальчик», «Гриб»; играли в игру с осенними листьями.

    Музыкальный руководитель еще раз уточняет названия листьев, с которыми проходила игра.

    Предлагает детям попрощаться с взрослыми. Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

    «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

    Музыка осени. Конспект музыкального занятия для детей старшей группы

    Цель  Формирование музыкальных и творческих способностей детей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях). Овладение способами вза...

    Пальчиковая гимнастика на музыкальных занятиях для средней группы

    Пальчиковая гимнастика помогает ребенку соединять слова с действиями пальцев....

    «Музыка осени» конспект музыкального занятия для детей старшей группы

    Музыкальное занятие сэлементами рисования  (нетрадиционные техники) для детей старшей группы...

    Конспект НОД по развитию речи на тему: «Артикуляционная разминка и пальчиковая гимнастика» во II младшей группе

    Цели: знакомство с органами артикуляции, тренировка артикуляционной мускулатуры, её силы и умения удерживать и менять артикуляционное положение; тренировка мелкой моторики рук, в том числе умений пооч...

    «Путешествие в страну Музыки» музыкальное занятие для детей старшей группы

    Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения).Задачи:Прививать любовь к творчеству...

    конспект музыкального занятия по музыке в группе раннего возраста

                       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ''ЖЕМЧУ...