«Музыка осени» конспект музыкального занятия для детей старшей группы
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

Стыценко Светлана Владимировна

Музыкальное занятие сэлементами рисования  (нетрадиционные техники) для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon музыка54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка осени»

конспект  открытого музыкального занятия

для детей старшей группы

 Цель: воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов.

Задачи:

1.Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства: классической музыки, картин художников, песенное, музыкальное и игровое творчество.  

2. Развивать музыкально-сенсорные и творческие способности.

3.Воспитывать желание заниматься различной музыкальной и художественной деятельностью.

4.Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт.

5. Развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие и понимание произведений музыкального искусства.

Оборудование: проектор, экран, магнитофон,  репродукции картин «Ранняя осень» И. Шишкина, «Сумерки. Луна» И. Левитана, модуль с листьями, мини-бассейн с теплой водой, салфетки, ваза с букетом осенних листьев, листочки на каждого ребенка, детские музыкальные инструменты: колокольчики, металлофон.

Предварительная работа: рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, чтение стихов об осени, заучивание наизусть понравившихся стихов, разучивание песен об осени.

Для рисования «музыки дождя» заранее приготовить листы бумаги с рисунками для передачи образа « весёлого дождя». Рисунки проводятся  свечей, нарисованы: облака, дождик, травка. 
С детьми разучена игра на восприятие характера музыки весёлой («Вальс-шутка» Д. Шостаковича) и сердитой, колючей (« Фея Осени» из балета С. Прокофьева «Золушка»). 

Ход НОД

 Дети заходят в зал под музыку « Осень» А. Вивальди и строятся в круг вместе с музыкальным руководителем и воспитателем.

Муз. руководитель. Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы здоровы. А какая замечательная музыка встречала вас! Вдохните в себя свежесть, доброту,  красоту, сделав вдох через нос, а выдохните все обиды и огорчения через рот. Давайте поздороваемся с гостями, и пожелаем всем доброго утра попевкой - приветствием «Утром солнышко встаёт» (на мотив песни Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!»)

Утром солнышко встаёт (поднимают вверх руки),

Вместе с птицами поёт. (Взмахивают руками как крыльями.)

С добрым утром, с ясным днём! (Выставляют вперёд сначала правую, а затем левую руку)

Вот как дружно мы живём!

  Муз. руководитель. Посмотрите вокруг. Мы с вами попали в осенний лес.  Слышите, как стучит дятел?

 Поднимите голову вверх. Прямо над нами, на высокой сосне прыгает белка с ветки на ветку, готовит запасы на зиму.

 Под ногами пробежал ежик в свою норку.

Послушайте загадку:

Шла волшебница по свету,

В свой черед сменила лето!

Разукрасила цветы

И деревья, и сады!

Ну, скажите-ка ребятки, какая здесь отгадка?

 (Ответы детей).

 Муз. руководитель.  Наша природа всегда прекрасна, но есть одно время года, которое дарит людям особую красоту. Сегодня мы с вами будем говорить об осени.

Воспитатель.

Вот и осень на пороге, неба синь над головой,

Стынут лужи на дороге, дым туманный над рекой.

Птицы гнезда покидают, собираются в полет,

Звуки песен замирают и все чаще дождик льет.

 Муз. руководитель. Посмотрите на экран. Какая яркая, разноцветная осень. Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. Композиторы любили это прекрасное время года, многие посвящали ему свои музыкальные произведения. Послушайте знакомое вам произведение.

Звучит «Березовая аллея» Е. Доги.

Я вижу вы узнали музыку.

- назовите это произведение

- какой характер у этой музыки?

Ответы детей: светлый, нежный, спокойный.

- звучание какого инструмента,  вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

 Муз. руководитель. Ребята, подумайте и скажите. Какую знакомую песню вы бы спели о ранней осени, солнечной, веселой и сказочной.

Ответы детей.

Песня «Ах, какая осень» муз. и сл. З. Роот

Муз. руководитель.  А сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкально – дидактическую игру  «Музыкальная угадай –ка».

Вы смотрите на экран и слушаете музыку. Задание: необходимо узнать по слуху, какой инструмент играет.

- скрипка

- рояль, пианино

 Муз. руководитель.  Ребята, я предлагаю вам побывать ещё раз  в гостях у осенней природы. Посмотрите, что у меня в руках. Правильно, это обычный листочек с дерева. Давайте мы с вами превратимся в листочки и покажем танец осенних листьев.

Танец листочков под музыку «Листик, листопад»

Воспитатель. Рассаживайтесь на стульчики, мы с вами  сейчас мы посмотрим, как изобразили это время года художники в своих картинах.

картина «Ранняя осень» И. Шишкин.

Какая красота! Какая осень здесь изображена?

Ответы детей: (Ранняя осень, потому что еще много зелени).

 картина «Сумерки. Луна» Исаак Левитан.

Эта картина называется «Сумерки. Луна». Её написал Исаак Левитан, русский художник. Как вы думаете, почему мы выбрали для сегодняшнего занятия именно эту картину? Какое время года изобразил на ней художник?

(Ответы детей).

-Верно. А что вы видите на переднем плане картины? Начните ответ со слов: «Мы видим…»

(Ответы детей).

- Что мы видим вдалеке?

(Ответы детей).

- Как вы думаете, какое время суток нарисовал художник?

(Ответы детей).

- Обратите внимание, что небо и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?

(Ответы детей).

- А вода в озере кажется теплой или холодной?

(Ответы детей).

Муз. руководитель. Я предлагаю поиграть в игру «У лесного озера». Закрываем крепко глазки.

Муз. руководитель включает не громко музыку»У озера» для релаксации.

Воспитатель ставит на стол перед детьми мини бассейн с теплой водой.

- Я включаю красивую музыку, вслушайтесь.

Поздний вечер. Светит ярко луна. Вдали мерцает осенний, сказочный лес. О берег бьется от легкого ветерка, ласковая волна озера. Представим, что мы на берегу лесного озера и  опускаем руки в него (опускают). Наши ручки плещутся в воде, качаются на волне.  

- А теперь откройте глаза и скажите, какая вода в лесном озере?

Ответы детей: (Теплая. Мягкая. Приятная…)

Воспитатель убирает бассейн, раздает салфетки, дети садятся на стулья.

Муз. руководитель. Пока мы с вами плескались в озере, рассматривали  картины природы, мы  и не заметили, как заблудились в лесу.

Посмотрите, внезапно на горизонте появилось маленькое Облачко. Послушайте, что оно нам говорит… 

«Я принесло с собой осенний дождь – тёплый, ласковый, короткий. Такой дождь любит солнышко, оно остаётся на небе, умывается и расстилает над всей землёй радужное полотенце. Такой дождь любят и птицы, и травы, и грибы. Недаром люди называют его грибным». 

О таком весёлом и быстром дождике рассказал в стихотворении «Дождь» 
Самуил Яковлевич Маршак. Я вам его прочту. 
По небу голубому, 
Проехал грохот грома, 
И снова всё молчит. 
А вмиг спустя,  
Мы слышим, 
Как весело и быстро, 
По всем зелёным листьям, 
По всем железным крышам, 
По цветникам, скамейкам, 
По вёдрам и по лейкам 
Осенний
 дождь стучит. 
 Муз. руководитель. Давайте послушаем с вами музыку дождя, который стучит по зонтику, барабанит по подоконнику и крыше, звенит, попадая на листья. 
Звучит «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. 
В музыке композитора Д. Шостаковича, которую вы сейчас слышали, ноты по длительности разные: одни – короткие, другие длинные. Так и у дождика – капли разные. Одни тяжёлые, длинные, другие – короткие, мелкие, лёгкие. Дождь то усиливается, то вновь затихает.

Попробуем сыграть эти звуки «музыки дождя» с помощью колокольчиков и металлофона.

 Дети встают, разбирают инструменты. Сначала играют без аккомпанемента, затем с музыкальным сопровождением. 

 Воспитатель.  А как же ещё можно изобразить дождик, чтобы мы могли его не только услышать, но и увидеть? Правильно нарисовать. 

 Воспитатель. Ребята, мы с вами в группе заранее заготовили рисунки. Как мы их готовили? Чем мы рисовали? (Мы рисовали свечой облака, дождик, травку) Правильно, молодцы. А почему же мы их не видим?

Рисунки выполнены свечой практически невидимые, а если их сверху покрыть акварельными красками, рисунок проявиться, как будто проявляется фотопленка. Этот способ рисования называется «фотокопией».

А сейчас мы с вами возьмем акварельные краски и начнем покрывать наши листы. Ваш рисунок проявиться. Начинать рисунок лучше с верхней части – это небо. Будем использовать способ смешивания красок.  Какую краску выберем? (белую и синюю).

Белую краску набираем на кисть первой и кладем в углубление палитры. Затем тщательно промываем кисточку. Синюю краску добавляем совсем чуть – чуть на кончике кисти. Тщательно промешивать краски между собой и лишь потом

наносить на лист бумаги.

Нижняя часть листа – это травка. Какую краску мы выберем? (желтую и зеленную). Желтую  краску набираем на кисть первой и кладем в углубление палитры. Затем тщательно промываем кисточку. Добавляем зеленную краску на кончике кисти и тщательно промешиваем.

А теперь приступайте к работе.

Во время рисования звучит: 1. музыка дождя

                                                   2. пьеса «Вальс-шутка» Д. Шостаковича. 

 Дети дарят свои рисунки Облачку.

 Муз. руководитель.   Музыка Д. Шостаковича «Вальс-шутка» помогла вам  выразительно изобразить весёлый дождь? Ответы детей.  Да! 

С заданием вы справились все хорошо.

 Муз. руководитель. А теперь я предлагаю вам исполнить песню, про такой же весёлый дождик. 
Дети исполняют песню « Песенка дождя» сл. и муз. З. Роот

 Муз. руководитель: Ну что ж, ребята, вот и пришла пора прощаться с волшебным осенним лесом.

 За то, что вы так хорошо занимались, осень просила передать вам на память эти маленькие осенние листочки в виде медалек.       

Всего вам доброго! До свидания!

Звучит музыка «Осень» А. Вивальди

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка осени. Конспект музыкального занятия для детей старшей группы

Цель  Формирование музыкальных и творческих способностей детей  в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально ритмических движениях). Овладение способами вза...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Музыка разных цветов"

Музыкальное занятие ставит цели:воспитывать эмоциональную сферу;продолжать развивать любовь к пению, интерес к слушанию музыки;развивать психические процессы: память, внимание, восприятие;расширять кр...

Конспект музыкального занятиядля второй младшей группы "Путешествие в лес"

Разработка музыкально - ритмического занятия для младшей группы...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Сказка в музыке"

Это творческое занятие развивает у детей воображение, фантазию, формирует музыкально - слуховые представления, умение применять свой опыт в новых условиях....

Конспект музыкальной деятельности в старшей группе "Музыка осени"

Знакомство с творчеством композиторов А.Вивальди, П.Чайковского....

Конспект музыкального занятия в старшей группе по теме "Музыка Осени"

План-конспект занятия по музыке для старших дошкольников...

Конспект музыкального занятия в старшей группе "Музыка Осени"

Музыкальное занятие, на котором дети отправляются в сказочный осенний лес. Ребята любуются красотой Осени, слушают её звуки и пытаются повторить их с помощью шумовых инструментов....