«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

Маркина Ирина Владимировна

 

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .

Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы технику правильного произношения звуков в пении и выразительной декламации стихотворного текста.

Задачи: разрабатывать в игровой форме артикуляционный аппарат; мелкую моторику; закреплять навыки певческого дыхания; закреплять понятие высокого, среднего и низкого звуков в слуховом анализе и пении; в игровой форме закреплять понятия: время года, месяц, осенние приметы; хождение змейкой; построение полукругом, в круг, врассыпную; учить детей выразительному прочтению текста, в соответствии с образом, персонажем сказки; закреплять навыки детей в игровом творчестве.

Атрибуты: листочки трех видов по количеству детей (кленовые, дубовые, рябиновые, шарфик для ветерка; ширма напольная, перчатки различных цветов.

Ход занятия.

В зал под музыку змейкой входят дети старшей группы («На дворе – листопад» песня-игра музыка Т. Бокач «Колокольчик» № 39 стр. 23) .

Встают полукругом. Здороваются с гостями (по желанию здоровается любой ребенок) .

Музыкальный руководитель: Вы проснулись, потянулись, встали на ножки… Улыбнулись.

Звучит песня-приветствие (коммуникативная игра «Здравствуйте! » музыка М. Картушиной сборник «Аничков мост» стр. 56) .

(Приложение № 1)

Музыкальный руководитель: Мы выходим на улицу и приветствуем окружающий нас мир.

Проводится пальчиковая речевая игра «Здравствуй! » по стихотворению Т. Сикачёвой (автор игры И. Бодраченко) .

Я здороваюсь везде: дома и на улице.

Даже «Здравствуй! » говорю

Я знакомой курице.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро. Здравствуй, день.

Мне здороваться не лень.

Дети рассказывают стихотворение с разной интонацией в голосе.

Дети садятся на места (под музыку идут змейкой) .

Музыкальный руководитель проводит с детьми упражнения для шеи,

плечевого пояса и кистей рук (под фонограмму песни Т. Морозовой «Разноцветная осень». Разработка комплекса упражнений музыкального руководителя А. Никитенко.

По окончании упражнений музыкальный руководитель проводит артикуляционную игру-сказку «Теремок» (автор: Т. Овчинникова. Сборник: «Артикуляционная и пльчиковая гимнастика) под фонограмму: музыка Т. Морозовой «Маленькая фея».

1. В лесу стоит маленький домик -

Настоящий теремок.

2. У домика красивая черепичная крыша

(поднять руки над головой в форме "крыши")

3. И большая кирпичная труба

(сложить губы «трубочкой»)

4. В доме три маленьких резных окошка,

(руки над головой в форме окошка,

рот открыть)

5. И большая дубовая дверь

(ладошки перед лицом, показываем зубки)

6. Стены в домике покрашены

(опустить руки на колени)

Красивой розовой краской

(языком внутри гладить щеки)

7. Вдруг подул сильный ветер

(дети поднимаю руки вверх, голосом имитируют звук ветра)

8. Дверь открывалась и закрывалась

(открывают и закрывают рот)

9. Даже стены в домике закачались

(поочередно надувают щечки: правую, левую)

10. Вдруг домик затрещал и рассыпался

(губами издают звук "пф-р-р",

руками изображают падение домика)

11. Прибежала мышка-норушка

(сжимают кисти рук в кулаки мизинцами показывают хвостик)

12. Увидела, что домик рассыпался

(жуют губки)

И расплакалась (изображают плачущую мышку

13. Прискакала лягушка-квакушка

(кисти рук сжимаются и

разжимаются с силой «ква-

ква»)

14. Увидела, что мышка плачет

И сказала:

15. «Не плачь, мышка, пойдем ко мне

жить. »

(кистями рук показывают говорящую лягушку)

16. Обрадовалась мышка, улыбнулась

(широко улыбаются губами)

И побежала с лягушкой.

(мизинцами показывают хвостик)

По окончании сказки дети играют в артикуляционную игру «Подари улыбку другу».

Музыкальный руководитель спрашивает детей, что можно увидеть ранней осенью на лесной полянке. Дети отвечают: «грибы» (показывают руками) ; «цветы» (называют цветы, показывают руками – складывают кисти рук бутончиками, нюхают – вдох, подули на пальчики – «лепестки» - медленный выдох) ; «ягоды» (называют, показывают руками, нюхают, чмокают губами) ; «бабочки» (показывают кистями рук бабочку) ; жучки (изображают руками и голосом улетающего жучка: сжать кулачки; из указательных пальцев и мизинцев сделать «усики» жучка; «побегать» усиками по ножкам со звуком «ж-ж-ж» на в низком регистре; затем, постепенно поднимая руки, переходить из низкого голосового регистра в высокий на одном дыхании с резким выдохом на высоком звуке, кулачки разжать) ; «деревья» (показывают руками высокое дерево) ; «старое дерево» (горловой скрип).

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поиграем с пальчиками и отгадаем загадку. (Музыкальный руководитель с детьми проводит пальчиковую игру «Сова». Разработка движений музыкального руководителя А. Никитенко).

Наши пальчики играли,

(Сжимать и разжимать кулачки на каждый слог)

И гуляли, и плясали.

(Пальчики «гуляют» по ножкам, вращают кистями рук)

А теперь мы, детвора, в лес отправимся: - Ура!

(Хлопают в ладоши, на «Ура! » поднимают руки ладошками вверх)

Только вот молва идёт: птица в том лесу живёт.

(«Грозят» указательными пальцами обеих рук, показывают «птицу»)

Птица не простая, птица вот такая:

(Выставляют руки ладошками вперёд)

Днём на дереве сидит,

(Руки кладут на пояс)

Толи дремлет, толи спит.

(Складывают ладошки и кладут под щёку, закрывают глаза ладошками)

Ночью по лесу летает, малых детушек пугает.

(Кистями рук изображают крылья, сжимают и разжимают кулачки на каждый слог)

Всё головушкой вертит, во все стороны глядит.

(Поворачивают голову вправо и влево на каждый слог)

Вот такая голова. Что за птица-то?

(Показывают «голову» руками (окошко, выставляют руки вперёд ладошками)

Дети: Сова!

Вопрос: Какие звуки издает сова?

Ответ: «Ух»! (Все изображают «уханье» совы). Проводятся несколько игр на развитие различных видов певческого дыхания и певческой атаки.

Исполняется (стоя) пальчиковая игра «В лесу темно» («Вышли пальцы погулять» автор И. Бодраченко).

Вопрос музыкального руководителя: Какое сейчас время года? Месяц? Какие осенние приметы вы можете назвать? Почему осень называют «золотой»? Загадать загадку про осенние листья: Падают с ветки золотые монетки.

Ответы детей.

Вопрос: А чьи песенки мы можем услышать, когда гуляем по осеннему лесу?

Ответы детей: Песенку ветра, дождя, воды, упавших листьев…

Музыкальный руководитель предлагает детям исполнить песню-игру «У кого какая песня» (на музыку А. Жилинского) .

Дети змейкой под музыку выходят на середину зала и встают полукругом.

Исполняется песня-игра «У кого какая песня» (см. «Музыкальный руководитель» № 5/2009 стр. 9) .

Музыкальный руководитель: Какие замечательные зонты раскрылись над вашей головой: большие, прочные. Теперь нам никакой дождик не страшен.

Дети становятся врассыпную по залу. Инсценировка песни «Дождик» (с пальчиковой игрой) муз. М. Красева, сл. Н. Френкель («Учите детей петь» для 3-5 лет, стр. 119. Авторы: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва, 1986 год.)

По окончании песни музыкальный руководитель проводит с детьми игру «Мы большой построим дом» (сборник: «Кукляндия» М. Родиной) .

1. Воспитатель группы проводит с детьми пальчиковые игры «Мальчик-с-пальчик» (Т. Овчинникова «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика») стр. :

Мальчик-с-пальчик, где ты был?

Долго по лесу бродил.

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(Каждого зверя дети показывают руками) .

Вопрос: Давайте покажем, какой гриб вырос у нас на поляне.

Инсценировка пальчиковой игры «Гриб» автор Т. Овчинникова:

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Каждое слово сопровождается показом) .

Инсценировка стихотворений про зверят.

Музыкальный руководитель: Вы замечательно сегодня занимались. Теперь можно и поиграть. В какую игру будем играть?

Ответ: В игру с осенними листочками. (Или показ сценки для перчаточных кукол «Необычная планета» автор М. Родина сборник «Кукляндия») .

Воспитатель раздает ведущим листья трех видов: кленовый, рябиновый, дубовый. При этом уточняет правильное название листьев (лист с клена кленовый; лист с дуба – дубовый; лист рябины) .

Исполняется песня-игра «На дворе – листопад» музыка Т. Бокач («Колокольчик» № 39 стр. 23). Игра проводится 2 раза. (Приложение № 2). По окончании игры дети собирают листья.

Музыкальный руководитель: Наше занятие окончено. Подойдите все ко мне. Чем мы сегодня занимались?

Ответы: Мы делали зарядку для шеи и рук; учились правильно дышать, когда поем; играли в игру «Теремок»; пели песни про дождик, про листья… Играли в игру «Мальчик-с-пальчик», «Гриб»; играли в игру с осенними листьями.

Музыкальный руководитель еще раз уточняет названия листьев, с которыми проходила игра.

Предлагает детям попрощаться с взрослыми. Дети прощаются и под музыкальное сопровождение выходят из зала.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

Пальчиковая гимнастика на музыкальных занятиях для средней группы

Пальчиковая гимнастика помогает ребенку соединять слова с действиями пальцев....

Пальчиковая гимнастика на музыкальных занятиях

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору го...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях...

Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях.

При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно пропевают отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые мог...

Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"

Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"...