Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"
учебно-методический материал

Муравицкая Лилия Леонидовна

Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи" 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОКАЧЕВСКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  «ЮГОРКА»

«Использование  музыкально – речевых, артикуляционных и пальчиковых игр  на музыкальном занятии для развития речи»

(из опыта работы)

                                                                                         Подготовила:

                                                                                 музыкальный руководитель

Муравицкая Л.Л.

г. Покачи, 2018 г.

В своей работе по музыкальному воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении я использую музыкально – речевые, артикуляционные и    пальчиковые игры. Они не только способствуют развитию музыкальных способностей, но и развитию речи.

Музыкально – речевые игры - одна из форм творческой работы с детьми в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым слухом. Средства музыкальной выразительности: мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад, интонация, форма, – являются характерными и для речи.

 Впервые идея применять  речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Затем музыкально – речевые упражнения, наряду  с элементарным музицированием,  стали широко применяться педагогами разных стран.

          Основные задачи музыкально - речевых игр:

  1. Развивать музыкальные и творческие способности детей, в том  числе: эмоциональную отзывчивость на музыку; слуховое внимание; музыкальную память; ладовое чувство; тембровый, звуко-высотный и динамический слух; чувство ритма;
  2. Формировать у детей представление о форме, структуре музыкального произведения.
  3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь и её грамматический строй.
  4. Улучшать дикцию детей.
  5. Способствовать развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.
  6. Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
  7. Укреплять голосовой аппарат.
  8. Учить детей выразительно передавать настроение, характер персонажей  речевой  игры через интонацию, жесты, движения, мимику.

       Речевые игры и упражнения, а также разучивание текстов (слов песен)  на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками по коленям, щелчками).  

Музыкально  - речевые  игры

       Тексты для речевых игр должны быть простыми, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества - песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Например, р.н.п.: «Петушок», «Киска», «Как на нашем,  на лугу», «Чики –чики – чикалочки»,  «Андрей – воробей», «Ходит зайка по саду», «Скок – скок – поскок, молодой дроздок», «Динь –дон, динь – дон! Загорелся кошкин дом», «Бегал заяц по болоту» и др.

       Музыкально - речевые упражнения имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием (игрой на инструментах) или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Мелодия музыкально – речевых игр не затейлива, легко ложится на слух. Очень часто в мелодии  применяется один звук по высоте или  два ( в терцию).

     Жестикуляция, пластика, мимика в  музыкально - речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.

Речевые игры со звучащими жестами.

Снег

Как на горке – снег, снег,            

Поднимают руки вверх, два хлопка

И под  горкой – снег, снег.  

Приседают на корточки, два шлепка  по                     коленям.                                                                                                                                  

И на ёлке – снег, снег,           

Приседают на корточки, два шлепка  по                     коленям.                                                                                                                                  

И под ёлкой – снег, снег.     

Приседают на корточки, два шлепка  по                     коленям

А под снегом спит медведь

Притопы, покачивания корпуса с ноги на ногу.

Тише, тише – не шуметь!   

Произносят шёпотом, указательный палец к губам.

Речевые игры с  шумовыми и ударными музыкальными

инструментами (деревянные ложки и погремушки).

Вот пришли весёлые матрёшки. Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки. Тук – тук!

Мы на ложках заиграли.Туки –туки! Туки – тук!

Наши ложки заплясали. Туки – туки! Тук – тук – тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка.  Трень – трень.

Он принёс ребятам погремушки. Трень – трень.

Погремушки  зазвенели – трень –трень – трень! Трень –трень – трень!

Звонко песенку запели- трень –ди, трень –ди, трень-ди – трень!

Тук – тук, туки – тук. Трень – трень - трень! Трень – трень- трень!

Будет весело играть наш оркестр целый день!

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ:

«Улыбка»- растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты).

«Трубочка» («хоботок») – вытягивание губ вперёд.

Чередование «Улыбки» и «Трубочки».

Упражнения для языка:

(рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижная)

«Болтушка»- движение языком вперёд- назад.

«Часики»- работать языком вправо-влево.

«Качели»- работать вверх- вниз языком.

«Лошадки»- цокать высунутым языком.

«Лопатка»- выставить расслабленный язык.

«Иголочка»- узкий напряжённый язык высунут вперёд.

«Желобок»- высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щёки и воздух.

«Грибок»- широкий плоский язык присасывается к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.

«Шинкование»- прикусывание языка зубками, язык двигается вперёд до подбородка и назад (как будто режем ножом).

«Конфетка»- жевать язык справа и слева, как будто  конфетку.

                                                 

Пальчиковая гимнастика

  1. «Кулачки»- сжимание пальцев в кулак вместе и поочерёдно.
  2. «Маляр»- (красить стены кистью)- прогибание кистей рук вверх- вниз, как будто малярная кисть, по стене.                                                    
  3. «Замочек»- повороты кистями рук, сцепленными в «замок» пальцами.
  4. «Солнечные лучики»- из «замочка» вытянуть пальцы вверх, ладони прижаты.
  5. «Ёжик»- из положения «замочек» вытянуть пальцы вверх (иголки) и шевелить ими, как будто причёсывать чубчик ёжику.
  6. «Ножницы»- (руки соединены ладонями и  пальцами) - разведение пальцев и сжимание, будто пальцы стригут, словно  ножницами.
  7. «Коготки»- сильное полусгибание и разгибание пальцев, словно когти кошечки.
  8. «Веер» (пальцы широко расставлены - постепенное сжатие пальцев в кулак (сложился веер) то в одну,  то в другую сторону. «Веером» можно помахивать перед лицом, охлаждая себя.
  9. «Пальчики здороваются» - соприкосновение с большим пальцем подушечек остальных пальцев.
  10. «Крепкое рукопожатие»- надавливание на подушечки пальцев.
  11. «Кулак - кольцо»- два кулака, а затем две руки делают «кольцо» большим и вторым пальцами.
  12. «Рыбка»- (кисти сложить вместе)- движение от груди вперёд, изгибая кистями, будто хвост рыбки.
  13. «Кошечка» - поглаживать ладонью руки предплечье другой руки, словно мягко гладим кошечку.
  14. «Орёл» (сцепить подушечками большие  пальцы)- широко расставить остальные пальцы, словно крылья орла и «парить в небе», одновременно  взмахивая двумя кистями рук.
  15. «Гуси»- изобразить клюв у гуся, т. е. четыре пальца прижать вместе к большому пальцу. Гуси гогочут или щиплют друг друга.
  16. «Бабочка» (сцепить подушечками большие  пальцы)- распрямить остальные прижатые друг к другу  пальцы и помахивать, словно крылышками бабочка. «Бабочка» порхает от цветка к цветку (с одной коленки на другую).

Использованная литература:

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду. Изд. «Учитель», Волгоград, 2011 г.

2. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, ООО «Гном - Пресс»,1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

План-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме: «Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ»

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики на музыкальных занятиях в ДОУ» (старшая группа) .Цель: с помощью артикуляционной и пальчиковой гимнастик вырабатывать у детей старшей группы техник...

Консультация для воспитателей: "Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развитию речи с детьми 5-6 лет"

Консультация для воспитателей: " Использование артикуляционных гимнастик, чистоговорок и скороговорок на занятиях по развити речи с детьми 5-6 лет"...

"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии речи детей дошкольного возраста"

Значение пальчиковых игр в развитии дошкольника, рекомендации по выполнению....

Как музыкальные занятия способствуют развитию речи детей с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Ладушки»       Как музыкальные занятия способствуют развитию речи де...

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...