"Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии речи детей дошкольного возраста"
статья
Значение пальчиковых игр в развитии дошкольника, рекомендации по выполнению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi_doshkolnika.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольника
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте играет первостепенную роль. У детей данного возраста активно пополняется словарный запас, произношение становится значительно чище, исправляются дефекты речи. К сожалению, сегодня практически половине дошкольников требуется помощь логопеда. Одной из причин является недостаточное развитие мелкой моторики.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Речевые области формируются под влиянием кинетических импульсов, поступающих от пальцев. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, развивает мозг ребенка, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, он учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой и усиливается контроль за выполнением движений.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развиваются творческие способности, воображение, фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
8. Пальчиковые игры способствуют улучшению произношения многих звуков.
9. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в свою очередь развивает координацию, подготавливает руку ребенка к письму.
10. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между ребенком и взрослым.
С какого возраста рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой?
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя.
С 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Примерно с 10 месяцев, кроме выполнения пассивных упражнений ребенка нужно учить катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного диаметра; рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговицы и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки.
Начиная с полутора лет, активно используют более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев рук. Детей учат играть в различные шнуровки, расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирать крупные пазлы.
Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.
С 3-х до 6-ти лет совершенствуется техника уже освоенных пальчиковых игр. Помимо этого широко используются игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровки, выкладывание узоров из круп. К четырем с половиной годам ребенок должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте детям доступен «пальчиковый театр», «кукольный театр».
У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.
• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
• Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
• Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Этапы проведения пальчиковых игр
- Сначала взрослый должен сам выучить и отрепетировать движения потешки.
- Затем показать ребенку движения, сопровождая веселыми стихами.
- Взрослый проводит игру, действуя пальчиками и руками ребенка.
- Ребенок и взрослый одновременно двигают пальчиками, взрослый проговаривает слова.
- Взрослый читает текст, ребенок сам действует руками. При необходимости взрослый помогает ребенку.
- Ребенок самостоятельно рассказывает и показывает, взрослый манипулирует пальцами вслед за ребенком, при необходимости помогая ему.
Пальчиковые упражнения и игры, несомненно, являются доступными и простыми средствами развития речи дошкольника. Выполняя пальчиковые упражнения, дети достигают хорошего развития моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста"
В данной консультации описывается влияние пальцев на развитие речи детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей раннего возраста»
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста,указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Простые движения рук помогают ...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры и упражнения - это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры и их польза в развитии речи детей раннего возраста"
Пальчиковые игры -это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Как правило, пальчиковые игры сопровождаютс...
Консультация для родителей на тему:" Пальчиковые игры и упражнения - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Рекомендации родителям как в домашних условиях развивать мелкую моторику с помощью игр и упражнений...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры и упражнения — это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок; уникальное средство для развития мелкой моторик...