Консультация "Использование голосовых упражнений на музыкальном занятии для развития речи у дошкольников."
консультация по развитию речи

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx92.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация   

               Использование голосовых упражнений на музыкальном занятии для развития речи у дошкольников.

             

            Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Потапова Зоя Васильевна, музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад №10» хочу поделиться с вами опытом работы над развитием речи дошкольников на музыкальных занятиях.

           Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика) можно использовать в работе над развитием речи. Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь музыки, движения и речи. Именно музыка является организующим и руководящим началом.

       Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом.

       Пение способствует развитию речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

        Это и игры – распевания, и музыкально – речевые игры, и упражнения на дыхание. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка  (например: «Да-дэ-ди-до-ду», «На-ра-рим-пам-пам»).

1. ПРЫГ- СКОК

Музыкальный руководитель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно    чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.

2. ЭХО

Можно выбрать любую попевку, разбить её на отдельные слова, дети повторяют за педагогом. Слова пропеваются в различных интервалах как вверх, так и вниз. Формирует музыкальную память, позволяет добиваться чистоты интонирования при пении различных интервалов.

3. САМОЛЁТ.

Муз. рук. берёт игрушечный самолёт, дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».

1. Просто гудим.

2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.

3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.

4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.

5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».

4. ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ.

Активно произносим звук «Ш-ш-ш», обнажив зубы. Чередуя громко – тихо, то есть сначала голосом, затем при помощи руки. Далее усложняем  - произносим на легато – стаккато.

5. КРАШУ КАРНИЗ

Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, вот и выкрашен карниз, ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо вверх, «Вниз» - глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости голоса.

6. ТУК- ТУК. Твёрдо произносим: «Тук, тук молотком, мы построим птичкам дом». Стараемся услышать все согласные.

       В работе над дикцией важен показ, когда подключается весь артикуляционный аппарат, полезно проговаривать текст одними губами, Это позволяет детям следить за правильным положением губ.

       Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Этому способствуют пальчиковые игры.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский «Движения рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М.Бехтерев.  В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука - это вышедший наружу мозг человека».

7.

hello_html_27112ecb.png

     8.   «ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ…»

Дружат в нашей группе         пальцы обеих рук соединяются

Девочки и мальчики                ритмично в замок

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.              Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Раз, два, три, четыре, пять -      Поочередное касание пальцев на обеих руках,

Начинай считать опять,            начиная с мизинца.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

Руки вниз, встряхнуть кистями. Повторить предыдущие движения.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

  9.   Например: «Кулак – ребро – ладонь» - это упражнение хорошо выполнять

под бодрую маршевую музыку, например: под всем известную песенку

«Жили у бабуси». Ребёнок показывает три положения руки на плоскости стола,

последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола;

ладонь сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. Сначала учимся

выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе,  затем с переходом

от левой руки  к правой.

     Занятия движениями под музыку в сопровождении с речью имеют неоценимое значение. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов.

       10.   Упражнение, воспитывающее темп и ритм речи на материале имён:

Дети стоят в круге лицом к середине и выразительно, в темпе марша произносят имена. При произношении имени мальчика топают  ногой, девочки – хлопают в ладоши.  Затем усложняем задание: имя девочки – тихо с хлопком, имя мальчика – громко, с притопом. Можно варьировать по желанию педагога.

     Упражнений на развитие речи существует множество, уверена, что у каждого педагога есть свой  набор музыкального материала.

            Таким образом, любой вид музыкальной деятельности обладает удивительной силой воздействия на ребёнка, прекрасное и очень сильное средство, помогающее осуществлять работу над родным языком. Взаимодействие музыки, слова и движения доставляет детям радость и развивает мышление и речь ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексико-грамматических категорий на занятиях по развитию речи у дошкольников с ЗПР

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты"...

Занятие по развитию речи для дошкольников. Тема занятия "Звук"

Занятие по развитию речи для дошкольников (5-6) лет. Ознакомление с понятием "звук". Как можно определить звук предмета, если его не видишь? Практическая работа "Определи по звуку, что ...

Как музыкальные занятия способствуют развитию речи детей с ОНР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Ладушки»       Как музыкальные занятия способствуют развитию речи де...

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...

«Использование сингапурских обучающих структур на музыкальных занятиях для развития креативного мышления дошкольников» (опыт работы)

Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Цель: изучение и внедрение элементов Си...

Упражнения и конспекты занятий по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Упражнения и конспекты занятий для  по развитию речи у детей  старшего дошкольного возаста...

Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"

Доклад " Использование музыкально-речевых, артикуляционных и пальчиковых игр на музыкальных занятиях для развития речи"...