«Использование сингапурских обучающих структур на музыкальных занятиях для развития креативного мышления дошкольников» (опыт работы)
методическая разработка по музыке

Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение и внедрение элементов Сингапурской системы обучения в  образовательный процесс по музыкальному воспитанию для эффективного развития креативного мышления и музыкально-творческих способностей  воспитанников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Полтавский детский сад «Родничок» Полтавского района Омской области

                         

«Использование сингапурских обучающих структур на музыкальных занятиях для развития креативного мышления дошкольников»

(Опыт работы)

Давыдова Наталья Леонидовна,

                                                      Музыкальный руководитель

                        МБДОУ «Полтавский

детский сад «Родничок"

Согласно требованиям современного общества и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,современный педагог должен идти в ногу со временем, постоянно стремиться к повышению своего профессионализма, искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства и приёмы, а также передовые технологии, которые будут способствовать повышению познавательной активности дошкольников и помогут ему решать профессиональные педагогические задачи.

Одним из таких средств на данном этапе развития общества является использование Сингапурской системы обучения. Проектирование занятий с использованием методов и приёмов Сингапурской системы обучения - это совсем новое и актуальное направление в деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. Но, к сожалению, опыта по использованию и применению данной технологии на музыкальных занятиях недостаточно. Именно поэтому я поставила перед собой цель: изучение и внедрение элементов Сингапурской системы обучения в  образовательный процесс по музыкальному воспитанию для эффективного развития креативного мышления и музыкально-творческих способностей  воспитанников.

Креативное мышление – это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Креативность – это творческие способности, которые характеризуются готовностью индивида к принятию новых идей, отклоняющихся от традиционных схем мышления и входящие в структуру одарённости, а также способность решать проблемы.

Постановка данной цели предусматривает решение следующих  задач.

Задачи:

  1. Изучить, проанализировать современную методику Сингапурской системы обучения и применить её для развития креативного мышления и музыкально-творческих способностей детей в процессе продуктивной  музыкальной деятельности.
  2. Выявить и создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к музыке и проявление творческой  активности через сингапурские обучающие структуры.
  3. Подобрать к каждому из видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование) подходящие методы и приёмы Сингапурской системы обучения.
  4. Развить навыки использования комплекса приемов данной методики при разработке непрерывной образовательной деятельности, сценариев праздников, развлечений.
  5. Провести диагностику интеллектуальных музыкальных способностей воспитанников (автор Тарасова К.В.), в которой предлагаются задания на определение уровня развития музыкального репродуктивного и творческого мышления, чувства музыкального ритма, звуковысотного слуха, музыкальной  памяти, музыкального  воображения, творческих способностей в литературной и художественной областях, а также творческие задания на сочинение песни,  музыки, сказки.
  6. Способствовать распространению данного опыта среди коллег: музыкальных руководителей и воспитателей.

Более трудоёмкой и сложной была для меня работа по решению такой задачи, как подбор к каждому из видов музыкальной деятельности подходящих методов и приёмов Сингапурской технологии. Одни обучающие структуры не соответствовали дошкольному возрасту, другие не соответствовали специфике предмета «Музыкальное воспитание».

Далее предлагаю ознакомиться с подобранными обучающими структурами сингапурской системы обучения к каждому виду музыкальной деятельности для работы со старшими дошкольниками.

В восприятии музыки (слушании) использую приёмы:

        МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) - инструмент для управления командой. В центре стола находится табличка, позволяющая удобно и просто распределить воспитанников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б). Данная табличка помогает во взаимоопросе. На музыкальном занятии я размещаю эти таблички не на рабочих столах, так как они займут всё пространство музыкального зала, а на полу, по периметру помещения. А выполнение задания  не всегда будет ограничиваться местонахождением этих табличек, подгруппы детей могут свободно передвигаться по музыкальному залу.

       ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) –«обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, затем  по очереди обсуждают свои ответы в команде. Вариант задания: «Прослушайте симфонию Н.А. Римского-Корсакова и подберите к прослушанному произведению подходящие по характеру картины моря. Партнёр «А» работает с партнёром «Б».

В восприятии музыки данные обучающие структуры  помогают обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание слушать, помогают надолго запомнить музыкальное произведение.

В пении использую ТИМ ЧИР (Team Cheer) – стихотворный девиз, который «превращаем»  вместе с детьми в музыкальный девиз. Это короткая и веселая распевка-упражнение для поднятия духа команды, поощрения или выражения благодарности. Дети сразу сочиняют продолжение неполного девиза в стихотворной форме, а потом сами придумывают мелодию к сочинённому девизу:

-  Мы танцуем и поём, …..(очень весело живём!)

- Наш корабль спешит вперёд, … (всех нас музыка зовёт!)

       МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat)- инструмент для управления командой  (описанный в «слушании»). Вариант задания для развития песенного творчества: «Сочини и спой своему партнеру по плечу (по лицу) простейшую попевку на предлагаемый текст (можно разного характера). Другой вариант задания: музыкальный руководитель поёт известную попевку, а потом предлагает: «Спойте друг другу песенку, но не так, как я!»

       МЭНЭДЖ МЭТ подходит для вокальных импровизаций, для упражнений на пропевание  имен, звукоподражаний, мелодий без слов, для сочинения детьми  простейших попевок на предлагаемый текст.

В музыкально-игровом и танцевальном творчестве использую  МИКС-ФРИЗ-ГРУП (Mix-Freeze-Group)-обучающую структуру, в которой участники смешиваются под музыку, останавливаются, когда музыка прекращается, и объединяются в кружки. Количество участников в кружке зависит от ответа на вопрос. Вариант вопроса: «Мы на сцене будем вместе, ведь петь дуэтом интересней. И чувств мелодия полна, а нас в дуэте только …(два)». Дети должны собраться в кружки по 2 человека.

ФОЛЛОУ ЗЕ ЛИДЕР (Follow the leader) – «следуй за лидером». Все дети становятся в одну колонну. Педагог выбирает одного воспитанника и назначает его ведущим. Ведущий поворачивается лицом к колонне и под музыку импровизирует, изображает различные танцевальные движения своей группе. Остальные дети повторяют за ним. По знаку педагога ведущий становится в конец колонны, а впереди стоящий становится ведущим и так далее. Команд может быть несколько. ФОЛЛОУ ЗЕ ЛИДЕР хорошо подходит на музыкальных занятиях в пластических и танцевальных импровизациях, в упражнениях на сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий и поведения зверей и птиц.

Для развития  творческих способностей в игре на детских музыкальных инструментах использую обучающую структуру КОННЕКТ-ЭКСТЕНД-ЧЕЛЭНДЖ (Connect-Extend-Challenge), которая помогает расширить знания детей по теме, связывая их с предыдущим опытом и продумывая возможные трудности.

Например, при знакомстве с инструментами задаю вопрос на связь с предыдущими знаниями, затем вопрос для расширения знаний, и третий вопрос на то, как можно применить свои знания.

- Какие духовые инструменты вы знаете? - Почему вы считаете, что эти инструменты духовые, как вы определили это? - Выбери из предложенных инструментов такой духовой инструмент, который может изобразить, как поёт жаворонок? Как вы считаете, подойдёт для этого духовой инструмент симфонического оркестра или оркестра народных инструментов? Почему?

КОНЭРС (Corners) - «углы» - обучающая структура, в которой участники распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа и рассказывают друг другу, почему они выбрали данную картинку. Пример задания: выбрать одну картинку в углу зала, на которой изображён музыкальный инструмент, распределиться по парам и рассказать своему напарнику всё, что вы знаете об этом инструменте и чем он вам нравится.  

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН (Think-Write-Round Robin) –«обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники обдумывают высказывание или ответ на какой-либо вопрос, затем записывают (либо рисуют) и по очереди обсуждают свои ответы в команде. Вариант задания: «Вам нужно создать ансамбль народных инструментов. Для этого послушайте музыкальную пьесу и договоритесь, какие инструменты подходят для озвучивания пьесы, на каком инструменте будет играть каждый из вас, и кто где будет вступать». (Пьеса детям должна быть хорошо знакома)

 ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН использую также для проведения упражнения  «Выберите  инструмент и изобразите звуками журчание ручейка» (весенний гром, шелест листьев) и в детском экспериментировании (опыты со звуками и выбор тембров инструментов для оркестровки музыкальных произведений).

. МЭНЭДЖ МЭТ (Manage Mat) хорошо подходит для выполнения заданий: «Сочините мелодию», «Придумайте  ритм дятла  для своего партнёра по плечу (по лицу)».

ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (Take off - Touch down) - «встать - сесть» - обучающая структура, которую можно применить для опроса воспитанников. Пример: «Встаньте те, кто считает, что скрипка – это струнный инструмент!»

Также, по ходу всего музыкального занятия я использую сигнал тишины и привлечения внимания ХАИ ФАЙВ (High Five) - дословно «дай пять».

Я считаю, что большую часть обучающих структур сингапурской системы обучения предпочтительнее использовать на тренировочных и  итоговых занятиях, при повторении и закреплении пройденного материала, а также на занятиях творческого применения знаний и умений. На таких занятиях я успешно использую групповую (подгрупповую) форму работы, работу в парах. А сингапурская технология позволяет ещё больше разнообразить данные формы работы, непроизвольно добиться от воспитанников совместной творческой деятельности, а также высокой активности. Благодаря сингапурской технологии дети учатся общаться, не выкрикивать, дают возможность друг другу высказаться в группе по-очереди, договариваются, приходят не только к общему мнению, но и корректно отстаивают своё мнение.

Но педагогу важно также научиться рационально сочетать элементы сингапурской технологии с формами и методами образовательного процесса по музыкальному воспитанию. Я считаю, что на музыкальном занятии дотаточно двух-трёх сингапурских приёмов. Хотя это будет зависить от знаний, умений, накопленного опыта и творческого подхода каждого отдельного музыкального руководителя.

В результате применения Сингапурской технологии на музыкальных занятиях:

- дети учатся анализировать проблемную ситуацию с разных сторон, выдвигать оригинальные идеи, находить решение в нестандартных ситуациях;

-  активно проявляют свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

- проявляют способность к спонтанному творческому поведению в детском саду и дома;

- проявляют интерес к различным проявлениям творчества: в слушании, в музыкально – ритмических движениях, певческой импровизации, в игре на детских  музыкальных  инструментах, в литературной и художественной областях;

- становятся более общительными, проявляют желание работать в парах и команде, учатся решать задачи, поставленные педагогом, сообща.

В итоге повышается эффективность музыкального воспитания детей, наблюдается повышение показателей по диагностике музыкальных интеллектуальных и творческих способностей. Таким образом, применение элементов сингапурской системы обучения на музыкальных занятиях помогает разнообразить формы работы в различных видах музыкальной деятельности (слушание, пение, творческое музицирование, музыкально-игровое и танцевальное творчество детей), позволяет повысить мотивацию воспитанников на занятиях, а также способствует развитию воображения, креативного мышления и музыкально-творческих способностей дошкольников, увеличивая их интерес и любовь к музыке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения школьников [Текст] / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. — С. 186-188.

2.multiurok.ruИспользование сингапурского метода обучения в ДОУ. Дошкольное образование

3. adou.rucategories/2/articles/450

 Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством применения Сингапурских методик образования.

4.http://www.mnvnauka.ru/2017/06/Islamova.pdf

Сингапурские технологии обучения как фактор взаимодействия детей дошкольного возраста.

5. http://wikiredia.ru/wiki/Креативность

 

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование сингапурских обучающих структур на музыкальных занятиях для развития креативного мышления дошкольников» ( Опыт работы ) Давыдова Наталья Леонидовна

Слайд 2

Цель: изучение и внедрение элементов Сингапурской системы обучения в образовательный процесс по музыкальному воспитанию для эффективного развития креативного мышления и музыкально-творческих способностей воспитанников. Задачи: 1.Изучить, проанализировать современную методику Сингапурской системы обучения и применить её для развития креативного мышления и музыкально-творческих способностей детей в процессе продуктивной музыкальной деятельности. 2. Выявить и создать условия, обеспечивающие эффективное развитие интереса у старших дошкольников к музыке и проявление творческой активности через сингапурские обучающие структуры. 3. Подобрать к каждому из видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, музицирование ) подходящие методы и приёмы Сингапурской системы обучения. 4. Развить навыки использования комплекса приемов данной методики при разработке непрерывной образовательной деятельности, сценариев праздников, развлечений. 5. Способствовать распространению данного опыта среди коллег: музыкальных руководителей и воспитателей.

Слайд 3

Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Шкала развития музыкально-творческих способностей детей (диагностика по Тарасовой К.В.)

Слайд 5

Данную учебно-методическую разработку можно предложить для тиражирования в сфере образования: 1)Заседание районного методического объединения педагогов дошкольного образования 2)Педагогический совет по теме «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников» 3)Областной педагогический марафон, БОУ ДПО «ИРООО» 4) Показ НОД (музыкальная деятельность) с использованием сингапурских технологии на Ярмарке педагогических идей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование риторики для развития креативного мышления дошкольников

В последнее время в своей работе с детьми все больше уделяю внимание развитию речи, развитию художественно-образного мышления детей,развитию риторики....

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников....

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО...

Выступление на педагогическом совете «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»

Выступление на педагогическом совете  «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»...

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Дошкольный возраст один из ответственных периодов социального и психологического развития личности. Это время связано с началом активного самоутверждения ребенка: обретениями, потерями, творческим пос...

Программа по самообразованию "Развитие креативного мышления дошкольников с использованием инновационных ресурсов систем НФТМ - ТРИЗ"

Программа способствует формированию у детей творческих способностей, подготовленности к стабильному решению нестандартных задач. Поможет педагогам вырастить креативно мыслящих ребятишек...