Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.
статья по развитию речи на тему

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionalnoy_seminar.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Гаптрахимова Г.Р.

Воспитатель

МБДОУ № 94

г. Нижнекамск

Дошкольный возраст один из ответственных периодов социального и психологического развития личности. Это время связано с началом активного самоутверждения ребенка: обретениями, потерями, творческим постижением окружающего мира

В нашем  стремительном веке мы стараемся дать детям математические знания, развивать логическое мышление, хотим, чтобы дети знали несколько языков. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит с помощью участия дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Это - игровая деятельность, речевое общение, рисование, конструирование и т.д.

Но именно традиционные детские виды деятельности соответствуют основному направлению психического развития дошкольника. Любимое занятие каждого ребенка это – игра и, конечно же, чтение сказок. Сказка для ребенка – это не вымысел, фантазия, а особая реальность. Сказка позволяет приобщить детей к культуре своего  народа и позволяет обогатить знаниями  о  Родине.

Если обратится к определению что такое сказка? Сказка – это древнейший жанр устного, народного творчества. Эпическое, преимущественно прозаическое, произведение волшебного, авантюрного или бытового характера. Как и все народное искусство, сказка глубоко национальна. В то же время большинство сюжетов встречаются разных народов мира. Если подобрать к слову сказка однокоренные слова: сказка – рассказывать – сказывать, то можно понять смысл. Сказка – то, что рассказывается, устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя, несмотря на то, что она всегда ориентирована на вымысел.

До последнего времени практическая психология образования не полностью использовала психолого-  педагогический потенциал сказок. Даже простое чтение сказок дает  хороший результат и помогает человеку преодолевать жизненные трудности. Почему это происходит? Попробуем разобраться, выделив разные  психологические интерпретации содержания сказок.

К условиям продуктивности сказок относятся: сказка должна соответствовать социальному опыту дошкольников, должна сопровождаться красочными, ярками иллюстрациями. Восприятие сказки усиливает хорошее музыкальное сопровождение. Соответствующая обстановка имеет огромное значение для слушания сказок. Эмоциональное влияние окружающей атмосферы должно подходить замыслу и содержанию рассказа.

Сказки для дошкольников свидетельствуют традициям доброго, психологически точного и педагогически важного общения с ребенком. Где воспитатели не боятся говорить с детьми о серьезных проблемах в жизни и воспитать в них лучшие человеческие качества. Это смелость, доброта, способность сострадать героям сказок, радоваться вместе с ними и огорчаться.  

Сказка впечатляет только тогда, когда воспроизводится профессионально. Неумелый рассказчик не может полагаться  на успех.

Главными задачами чтения сказки является воспитание интереса и любовь к чтению. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действий.

В младшем возрасте детей только приучают слушать сказки. Чтение надо сопровождать  показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра. А также очень важно научить детей слушать сказки без наглядного материала.

В старшем возрасте важно чтобы дети сопереживали героям. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от нее сохранялись как можно дольше. Воспитательное значение может снижаться потому что, дети сразу же переходят совершенно другому виду деятельности по своему содержанию и настроению. Например: к подвижным играм, спортивным соревнованиям.

  Методика чтения сказки основывается на жанр волшебной народной сказки. Психологический и педагогический  эффект достигается за счет проигрывания с помощью заместителей – персонажей.

В этом возрасте с детьми можно повторять наиболее интересные места или отрывок из прочитанной сказки. Таким образом, у детей очень хорошо развивается речь, мышление. Также с помощью воспитателя можно инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.

Один из главных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие  креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, умеющей находить собственное решение вопросов.

Одним из способов развития личности, развития воображения,  креативного мышления является театрализованная деятельность. Эта деятельность является источником особого взаимодействия детей и педагогов, на основе свободной творческой атмосферы.

        Безошибочно организованная театрализованная деятельность позволяет развивать у детей такие качества творческой личности как оригинальность мышления, умение находить свое собственное решение и способность отстаивать свою позицию. Также умение к импровизации, способность решать творческие задачи.

Удивительный мир театра дает детям возможность преодолеть стереотипы мышления. Позволяет преодолевать различные комплексы и пробудить их индивидуальные  творческие способности.

Развитие творческих способностей детей в театрализованной деятельности нужно начинать с творческой игры. При проведении таких игр - необходимо чтобы дети использовали мимику, жестикуляции, движения. А также средства выразительности как ритм речи, темп, особенности голоса. Войти в образ детям помогают элементы костюмов и декораций. Эти элементы они сами и подбирают для своих игр. Каждый ребенок по-своему изображает характер данного героя, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Говоря от имени определенного лица, ребенок легче раскрепощается. А после исполнения самой незначительной роли  даже самый пассивный ребенок начинает проявлять активность, у него появляется радость творчества.

В следующем этапе формирования творческих способностей детей можно переходить инсценировке фрагментов русских народных сказок, таких как «Колобок», «Теремок».

Эти сказки нужно проигрывать несколько раз с разными детьми-актерами, для того чтобы помогать разностороннему развитию детей в театрализованной игре. Тем самым, раскрывая индивидуальность каждого ребенка. На данном этапе дети начинают больше проявлять свое творчество. В результате систематического, целенаправленного применения таких игр у детей развивается креативное мышление. Они сами начинают предлагать различные варианты проигрывания сказок.

Таким образом, сказки имеют большое психологическое значение для дошкольников. Дети очень легко превращаются в сказочных героев. Стремление к добру и справедливости, вера в чудеса — все это ребенок с радостью встречает  в сказке.

Сегодня для детей с каждым днем все больше вырастает поток информаций. И хотя способность психики у детей велика, она все же имеет границы. Дети очень часто переутомляются, и  только сказка освобождает его сознание от всего ненужного. С помощью сказки снимаются все  обиды, горести, несчастья. Поэтому мы должны пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и любовь к искусству. Воспитательные возможности эстетического развития дошкольников средствами сказочного творчества большие. Творческая работа со сказкой ведёт к приобщению ребёнка к эстетическим ценностям красоты, силы, смелости.

При определённой заинтересованности можно добиваться у детей положительных и довольно быстрых изменений в их внутреннем мире и поведении.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование риторики для развития креативного мышления дошкольников

В последнее время в своей работе с детьми все больше уделяю внимание развитию речи, развитию художественно-образного мышления детей,развитию риторики....

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО...

Выступление на педагогическом совете «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»

Выступление на педагогическом совете  «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»...

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Дошкольный возраст один из ответственных периодов социального и психологического развития личности. Это время связано с началом активного самоутверждения ребенка: обретениями, потерями, творческим пос...

Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...