Программа по самообразованию "Развитие креативного мышления дошкольников с использованием инновационных ресурсов систем НФТМ - ТРИЗ"
рабочая программа

Программа способствует формированию у детей творческих способностей, подготовленности к стабильному решению нестандартных задач. Поможет педагогам вырастить креативно мыслящих ребятишекsmiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_triz.docx377.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            

Содержание

1

Паспорт Программы

2

Актуальность выбранной темы

3

Цель и задачи Программы

4

Этапы реализации Программы

5

Предполагаемый результат

6

План деятельности по теме самообразования

7

Диагностика

8

Литература

9

Приложение 1,2.

Паспорт Программы:

Программа «Развитие креативного мышления дошкольников с использованием инновационных ресурсов систем НФТМ – ТРИЗ» способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленности к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В программе предоставлен перспективный план коллективных игр и занятий с целями и задачами, диагностика усвоения материала. Эта программа не заменит основной образовательной программы, а максимально увеличит её эффективность. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств определяющую способность к творчеству.

Актуальность:  

В возрасте до 7 лет главное в жизни ребёнка –игра. В игре он легко воспринимает новое и развивается; учится видеть необычное в обычном; рассуждать, спорить, доказывать, сопоставлять, критически подходить к решению различных проблем, встречающихся в жизни.    

К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Но в то же время креативный  – нестандартный подход ценится у любого работодателя, в любой сфере деятельности.     Креативное мышление – процесс, способный порождать необычные идеи, отклонятся от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка. Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что –то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребёнка становится «подвижным» и «гибким», развивается фантазия и усидчивость, воображение.

Постоянное шаблонное выполнение заданий «убивает» креативное мышление в ребёнке. Поэтому очень важно тренировать в ребёнке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.                                                                                                    В современном образовании всё чаще речь идёт о необходимости педагогики, направленной на развитие личности, что существенно меняет не только направленность и содержание педагогических исследований, но и всю образовательную практику. В связи с этим особый интерес имеет положение креативной педагогики с опорой на ТРИЗ.

Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать,  почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий.

Развить такие качества мышления как гибкость, вариативность, системность, диалектичность, поисковую активность, речь и творческое воображение.

Цели программы:

  • Расширять и совершенствовать собственные знания и умения по ТРИЗ –педагогике, чтобы понимать «Почему именно это нужно говорить и делать»
  • Создать условия для полноценного интеллектуального и психического развития детей.
  •  Внести новизну в воспитательно-образовательную работу в дошкольном      учреждении, выражающуюся в сотрудничестве взрослого и ребенка на принципе взаимоуважения, признание его прав, учета его возможностей.

Задачи:

  • всесторонне развивать личность ребенка, его дарование и творческие способности, развивать любознательность как основы познавательной активности будущего школьника;
  • формировать познавательный интерес и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач, упражняя в решении их, используя элементы ТРИЗ;
  • развивать навыки системного, поискового, изобретательского мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;
  • развивать творческое воображение через специальные игры, упражнения, тренинги, операторы, приемы фантазирования;

Отличительной особенностью программы является создание определённых педагогических условий:                                            

  • общение со взрослыми и сверстниками;
  • субъективная позиция ребенка в деятельности;
  • направленность деятельности на познание окружающего мира;
  • создание раскрепощённой, комфортной обстановки, способствующей

активной творческой деятельности при обучении дошкольников;

  • введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр,

творческих, импровизационных и проблемных задач;

  • сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;
  • воспитание у детей веры в свои силы, в свои творческие способности.

условия реализация программы:

занятия проводятся по информационной карте (структуре креативного занятия) (приложение №1). Тематические игры, творческие задания, игровые упражнения проводятся в непосредственно- образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах, самостоятельной и индивидуальной работе.

Пошаговый алгоритм реализации технологии ТРИЗ:

1 этап:

1. Анализ литературы по теме технологии ТРИЗ В ДОУ.

2. Составление   перспективного планирования   воспитательно – образовательного процесса с использованием инструментария проблемно – игрового обучения.

3.Насышение предметно – развивающей среды дидактическими пособиями, материалами по ТРИЗ – технологии.

2 этап - Работа с родителями:

  • 1.Информационный бюллетень для родителей «Учим, играя »             (по технологии ТРИЗ.)
  • 2. Беседы, консультации, анкетирование родителей с целью информирования и выявления заинтересованности.

Организация работы: тематические игры, творческие задания

В результате обучения происходит:

  • Развитие творческого мышления (вариативности, диалектичности, системности и др.)
  • Развитие творческого воображения (оригинальности, гибкости, продуктивности и др.)
  • Развитие творческой речи (умение придумывать сравнения, загадки, истории и др.)
  • Развитие творческой личности (стремление к новизне, поисковой активности, любознательности и др.)

Перспективный план старшая группа

Методы ТРИЗ и РТВ

Название игры, занятия

Задачи по овладению методами и приёмами ТРИЗ и РТВ

Примерное содержание работы

сентябрь

Вводные занятия.

Диагностика памяти и каналов восприятия информации.

Знакомство. Тестовые игры на запоминание предметов.                                   

Систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам.

Систематизировать знания о свойствах предметов.

Развитие образно-ассоциативного мышления.  

Активизировать мышление путём разрешения проблемной ситуации.

противоречия

«Хорошо –плохо», «Детский сад».

Учить находить в хорошем плохое, а в плохом –хорошее. Упражнять в нахождении противоречий. Продолжать знакомить с противоречиями.

Предлагаю поговорить о группе, игрушках. Каких игрушек в группе много? Каких мало? Что хорошего в том, что в группе много игрушек ? Что в этом плохого?

Системный оператор

«Волшебная лесенка» - кукла

Познакомить с системным оператором

На занятие Гномик из страны ТРИЗ приносит игрушку куклу и просит детей рассказать о ней, потому что в стране ТРИЗ он такую игрушку не встречал.  Чертим на доске «Волшебную лесенку» задаю вопросы.

Геометрические фигуры: распознание на ощупь; дорисовывание  до узнаваемого образа. Игра «Умелый художник».                           Работа с природным материалом.                              Игра «Чудесные превращения»

Формировать понимание относительности размера. Систематизировать знания детей о размерах животных.

октябрь

Методы РТВ

«Дели – Объединяй»

Определять части системы по различным признакам

Гном знакомит детей с волшебником «Дели –Объединяй» и предлагает с ним поиграть в фонтаны игрушек: деревянных, резиновых, металлических, пластмассовых, меховых .. предлагает детям их составить. И наоборот – собрать «струйки воды» фонтаны в «трубу – основание».

Упражнения в подборе произвольных ассоциаций. Игра «Веер»

Учить подбирать ассоциации

Назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной.

Креативность мышление

«придумай назначение предмета»

Развивать гибкое мышление

Берём любой предмет и предлагаем ребёнку придумать как его можно использовать не по прямому назначению. Для начала попросите придумать 10 способов применения, затем увеличивайте.

Модификация русской народной сказки «Колобок»

Изменить сказку, модифицировать её, создать новую ситуацию, используя элементы ТРИЗ.

ММЧ

«Газообразные человечки», «Твердые и жидкие человечки», «Цветные человечки». С использованием следующих игр: «Назови твердое», «Замри», «Маленькие человечки», «Разноцветный светофор» т.д.

Познакомить с методом маленьких человечков. Обобщить представление детей о свойствах твёрдых веществ. Развивать воображение, умение инсценировать. Развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.

ноябрь

СО

«Волшебная лесенка» -лес, берёза, белый гриб

Продолжать знакомить с системным оператором.

Что такое лес? Рассматриваем его по структуре:

Части леса. Лес часть чего. Его прошлое: семена деревьев.. его будущее: новые саженцы, мебель, дома..

СО

«Теремок»

Учить находить общее (отличительные) свойства. Развивать умение сравнивать, анализировать

Педагог предлагает поиграть в теремок. В теремке будут жить те деревья, которые назовут , что между ними общего (чем они отличаются)

противоречия

«хорошо – плохо»

Продолжать учить видеть противоречия

Что хорошего в осени? Что плохого?

Методы РТВ

«Эмпатия» - осенний листок

Вживание в образ

Педагог «превращает» детей в листья. Дети называют, какой они листок. Двигаются под музыку. Рассказывают о своих чувствах, мыслях.

декабрь

СО

Дразнилка – снежинки

Упражнять в определении функции

Очень любит ворона дразнится, играет с детьми с словом «снежинки»: что делают? + суффикс –ка. Какие? + суффикс -ка

ММЧ

Зимние явления

Упражнять в определении физического состояния явлений.

Зима предлагает превратится в снег, лёд.

Развитие образной речи

Органы чувств. «Наши помощники»

Описание объектов с опорой на органы чувств. Игра «Скажи красиво»

Систематизировать знания о строении человека. Развивать внимание, умение сравнивать, обобщать. Развивать воображение.

Противоречия

Хорошо – плохо зимующие птицы

Продолжать учить видеть противоречивые свойства в явлениях

Зимующие птицы прилетают близко к людям. Что в этом хорошего? Плохого? Сформулировать противоречие, предъявив к одному явлению, два противоречивых условия, качества, свойства

январь

Функции подсистем: Надсистемы и подсистемы объекта, «Системный лифт»

.С использованием следующих игр: «Строим дом», «Лифтовой зверь», «Вперед — назад», «Первый, второй,

третий» и т.д.

Систематизировать представления о назначении дома и его составных частей. Развивать умение анализировать, видеть взаимосвязи, формировать диалектическое мышление.

РТВ

Фантастическая птица

Видеть части объекта, учить комбинировать, развивать воображение

Давайте придумаем новую птицу, соединив части различных перелётных птиц.

СО

Загадки

Продолжать учить придумывать загадки, используя модели загадки, развивать связную, образную речь, воображение

Придумать загадки о ёлке, Снегурочке. Использовать модель – какой –кто такой же? Что делает – кто делает так же?

Креативное мышление

Занятие про овал и круг

Учить детей видеть необычное в обычном. Развивать любознательность, творческие способности.

февраль

СО

Рифмы

Учить составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию, определять слово, к которому надо подобрать рифму.

Игра «жил –был» дополняя слово рифмованным словом. Жила была шапка красная, и была она…». Жил –был сапог, и был он похож… предложить представить полученные сравнения

СО

Волшебная лесенка

Продолжать формировать умения добывать знания через СО

Рассказать о том, что такое Армия, из каких родов войск она состоит, кто служит. Что было раньше? Что будет в будущем.

Креативное мышление

Занятие про сон

Развивать мыслительные функции, умение работать с системным оператором

Приходит совёнок и предлагает детям встретится с чудом- волшебным мороженным. Что могло приснится совёнку? Игра да –нетка.

март

Модификация русской народной сказки «Курочка ряба»

Игры на формирование умения выделять функции объекта «Мои друзья», «Дразнилка».

Изменить сказку, модифицировать её, создав новую ситуацию.

Противоречия

Хорошо-плохо

Учить видеть противоречия

Предложить поиграть девочки мальчики: что хорошего в том, чтобы быть мамой, папой: что в этом плохого

СО

Волшебная лесенка

Знакомство с мебелью через системный оператор

Рассмотреть мебель на волшебной лесенке. Её части. Она часть чего?. Её прошлое. Её будущее.

Креативное мышление

Занятие про фигурки

Развивать внимание, умение узнавать фигуры в необычных предметах

Приходит совёнок и приносит ластик в виде поросёнка или веера. Все блоки занятия проходят с совёнком. Он предлагает отгадать загадку, поиграть в головоломку и раскрасить клоуна.

апрель

Системный оператор

Прошлое ,будущее человека и предметов. с использованием следующих игр: «Чем было раньше?..» ,«Большие — маленькие», «Съедобное - несъедобное», Игра «Вверх — вниз — вперед —назад». «Путешествие по «пятиэкранке».

Обобщить представления детей о прошлом различных объектов. Развивать умение анализировать.

Противоречия

Предметы посуды

Видеть положительные и отрицательные свойства посуды

Предложить сформулировать положительные и отрицательные свойства определённого качества посуды одновременно

СО

Загадка

Работа по алгоритму

Придумать загадку по структуре и по функции: что есть? (какие части) у кого такие же.

май

диагностика

                                                                               

                                                                             Перспективный план подготовительная группа

Методы ТРИЗ и РТВ

Название игры, занятия

Задачи по овладению методами и приёмами ТРИЗ и РТВ

Примерное содержание работы

сентябрь

Методы РТВ

«Наоборот»

«Метафора»

Определять части системы по различным признакам.

Знакомить с противоположными качествами и категориями

Учить переносить свойства одного объекта на другой.

Знакомить с волшебником «Наоборот» и предлагает с ним поиграть.

Педагог предлагает дополнить предложение о своей любимой игрушке: «Я люблю играть с мячом, потому что он (какой? Что такое же?). круглый как яблоко. Прыгать как зайчик.

Креативность мышления

Игра «Что будет, если?»

Предложить ребёнку пофантазировать, что будет если. Кошки научатся говорить человеческим голосом?. Рыбы научатся летать?.

АРИЗ

 «сказка Маша и медведь»

Познакомить с АРИЗ

Педагог показывает сказку «Маша и медведь» останавливает сказку на том месте, где Маша хочет уйти домой, но не может. Как помочь маше? Что ей делать? Кто герои сказки? Составляем КП: маша – дом; дом –маша; маша – медведь; маша – корзина; маша –лес: формируем ИКР на каждой конфликтной паре, находим ресурсы, решаем противоречия

Ресурсы

«Маша – растеряша» - зонт (сапоги)

Продолжать знакомство с понятиями: функции, ресурсы.

Гном знакомит с новой игрой. Педагог выполняет роль маши, которая потеряла зонт(сапоги), надо идти в магазин, а на улице дождь. Как помочь маше? Что ей делать?

октябрь

СО

составь рифму

Закрепить понятие – подсистема (слоги, звуки) делить на части, соединять

Методы РТВ

Составление фантастического рассказа «Осень в саду» (по плану педагога)

Учить применять методы развития воображения

Как выглядит осень? Что волшебного может делать осень в саду?

План рассказа:

Кто такая осень, какая она. Как попала осень в сад. Что она увидела и кА изменила  сад (дели-объединяй, увеличение –уменьшение) чем все закончилось.

СО

Дразнилка

Учить придумывать слова, используя слова –действия, прилагательные + суффикс. Учить определять функции предмета

Приходит в гости куклы Ваня и Таня. Таня плачет, её обидел Ваня, называет плохими, обидными словами. Что делать? На помощь приходит гном, он знакомит с игрой дразнилка. Предлагает взять фрукт, посмотреть, какой1 он, что оно умеет делать и к этим словам прибавить «хвостик» - кА, -вилка, -лка.

СО

Теремок

Продолжить учить использовать СО

В терем то попадёт, кто общее с фруктами назовёт; кто различие найдет.

ММЧ

Маленькие человечки

Упражнять в определении ф/состояния частей тела

Буратино приходит в гости и просит помочь составить модель лося из маленьких человечков твёрдого, жидкого и газообразного состояния.

ноябрь

противоречия

Хорошо – плохо. Собака –лощадь

Видеть противоречия

Приходит на занятие Маша и Ваня. Спорят, хорошо ли иметь дома собаку(лошадь). Предлагает детям помочь.

РТВ

О чём я думаю

Учить вживаться в образ

Выбрать для себя домашнего животного, разойтись по двору, о чём думает животное? Когда холодно? Голодно? Потеряло детёныша? Заблудилось?

Креативность воображения

Игра мелодия

Учить рассказывать о мелодии

Можно самому попробовать создать мелодию из любого музыкального инструмента или послушать в исполнении кого –то. Пусть расскажет какая эта мелодия

декабрь

МФО

Фантастическое животное

Развивать фантазию, работать с аналогами

Собираем фантастическое животное из разных частей. Зарисовываем. Составляем рассказ – описание, придумываем, как он будет питаться, где жить , называться.

РТВ

Составление фантастических гипотез

Развивать воображение, переносить функции одного объекта на другой.

«что было бы если…» выбираем в одну колонку лесных животных, в другую – их различные действия. Соединяем существительное с глаголом. Представить на обсуждение наиболее интересные гипотезы.

СО

Волшебная лесенка – зима, бусы для зимы

Продолжать учить видеть составные части, будущее и прошлое явления, их функции

Дети рассказывают о зиме через «волшебную лесенку» рассматривают зиму в подсистеме: признаки зимы (от неживой природы- к живой), месяцы, зима как часть времён года: прошлое зимы – осень, её признаки , месяцы; будущее зимы. Педагог предлагает подарить зиме зимние бусы. Каждая бусинка – зимнее явление, собирать бусинки картинки надо от главной к её результату.

противоречия

Хорошо – плохо –зима

Продолжать учить формировать противоречия

Зима – это хорошо или плохо. Предложить сравнения между рядами в определении противоречий. Педагог называет признак зимы, дети – формулируют противоречие

ММЧ

Зимние явление

Упражнять в определении физического состояния явлений. Познакомить с понятием «тепло» его ролью в жизни маленьких человечков

Кукла Зима предлагает детям стать волшебниками: превратится в снег, лёд. Приходит весна, что происходит с человечками? Наблюдают за таянием снега, затем его испарением, объясняют, изображают.

СО

Волшебная лесенка праздник новый год

Систематизировать знания через СО

Поговорить о зимнем празднике, выяснить знания детей, располагая их на волшебной лесенке. Части праздника (атрибуты, традиции), ПС- праздник в других странах, прошлое праздника.

январь

РТВ

Метафора

Переносить свойства на другой объект

Чтение сказки «Проказы старухи Зимы» по К. Ушинскому. беседа по тексту. Что делала старуха Зима? Кто делает так же?  (забилась, разозлилась, накинулась, заволокла, заплакала..)

АРИЗ

Сказка про снежного колобка

Продолжать учить сочинять сказку, используя агрегатное состояние, калька сказки, развивать связную речь, творчество

Давайте придумаем сказку про свой колобок. Выберите героев. Из чего был сделан обычный колобок? А наш на севере из чего может быть? Его характер. Куда он направился? С кем он будет встречаться. Их характеры, что они хотят от колобка?. Противоречия, в чём конфликт? Ресурсы снежного колобка. По каждой ступеньке придумываем предложение. Записываем в виде схем.

РТВ

Метафора- варежки, шарф

Переносить свойства одного явления на другое

Продолжать учить составлять метафору по алгоритму: определить явление, его место; его отличительное свойство, кто обладает такими же свойствами- второй объект; определить место второго объекта

РТВ

Эмпатия- о чём я думаю?

Развивать воображение. Использовать приём оживления

Выберите, чем из зимней одежды и обуви вы будете? Где вы сейчас? Что вы видите перед собой? О чём вы мечтаете?

АРИЗ

Задача в сказке

Работать по алгоритму. Применять метод – посредника

Однажды заспорили 3 цвета светофора кто из них главный. Разругались и стали светить не по очереди, а одновременно. Что началось на улице!... кто мог помочь решить проблему?

февраль

Противоречия

Хорошо – плохо

Формировать противоречия

Играют дети в игру. Мишка называет что ему не нравится в городе, а ребята доказывают, что в этом хорошего

РТВ

Волшебник – ресурсы

Развивать фантазию, использовать полученные раньше знания

На занятие приходит волшебник и превращает всех детей в различные виды транспорта, рассказывает ситуацию, в которую попал это вид транспорта, предлагает рассказать, о чём он сейчас думает, что говорит на своём транспортном языке человеку?

СО

Да –нетка

Продолжать учить загадывать объект, логически правильно задавать вопросы. Развивать внимание

Разделить иллюстрации на виды транспорта. Учить алгоритму составлению вопросов, на которые ответ должен прозвучать да или нет. Загадывать объект и находить его по вопросам.

март

СО

Волшебная лесенка –семья, мамин праздник

Продолжать учить видеть составные части, будущее и прошлое объекта.

Педагог с детьми рассматривает семейные фотографии ребят, уточняют, что это – семья. Мамин праздник. Беседуют, для чего она нужна? Рассматривают на волшебной лесенке.

РТВ

Фантастические гипотезы

Определять функцию, переносить на другие объекты. Развивать фантазию

Предложить поиграть в путаницу: с одной стороны доски выписать профессии, с другой – их функцию. Сложить фразу что будет, если…? И произвольно соединяем части сторон. Предлагаем представить, почему так получилось, что из этого хорошего, а что - плохого

Функция

Дразнилка

Определять функцию предмета

Дразнилка с мебелью. Называть мебель, а дети помогают подбирать слова

АРИЗ

Задача

Продолжать работать по алгоритму

Как достать груз, после потопления корабля. Никто добраться до него не может –очень глубоко. Выделить КП. Сформировать П. определить ИКР. Найти ВПР -решение

апрель

СО

Волшебная лесенка – весна

Продолжать учить составлять СО по структуре и времени

Предложить создать историю весны, подарить ее ребятам старшей группы, рассказав части весны, частью чего она является, кем была, как выглядела зимой, её признаки, кем будет, её признаки

ММЧ

Маленькие человечки

Закрепить знания о физическом состоянии объектов

Предложить составить загадку о весеннем явлении, используя знаки тепла и холода

РТВ

МФО –ручка

Переносить свойства предметов на другие объекты

Буратино так мечтает о волшебной ручке! Ребята придумывают новую ручку, наделяя ее свойствами других предметов.

май

Диагностика детей

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Диагностика детей. (приложение№2)

Название шкалы

Автор

Исследуемая функция

Фактор, влияющий на результат

Круги

Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова

уровень развития творческих способностей детей

Личностные особенности испытуемых; уровень развития творческих способностей

Чернильные пятна

Е.М. Торшилова, Т.В.Морозова

степень оригинальности воображения

                                                                                                                                                                                                            Я считаю, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Ребёнок будет больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, научится ломать привычные рамки банальности, приобретёт оригинальный склад мышления.

Литература:                                                                                                                                                                                       М.М.Зиновкина, Р.Т. Горев, П.М.Горев, В.В.Утемов.

Научное творчество : инновационные методы в системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ –ТРИЗ: учебное пособие.-Киров: изд-во ВятГГУ, 2013.

П.М.Горев, В.В. Утёмов «Путешествие в страну творчества»

М.М.Зиновкина, П.М.Горев, В.В.Утёмов «Увлекательные игры с совёнком»

Горев Павел Михайлович, Утёмов Вечеслав Викторович

Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. Методы и приёмы ТРИЗ. Изд.3-е.  М.: ЛЕНАНД, 2017.

Гин Светлана Ивановна

ТРИЗ –педагогика для малышей: конспекты занятий для воспитателей и родителей.

Пчёлкина Екатерина Львовна

Детский алгоритм решения изобретательских задач. (ДАРИЗ)

Е.Л.Пчёлкина, А.В.Кислов

«Маленькие секреты большой памяти» методическое пособие по развитию образно-ассоциативного мышления и памяти методами эйдетики.

Садыкова Гульназ

ТРИЗ –педагогика . универсальный конструктор (алгоритм) ТРИЗ –занятий.

Горев Павел Михайлович, Утёмов Вячеслав Викторович

«45 креативных развивающих задачек Совёнок» издательство АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании»

Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте.: практическое пособие для воспитателей ДОУ//АВТ.-СОСТ.Аджи А.В. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.

Приложение №1

Информационная карта (структура креативного занятия)

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов –сюрпризов, способных вызвать удивление ребёнка. Этот блок обеспечивает мотивацию малыша к занятиям и развивает его любознательность.

Блок 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей малыша.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки, которая реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, систему спортивно – эмоциональных игр, театрализацию и др.

Блок4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощённых в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, доверительного и логического мышления и творческих способностей ребёнка. Для дошкольников используется редко.

Блок 7 (резюме) обеспечивает обратную связь с малышом и предусматривает качественную и эмоциональную оценку ребёнком самого занятия.

Приложение№2

Методика. Круги

(адаптированный вариант методики Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой)

Цель: выявить способность ребёнка к продуцированию множества разнообразных графических образов.

Стимульный материал. Бланк с изображением 15 кругов различной величины

Ход обследования. Ребёнку предлагают на бланке нарисовать как можно больше разнообразных и необычных предметов. Пояснить, что рисовать можно как внутри круга, так и вне его; использовать для рисунка один, два или более кругов для одного рисунка.

Обработка данных.

Оценка результатов проводят по следующим показателям:

  • Общее количество рисунков как показатель скорости и беглости мышления (до 5 рисунков – 1 балл; 6-10 рисунков -2 балла, 11-15 рисунков -3 балла).
  • Степень разнообразия рисунков как показатель пластичности и гибкости мышления (оценивается по количеству категорий; рисунки группируются по следующим категориям: природа, быт, наука и техника, декоративные предметы, игрушка и др.: 1-2 категории -1 балл, 3-4 категории -2 балла, более 5 категорий -3 балла).
  • Неординарность изображений как показатель оригинальности мышления (определяется по количеству рисунков, встречающихся в определённой возрастной группе: не встречается -3 балла, не более 1-2 раз -2 балла, более 2 раз – 1 балл)
  • Тщательность разработки, детализации рисунков (схематичный не детализированный, шаблонный рисунок -1 балл; рисунок имеет отдельные детали, не сводится к схеме предмета -2 балла; яркая детализация, стремление ребёнка качественно оформить исходный знак, придать ему своеобразие 3 балла);
  • Реалистичность рисунков (изображают предметы, которые видят здесь и сейчас, -1 балл; в основном изображают рисунки объектов по памяти -2 балла; в основном изображают предметы по представлению, в ом числе те, которых не существует , и те, которые в образах отражают абстрактную реальность -3 балла);
  • Способ построения изображений (преимущественно опредмечивание: образ восприятия достраивается до предметного целого, занимая в этом целом центральное место -1 балл; преимущественно опредмечивание с добавлением разнообразных деталей -2 балла, преимущественно способ включения: элемент, на основе которого строится образ, становится лишь деталью рисунка, часто второстепенной -3 балла)
  • Композиция (случайное объединение -1 балл; объединяются отдельные изображения -2 балла; объединяется большинство изображений -3 балла).

Результаты отражают в диагностической карте. По сумме баллов определяют уровень выраженности способности к продуцированию множества разнообразных графических образов по следующей шкале: низкая- 0-6 баллов, средняя -7-14 баллов, высокая – 15-21 балл. Высокий уровень является показателем, характеризующим одарённого ребёнка.

Диагностическая карта оценки выполнения детьми заданий по методике «Круги» (в баллах)

Дата обследования________________

Возрастная группа________________  

Педагог________________

показатели

Ф.и. ребёнка, возраст

Общее количество рисунков

Степень разнообразия рисунков

Неординарность изображений

Тщательность разработки, детализации

Реалистичность рисунков

Способ построения изображений

Композиция

Балл

Уровень

Методика. Чернильные пятна

(адаптированный вариант методики Е.М.Торшиловой, Т.В.Морозовой)

Цель: выявить творческие проявления в вербальной форме

Стимульный материал. Можно использовать чернильные пятна из теста Роршаха (чернильно- красную таблицу 4, чёрно –красную таблицу 2 и многоцветную таблицу 10).

Ход обследования. Ребёнку говорят: «Сейчас я покажу тебе три карточки, на которых изображены фигуры, получившиеся из чернильных пятен. Присмотрись внимательно к каждой карточке и скажи, что ты видишь на ней. Когда закончишь рассматривать одну карточку, я покажу тебе другую». Затем просят дать как можно больше ответов. Можно задать вспомогательные вопросы: «А что ещё показано на картинке? Что вызывают эти картинки в твоей памяти, что напоминают?». Время не ограничивается.

В протоколе записываются ответы детей

Обработка данных.

Анализируя ответы детей, отмечается, как ребёнок воспринимает пятно(синтетически, в целом) или его крупные детали или строит ассоциации на основе малозаметных деталей; фиксирует, чем обусловлены ассоциации – цветом или формой, насколько восприятие формы точно и реалистично; отмечается содержание «увиденного» (животное, человек, неодушевлённый предмет, предметы искусства, фантастические образы и пр); выделяет образы динамического характера, а так же ответы, отражающие человеческую активность.

Подсчитывают общее количество возникающих у ребёнка образов, а так же количество ответов в процентах, свидетельствующих о творческих проявлениях: оригинальность, возникающих образов (более 20%), связанных с целостным восприятием пятна, образов, данных в движении (2 и более ответов), не слишком много образов животных (не более 35 %).

Полученные результаты отражают в таблице. На основе результатов делают вывод о проявлениях одарённости.

Уровень творческих проявлений в вербальной форме определяют по следующему соотношению: низкий уровень – все ответы не характеризуются творческими проявлениями; средний уровень – ответы характеризуются отдельными творческими проявлениями; высокий уровень – не более двух ответов отличаются всеми перечисленными творческими проявлениями; очень высокий – все ответы отличаются всеми перечисленными творческими проявлениями.

Результаты выполнения детьми заданий по методике «Чернильные пятна»

Дата обследования______________

Возрастная группа_________________

Педагог_______________________

показатели

Ф.и. ребёнка, возраст

Общее количество образов

Количество ответов, свидетельствующих о творческих проявлениях в %

уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления

Одно из занятий по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления Тема : «Вежливые слова». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИН...

Использование риторики вразвитт креативного мышления дошкольников.

Для развития креативного мышления использую в своей работе приемы ТРИЗ....

«Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления дошкольников младшего возраста (презентация опыта работы)

laquo;Коллаж из сказок» как один из приемов технологии ТРИЗ в формировании креативного мышления  дошкольников младшего возраста  (презентация опыта работы)...

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО...

ТРИЗ как метод формирования креативного мышления дошкольников.

ТРИЗ как метод формирования креативного мышления дошкольников. Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно и...

Презентация «ТРИЗ – технология как метод креативного мышления дошкольников»

В этой презентации можно узнать как с помощью ТРИЗ- технологии научить детей креативности....