Занятие по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления
план-конспект урока по теме

Власова Екатерина Владимировна

Одно из занятий по программе: «Коммуникативной компетенции дошкольника» с использованием инновационной технологии целостного мышления Тема : «Вежливые слова». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ДАННОМ ЗАНЯТИИ. Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни ребенка, в раскрытии его творческого и интеллектуального потенциала. К сожалению, уже в дошкольном возрасте выявляется большое количество детей с заметной внешней возбудимостью и раздражительностью, двигательным беспокойством, повышенным уровнем тревожности, проявлением агрессивности в поведении, с дефицитом внимания и т.д. Для этих детей особенно актуальна будет работа в предложенной инновационной технологии, так как является природосообразной и здоровьесберегающей. Использование технологии развития целостного мышления способствует развитию всех потенциальных возможностей ребенка. Для дошкольника особенно ценно, то что задействовано максимальное количество каналов восприятия, а это отвечает психологическим особенностям детей данного возраста. Кроме того, основным видом мышления дошкольника является образное мышление. Использование знакомых каждому человеку природных образов позволяет сразу использовать полученную информацию как инструмент общения и деятельности. Работа с природными образами через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе. Такие инструменты (образная модель) облегчают мышление и психическую деятельность через мыслеобраз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по программе:

«Коммуникативной компетенции дошкольника»  

 с использованием инновационной технологии целостного мышления.

Тема :  «Вежливые слова»

Цель.

  1. Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми
  2. Учить правильно   использовать   вежливые   слова  в   процессе   общения;
  3. Учить вести диалог, пользуясь выразительными средствами оформления и передачи мысли.

Конечные результаты.

дети:

  1. овладеют приемами вежливого обращения с окружающими,  употребляя  в речи   «волшебные»   слова;
  2. научатся вести доброжелательный диалог, используя раз
    личные средства выразительности.

Оборудование:

  1. Изображение (предварительно подготовленное) «цветка»  педагогом на формате « А-3».
  2. Карточки с требуемыми надписями для нанесения на опорный образ  педагогом (крупным шрифтом )
  3. Карточки  с требуемыми надписями для нанесения на опорный образ  для дошкольников ( раздаточный материал).
  4. Клей.
  5. Листы для рисования для детей и цветные карандаши.
  6. Запись со спокойной релаксационной музыкой.
  7. Игрушка «Буратино»
  8. Печенье  в форме цветка.
  9. Карточки загадки .

Ход  занятия.

I.

Организационный момент .

Дети стоят в кругу .  Приветствия друг друга. Все здороваются друг с другом :  (по звуковому сигналу)

  1. Кивком головы и улыбкой
  2. Мизинчиками
  3. Носочками ног и др.  

II.

Обучающая релаксация.

1).  Педагог предлагает лечь детям на спину на ковер, принять удобную позу.

 Пусть ничего не мешает вам. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох.., затем выдох... Еще раз вдохните, выдохните...

 Представьте себе прекрасную летнюю полянку, на которой растет много красивых цветов… Рассмотрите цветочки… Какие они?... Какого они цвета? …Почувствуем их запах… Какой формы у них лепесточки?.. Какой формы и какого цвета стебельки.., листики…? Вдохните их чудесный аромат… Выберите из этих цветков самый красивый... Полюбуйтесь им… Это волшебный цветок… Он поможет нам запомнить нам волшебные вежливые слова, которые помогают нам общаться со взрослыми и детьми, поднимают настроение…

         Посмотрите  — в серединке цветка появляется надпись «Волшебные вежливые слова»… А на лепесточках написаны эти слова… Посмотрите, как один из лепесточков приветливо улыбается вам. «Здравствуйте!» написано на нем… На втором лепесточке живет слово «Спасибо!». Посмотрите, этот лепесток тоже кивает нам в ответ...Посмотрите, вот третий лепесток: на нем появляется слово «Пожалуйста!». Когда мы что-то просим, мы говорим «пожалуйста», чтобы наша просьба звучала вежливо… Когда мы прощаемся — говорим «до свидания». Посмотрите, как лепесток с этим словом машет нам!...

Приглядитесь, на цветочке осталось еще много пустых лепестков... Посмотрите, какие там расположены волшебные вежливые слова... Напишите на них мысленно вежливые слова, которые вы знаете…

Полюбуйтесь своим цветочком, поблагодарите его… Он поможет  запомнить нам вежливые слова…         

Сделаем глубокий вдох, выдох… Потянемся... Медленно, каждый в своем темпе, открывайте глазки… Мы с вами в нашей комнате…

2).   Беседа.

Педагог задает вопросы детям:

-Что удалось вам представить?

-Расскажите, какой вы  увидели цветок?

 -Какого цвета лепесточки?

- Какой формы лепесточки?

-Какая сердцевинка?

-Какой стебелек и листики?

3). -  Нарисуйте то, что вы увидели…

- Рисуйте, пожалуйста, крупно, чтобы можно было полюбоваться.

(Дети рисуют.)

- Полюбуйтесь, какой получился у вас цветок, покажите друг другу какие замечательные получились цветы…

-Я тоже нарисовала цветок, посмотрите, какой он у меня....(рассматривают цветок педагога)

4). Беседа.

- Ребята, кто помнит, что было написано на сердцевинке цветочка?

- Кто  запомнил, какие надписи были на лепестках?

- Какое первое слово появлялось у нас на лепесточке?

- Кто помнит, какое  слово было на втором лепесточке? И т. д.

-Скажите, пожалуйста, какие еще «волшебные вежливые слова» вы  знаете?

Их очень много!

-Найдите у себя на столе эти вежливые слова и приклейте на лепестки вашего цветочка .

Я тоже приклею на свой цветок.

Дети ищут «волшебные слова» и приклеивают на лепестки.

«Здравствуйте»   «Доброе утро»   «Добрый день»  

 «Добрый вечер»

(Когда мы при встрече говорим «здравствуйте», этим приветствием мы желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость. Он обязательно улыбнется в ответ. А если это слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно, так можно и обидеть. Детям не надо здороваться за руку, так здороваются только взрослые. Не надо кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Ребенок первым должен поздороваться со взрослым. Если ребенок или взрослый стоит не один,  то надо сказать всем   «здравствуйте».

Затем педагог, усложняя задачу, спрашивает:

 -«Можно ли заменить слово „здравствуйте" другими словами, выражающими приветствия?»

Если дети затрудняются, то педагог задает наводящий вопрос:

- «Приветствия, сказанные в разное время суток?

Например, „доброе утро", „добрый день", „добрый вечер"».

«Благодарю»

 Воспитанные люди говорят— Благодарю. То есть, вы делитесь частью своего блага. Вы, лично, а не кто-то за Вас отвечаете добром на добро.

«Спасибо»

( не столько благодарность, сколько пожелание божьей любви, благополучия собеседнику. Пусть «спасибо» в нашей жизни   звучит как можно чаще и вызывает улыбку на лицах дорогих Вам людей.

«Пожалуйста»       «Будьте добры»     «Будьте любезны»      «Если вас не затруднит…»       «Окажите мне услугу…»

«До свидания»           «Спокойной ночи»

«Простите пожалуйста»       «Извините пожалуйста»     «Прошу прощения»

«Браво…»       «Будьте  здоровы»        «Доброго пути»       «Добро пожаловать»

«Приятного аппетита!»            «Всего  хорошего…»

Физкультминутка.

Игра-упражнение  «Пожалуйста»

Цель. Игра-упражнение вырабатывает навык употребления «волшебных»   слов ; работает  как физ.минутка;  тренирует внимание.

Ход игры.

Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста».

III.

Игра-драматизация «Добрый день»

Цель. Игра раскрывает детям значение вежливых  слов

их правильно употреблять слова в речи.

Ход игры. Педагог предлагает детям выбрать и выполнить роль любого доброго слова. Дети, выбрав себе вежливые слов, рассказывают о них в стихотворной форме:

1-й   ребенок    —   Добрый   День.

  1. Добрый день! — тебе сказали.
  2. Добрый день! — ответил ты.
    Как две ниточки  связали —
    Теплоты и доброты.

2-й   ребенок    —   Доброго    Пути.

Нам желают:

—        Доброго пути!

Будет легче ехать и идти. Приведет,  конечно, добрый путь Тоже  к доброму чему-нибудь.

3-й   ребенок    —   Здравствуйте!

  1. Здравствуйте!  —
    Ты скажешь человеку.
  2. Здравствуй, — улыбнется он в ответ.
    И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й   ребенок    —   Пожалуйста.

Отменить, что ли,

Слово пожалуйста?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без  «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5-й   ребенок    —   Спасибо.

За что мы говорим  «Спасибо»? За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы — Кому сказали? Сколько раз?

6-й    ребенок    —   Простите.

Простите,  я  больше  не  буду Нечаянно бить посуду И  взрослых  перебивать, И,  что  обещал,  забывать. Но  если  я все же  забуду, Простите,  я  больше не буду.

7-й    ребенок    —   Будьте    добры.

Будьте добры  —

Это я говорю по секрету.

Будьте добры  —

И не ждите за это конфету.

Будьте добры  —

Без игры и во время игры.

Если  сумеете,

Будьте скорее добры.

8-й    ребенок    —   Добрые    слова.

Эти  слова всем  известны давно, Видишь,  они  и просты,  и новы. Но я еще повторю все равно: —  Добрые люди,  будьте  здоровы.

IV.

Дидактическая игра  «Как Буратино стал вежливым»

Цель. Игра учит детей культуре общения, вырабатывает у них чуткое,  доброжелательное  отношение  к  сверстникам.

Дидактический материал — игрушка Буратино, другие игрушки.

Ход игры. Педагог разговаривает с детьми и с игрушечным Буратино.

Педагог.  Дети,  посмотрите,  кто у нас сегодня в гостях!

Дети.   Буратино.

Педагог. А почему Буратино молчит? Пришел, не поздоровался с нами, ничего не говорит. Что же с ним случилось? Знаете, что мне рассказал Буратино? Сегодня он играл с ребятами из другой группы и поссорился с ними. ( Обращается к игрушке.) Буратино, а почему ты поссорился с  детьми?

Педагог (детям). Знаете, сначала Буратино захотел красивую машину и отобрал ее у мальчика. Потом Буратино надоело играть с машинкой, и он сломал ее. Увидел Буратино у девочки красивую куклу и отобрал ее. Надоело Буратино играть, и стал он потихоньку дергать девочек за бантики, а мальчиков за уши. Рассердились ребята на Буратино и прогнали его из группы. Ребята, как вы думаете, почему Буратино прогнали и не захотели с ним играть?

     Дети  отвечают.

 Педагог.  Да, Буратино, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. (Обращается к игрушке.) Когда ты хочешь поиграть игрушкой товарища, что ты будешь делать, Буратино?

    Буратино.  Я отберу эту игрушку.

     Педагог.  А что вы  будете  делать,  ребята?

Дети.  Мы  скажем:   «Дай,  пожалуйста,  поиграть».

Педагог. Буратино, когда тебя угощают, что ты говоришь?

Буратино.  Ничего.

Педагог.  А вы что  говорите,  ребята?

Дети.  Мы говорим:   «Спасибо».

Педагог. Буратино, а ты защищаешь слабых? (Обращается к детям.) А вы  кого  защищаете  от обид,  дети?

Дети.  Девочек,  они слабые,  нежные,  хрупкие.

Педагог.  А какие  волшебные слова вы  еще  знаете?(посмотрите на лепестки ваших цветочков- это подсказка)

Дети. Доброе утро, здравствуйте, извините, благодарим, будьте добры,  всего  хорошего  и т.д.

Педагог. Давайте научим Буратино, как надо входить в группу, как надо просить игрушки, как надо относиться к девочкам.

Дети начинают учить Буратино правилам хорошего тона.

—  Ты  все понял,   Буратино?

Буратино. Я все понял! Теперь я везде и всегда буду говорить волшебные слова. Ведь они такие красивые, и когда их слышат,  то  все  становятся добрыми  и приветливыми.

Педагог. А теперь мы все будем играть и говорить друг другу «волшебные» слова. И вы увидите, какие вы все добрые и вежливые.

Буратино. Алеша, у тебя такая красивая машинка. Пожалуйста, дай мне с ней немного поиграть. Большое спасибо.

Педагог. Аи да Буратино! Научился-таки у наших детей вежливости.

Буратино.   Таким я  теперь буду всегда!

V.

Давайте еще раз вспомним  какие еще простые, но дорогие слова вам помог сегодня запомнить цветочек ,а вы смогли  научить всему Буратино.

Мы поблагодарим цветочек, а нам в благодарность Буратино принес печенье в виде цветочка.  

-Угощайтесь пожалуйста!

Так не хочется расставаться с цветочком, поэтому он еще останется у вас в группе и будет вам напоминанием  о том, что нужно чаще употреблять в речи с друзьями, родными и просто взрослыми людьми эти «волшебные слова» !

Тогда люди будут чаще улыбаться и окружающий мир станет еще красивее и добрее.

VI.

А на вечер цветочек приготовил вам  еще кое-что…

 Волшебный цветочек очень хочет, чтобы вы отгадали загадки ,

-Когда у вас будет свободное время и желание, можете  подойти   к волшебному цветку, взять в его сердцевинке  карточки, на которых  написаны загадки, и с друзьями попробовать их отгадать.  

Цветок остается в группе и каждый ребенок в свободное время может это сделать.

Педагог может сам во второй половине дня напомнить и активизировать интерес детей.

 

Карточки с загадками:

Встретив зайку, ёж-сосед

 Говорит ему: «…»   (Привет!)

А его сосед ушастый

 Отвечает: «Ёжик, …»   (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

 В понедельник заплыла,

 А во вторник на прощанье

 Ей сказала: «…»   (До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик

 Мышке наступил на хвостик.

 Поругались бы они,

 Но сказал он «…»   (Извини!)

Трясогузка с бережка

 Уронила червяка,

 И за угощенье рыба

 Ей пробулькала: «…»   (Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

 Голосистый соловей,

 И ему на всю дубраву

 Воробьи кричали: «…»   (Браво!)

Толстая корова Лула

 Ела сено и чихнула.

 Чтобы не чихала снова,

 Мы ей скажем: «…»   (Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:

 «Отдавай мне сыр, ворона!

 Сыр большой, а ты мала!

 Всем скажу, что не дала!»

 Ты, Лиса, не жалуйся,

 А скажи: «…»  (Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,

 Не пролезут вместе в дверь.

 Тот, кто вежливей, сейчас

 Скажет: «Только…»   (после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,

 В скорый поезд залетела.

 Ей букашки Фло и Фти

 Скажут: «…»   (Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей

 За спасенье пять гвоздей,

 А Иванушка царю

 Говорит: «…»   (Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома

 Няню строгую из дома.

 Всем, кто будет баловать,

 В дом…  (Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,

 Торт с конфетами едят.

 Скажет вежливая дочь:

 «Разрешите …»   (вам помочь!)

Из болота крокодил

 Дольше всех не выходил.

 Члены жабьего совета

 Дали приз ему за это –

 Наградили попугаем

 И кричали: «…»   (Поздравляем!)

Бык ромашек накосил

 И барана пригласил.

 Тот один съел угощенье,

 Но сказал: «…»  (Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,

 Что роса попалась в сети,

 Паучиха Шудра-Вудра

 Ей сказала: «…»  (С добрым утром!)

Олениху в два часа

 Навестить пришла лиса.

 Оленята и олень

 Ей сказали: «…»  (Добрый день!)

На закате мотылёк

 Залетел на огонек.

 Мы, конечно, рады встрече.

 Скажем гостю: «…»  (Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку

 Уложила спать в кроватку –

 Больше он играть не хочет,

 Говорит: «…»  (Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка

 Сыр для пиццы трут на терке.

 Просят мышки из норы:

 «Дайте! Будьте...»  (так добры!)

Увидали обезьяны,

 Слон под пальмой ест бананы,

 И кричат ему они:

 «Вкусно? Ты хоть намекни!»

 Вежлив слон, не сомневайтесь,

 Он им скажет: «…»  (Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу

 Незнакомую лису.

 Говорит красавице:

 «Разреши …  (представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!

 Очень желуди люблю!»

 Ответит незнакомица

 «Приятно …»   (познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки

 Стол накрывает собаке и кошке.

 Плошки расставив, скажет им Рита

 «Ешьте! Приятного вам …»   (аппетита!)

Информационная        карта        занятия

План  занятия

Образы занятия

Действия педагога

Действия детей

Программа «Коммуникативная компетентность дошкольника»

Тема : «Вежливые слова»

Возраст детей- старший дошкольный.

Цель:

1). Познакомить детей с различными формами вежливого общения между людьми.

2). Воспитывать потребность в проявлении доброты, уважения к окружающим взрослым и сверстникам.

3). Воспитывать у детей доброжелательность и культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Результаты.

дети:

  1. овладеют приемами вежливого обращения с окружающими,  употребляя  в речи   «волшебные»   слова;
  2. научатся вести доброжелательный диалог, используя раз
    личные средства выразительности.

Музыкальное сопровождение-

Муз.  Карунеш.

  1. Голосовой образ

- обучающая релаксация.

  Педагог предлагает лечь детям на спину на ковер, принять удобную позу.

 Пусть ничего не мешает вам. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох.., затем выдох... Еще раз вдохните, выдохните...

 Представьте себе прекрасную летнюю полянку, на которой растет много красивых цветов… Рассмотрите цветочки… Какие они?... Какого они цвета? …Почувствуем их запах… Какой формы у них лепесточки?.. Какой формы и какого цвета стебельки.., листики…? Вдохните их чудесный аромат… Выберите из этих цветков самый красивый... Полюбуйтесь им… Это волшебный цветок… Он поможет нам запомнить нам волшебные вежливые слова, которые помогают нам общаться со взрослыми и детьми, поднимают настроение…

         Посмотрите  — в серединке цветка появляется надпись «Волшебные вежливые слова»… А на лепесточках написаны эти слова… Посмотрите, как один из лепесточков приветливо улыбается вам. «Здравствуйте!» написано на нем… На втором лепесточке живет слово «Спасибо!». Посмотрите, этот лепесток тоже кивает нам в ответ...Посмотрите, вот третий лепесток: на нем появляется слово «Пожалуйста!». Когда мы что-то просим, мы говорим «пожалуйста», чтобы наша просьба звучала вежливо… Когда мы прощаемся — говорим «до свидания». Посмотрите, как лепесток с этим словом машет нам!...

Приглядитесь, на цветочке осталось еще много пустых лепестков... Посмотрите, какие там расположены волшебные вежливые слова... Напишите на них мысленно вежливые слова, которые вы знаете…

Полюбуйтесь своим цветочком, поблагодарите его… Он поможет  запомнить нам вежливые слова…         

Сделаем глубокий вдох, выдох… Потянемся... Медленно, каждый в своем темпе, открывайте глазки… Мы с вами в нашей комнате…

  1. Информационный образ.
  2. Опорный образ.
  3. Вкусовой образ-

«Печенье в виде «цветочка» с корицей»

 1).Организует ритуальное приветствие.

2). Читает релаксацию.

3). Организует беседу.

4).Предлагает нарисовать, то, что увидели дети.

5).Создание опорного образа.

6).Проводит физкультминутку, организуя игру-упражнение «Пожалуйста».

7). Организует игру-драматизацию

8). Проводит игру «Как Буратино стал вежливым».

9). Организует сюрпризный момент (Буратино угощает печеньем).

10). Предлагает детям отгадать загадки «Волшебного цветка»

1).Приветствуют друг друга разными способами стоя в кругу.

2). Лежат на ковре.

3). Отвечают на вопросы.

  1. Дети рисуют.
  2. Наклеивают «волшебные слова» на свой цветок.

6).Дети выполняют упражнение.


7). Участвуют в драматизации.

8).Дети играют.

9). Дети угощаются печеньем

10).Отгадывают загадки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ      ЗАПИСКА

Дошкольный возраст — важнейший этап в жизни ребенка, в раскрытии его творческого и интеллектуального потенциала.

К сожалению, уже в дошкольном возрасте выявляется большое количество детей с заметной внешней возбудимостью и раздражительностью, двигательным беспокойством, повышенным уровнем тревожности, проявлением агрессивности в поведении,  с дефицитом внимания и т.д.

Для этих детей особенно актуальна будет работа в предложенной инновационной технологии, так как является природосообразной и здоровьесберегающей.

Использование технологии развития целостного мышления способствует развитию всех потенциальных возможностей ребенка. Для дошкольника особенно ценно, то  что задействовано максимальное количество каналов восприятия, а это отвечает психологическим особенностям детей данного возраста. Кроме того, основным видом мышления дошкольника является образное мышление.

Использование знакомых каждому человеку природных образов позволяет сразу использовать полученную информацию как инструмент общения и деятельности. Работа с природными образами через ассоциацию учит отыскивать аналогии в природе. Такие инструменты (образная модель) облегчают мышление и психическую деятельность через мыслеобраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на районном семинаре на тему: «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных технологий в соответствии с ФГОС ДО»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.У любого педагога особую тр...

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

"Развитие речи дошкольников с использованием инновационных технологий.» «Кейс- технология.»

quot;Что такое "кейс-технологии" и как применять методы "кейс-технологии" на практике с дошкольниками"...